Обеспечение подготовки педагогических работников к реализации ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Чердонова В. А. Обеспечение подготовки педагогических работников к реализации ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 76-79. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11792/ (дата обращения: 18.10.2018).



В связи с вступившими в силу ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), остро встал вопрос нехватки подготовленных компетентных педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в Республике Бурятия. В статье описываются мероприятия по подготовке педагогических работников к реализации ФГОС Бурятским республиканским институтом образовательной политики.

Ключевые слова: ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), инклюзивное образование, профессиональная подготовка педагогов

Важным направлением государственной политики в отношении детей с ОВЗ является обеспечение их прав на социализацию в открытое общество и реабилитацию средствами образования. На протяжении многих лет общество акцентировало внимание не на возможностях, заложенных природой ребенка с ОВЗ, а на его дефекте, что в итоге, приводило к его изоляции и дискриминации (медицинская модель обучения ребенка с ОВЗ). В настоящее время, главным аспектом и наиболее приоритетным и закономерным направлением этой работы выступает инклюзивное образование, которое представляет собой перспективную форму обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Главный фактор успешного обучения детей с ОВЗ совместно с обычно развивающимися детьми в классе — наличие профессионального, специально подготовленного педагога.

С 1 сентября 2016 года в Республике Бурятия реализуются: ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Стандарты содержат три основные составляющие: требования к условиям обучения, к программам и к результатам образовательного процесса. На первом этапе нам необходимо создать условия для обучения таких детей. Необходимо обеспечить в ОО такие условия обучения, воспитания и развития которые, включают в себя использование специальных адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

С принятием стандартов, в стране появилась новая философия инклюзии, которая заключается в том, что необучаемых детей не существует. Проводниками новой философии становятся, прежде всего, педагоги, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями. Без специально подготовленных педагогов (дефектологов, психологов, социальных педагогов) реализация ФГОС просто невозможна. Овладение профессиональными компетенциями, позволяющими работать с такими категориями детей становятся одним из ключевых условий реализации ФГОС как в общеобразовательных так и в специальных коррекционных образовательных организациях.

Понимая актуальность подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в ОО Республики Бурятия, ГАУ ДПО РБ «БРИОП» разработал и принял Сетевой план научно-методической деятельности по сопровождению введения и реализации ФГОС общего образования, ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями (на 2016–2020 гг.).

На основании данного плана, а также плана-проспекта образовательных услуг института, реализуются организационно-методические мероприятия по организации и научно-методической подготовке слушателей к введению ФГОС НОО детей с ОВЗ и умственной отсталостью.

Проведен мониторинг запроса педагогических работников на профессиональную поддержку по введению ФГОС для детей с ОВЗ.

– Определены профессиональные дефициты педагогов:

– — недостаточное владение психолого-педагогическими основами организации работы с детьми с ОВЗ;

– — недостаточные навыки проектирования образовательного процесса и АОП;

– — незнание особых образовательных потребностей разных нозологических групп детей;

– — не умение создать особые образовательные условия.

С учетом мониторинга, разработаны 4-х часовые модули по реализации инклюзивного образования в РБ для программ к. п. к., а также разработаны программы повышения квалификации, которые реализуются Институтом в настоящее время.

Разработаны и реализуются программы повышения квалификации:

– Формирование модели инклюзивного образования для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС.

– Инклюзивное образование: модели эффективной социализации детей с ОВЗ в ОО.

– Подготовка к реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями.

– Психолого-педагогические основы организации работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

– Методология и технология реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями в условиях ОО- 24 часа.

– Особенности реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями- 32 часа.

– Социализация и реабилитация детей с ОВЗ и девиантным поведением посредством коллективной анимациолнной деятельности (метод Мульттерапии)- 24 часа.

– Организация инклюзивного образования в ОО: АООП обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС- 24 часа и другие.

Всего в 2017 году реализуется 12 программ к. п.к. на бюджетной основе, объемом от 24 до 72 часов, заочной (электронной) и очной формы обучения.

Проведены курсы повышения квалификации для 15 районов РБ (Джидинский, Еравнинский, Хоринский, Селенгинский, Мухоршибирский, Кяхтинский, Кижингинский, Курумканский, Баргузинский, Иволгинский, Северобайкальский, Тункинский, Кабанский, Закаменский, Заиграевский) по теме: «Подготовка к реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями», всего обучено 29 групп общей численностью- 1037 чел.

На курсах повышения квалификации используются как традиционные формы и методы обучения, так и инновационные: лекции, практические задания, тесты, проектирование АОП, программ социализации и коррекционной работы, мастер-классы (в том числе- по современным моделям эффективной социализации детей посредством мульттерапии), проблемный кейс, круглый стол, профессиональные тренинги, проблемное изложение- с участием приглашенных специалистов в области дефектологии и членов общественных организаций, курирующих инклюзивное образование в РБ.

Информационно-аналитическая поддержка педагогов включает в себя: консультирование по вопросам организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ. Основные вопросы консультаций: алгоритм включения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательную деятельность учреждения, локальная нормативно-правовая база, создание ПМПк в ОО, а также вопросы по реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ.

С целью научно-методической подготовки педагогических работников РБ к реализации ФГОС для детей с ОВЗ, обмена опытом по созданию адаптивной образовательной среды и актуальными вопросами инклюзивного образования, лаборатория коррекционного и инклюзивного образования проводит конференции, семинары, круглые столы. Так, в марте 2016 года в Республике Бурятия была организована и проведена Республиканская научно-практическая конференция «Создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья». В мероприятии приняло участие более 297 педагогов из 13 районов Бурятии и г. Улан-Удэ.

Был представлен лучший опыт инклюзивного образования в РБ- доклады педагогов, которые работают в массовых ОО РБ с детьми с ОВЗ, а также лучшие практики коррекционного образования, которыми поделились педагоги СКОУ- все виды коррекционных школ.

На конференции обсуждались актуальные вопросы по:

– Обеспечению УМК и проектированию современного урока в условиях реализации инклюзивного образования;

– Мониторингу результатов инклюзивного образования: проблемах и путях их решения;

– Психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ;

– Моделям эффективной социализации детей с ОВЗ в ОО;

– Информационным технологиям в инклюзивном образовании детей.

Заинтересованность педагогов в совершенствовании профессиональных компетенций по работе с детьми с ОВЗ остается достаточно высокой. В связи с чем, Институт по заявкам от ОО, органов управления образованием организует проведение различный мероприятий. В соответствии с планом-проспектом и сетевым планом научно-методической деятельности, запланированы следующие мероприятия:

– Республиканские семинары для педагогических работников «Организация инклюзивного образования в ОО», «Формирование модели инклюзивного образования для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС».

– Методологические семинары для сотрудников института по вопросам введения ФГОС.

– Разработка методических рекомендаций по комплексному психолого-медико-педагогическому сопровождению детей дошкольного и младшего школьного возраста.

– Разработка методических рекомендаций по организации обучения детей с интеллектуальными нарушениями и ТМНР.

– Создание сети ресурсных центров на базе специальных (коррекционных) школ- для успешной реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и развития инклюзивного образования в РБ.

– Создание профессионального сообщества учителей-дефектологов.

В марте 2017 года состоится Республиканская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями».

Вместе с тем, остается достаточно много проблем, связанных с кадровым потенциалом ОО. Для решения проблем необходимо, на наш взгляд, создать модель комплексного взаимодействия органов власти, общеобразовательных, специальных (коррекционных), учреждений профессионального и дополнительного профессионального образования, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации адаптированных образовательных программ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ребенок, Бурятия, умственная отсталость, обучающийся, реализация, образование обучающихся, нарушение, эффективная социализация детей, Республиканская научно-практическая конференция.

Ключевые слова

инклюзивное образование, профессиональная подготовка педагогов, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Похожие статьи

Особенности инклюзивного образования слабослышащих детей...

инклюзивное образование, ребенок, обучающийся, обучение детей, нарушение слуха, инклюзивное обучение, общее образование, учебный план, социально-психолого-педагогическое сопровождение детей...

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными

Вместе с тем психологические механизмы готовности педагогов к социализации, обучению и развитию «особых» детей часто...

Актуальность инклюзивного образования в сфере развития...

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школа, инклюзивное образование, возможность, Казахстан, общество, ученик, полноценная жизнь...

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

ребенок, инклюзивное образование. Проблемы при реализации инклюзивного воспитания и обучения детей с расстройством... Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Проблемы практической реализации инклюзивного образования прежде всего связаны с материально-технической неподготовленностью учреждений образования к обучению в них детей с отклонениями в развитии, для которых необходимы...

Опыт реализации инновационной модели...

Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы международной научно-практической конференции 20–22.06.2011 / ред. О. Н. Ертанова, М. М. Гордон.

Инклюзивное образование – проблемы и пути решения

международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, февраль 2012).

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ребенок, ограниченная возможность здоровья, потребность...

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения...

Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 20-24 с. Перепёлкина Н.А. Проблема интегрирования детей с ограниченными...

Инклюзивное образование в МДОУ детский сад «Солнышко»

VIII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2016).

Чем раньше мы начинаем социализацию детей, тем легче и быстрей ребенок адаптируется к обычным условиям детского сада.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности инклюзивного образования слабослышащих детей...

инклюзивное образование, ребенок, обучающийся, обучение детей, нарушение слуха, инклюзивное обучение, общее образование, учебный план, социально-психолого-педагогическое сопровождение детей...

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными

Вместе с тем психологические механизмы готовности педагогов к социализации, обучению и развитию «особых» детей часто...

Актуальность инклюзивного образования в сфере развития...

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школа, инклюзивное образование, возможность, Казахстан, общество, ученик, полноценная жизнь...

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

ребенок, инклюзивное образование. Проблемы при реализации инклюзивного воспитания и обучения детей с расстройством... Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Проблемы практической реализации инклюзивного образования прежде всего связаны с материально-технической неподготовленностью учреждений образования к обучению в них детей с отклонениями в развитии, для которых необходимы...

Опыт реализации инновационной модели...

Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы международной научно-практической конференции 20–22.06.2011 / ред. О. Н. Ертанова, М. М. Гордон.

Инклюзивное образование – проблемы и пути решения

международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, февраль 2012).

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ребенок, ограниченная возможность здоровья, потребность...

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения...

Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 20-24 с. Перепёлкина Н.А. Проблема интегрирования детей с ограниченными...

Инклюзивное образование в МДОУ детский сад «Солнышко»

VIII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2016).

Чем раньше мы начинаем социализацию детей, тем легче и быстрей ребенок адаптируется к обычным условиям детского сада.

Задать вопрос