Библиографическое описание:

Чердонова В. А. Обеспечение подготовки педагогических работников к реализации ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 76-79.



В связи с вступившими в силу ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), остро встал вопрос нехватки подготовленных компетентных педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в Республике Бурятия. В статье описываются мероприятия по подготовке педагогических работников к реализации ФГОС Бурятским республиканским институтом образовательной политики.

Ключевые слова: ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), инклюзивное образование, профессиональная подготовка педагогов

Важным направлением государственной политики в отношении детей с ОВЗ является обеспечение их прав на социализацию в открытое общество и реабилитацию средствами образования. На протяжении многих лет общество акцентировало внимание не на возможностях, заложенных природой ребенка с ОВЗ, а на его дефекте, что в итоге, приводило к его изоляции и дискриминации (медицинская модель обучения ребенка с ОВЗ). В настоящее время, главным аспектом и наиболее приоритетным и закономерным направлением этой работы выступает инклюзивное образование, которое представляет собой перспективную форму обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Главный фактор успешного обучения детей с ОВЗ совместно с обычно развивающимися детьми в классе — наличие профессионального, специально подготовленного педагога.

С 1 сентября 2016 года в Республике Бурятия реализуются: ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Стандарты содержат три основные составляющие: требования к условиям обучения, к программам и к результатам образовательного процесса. На первом этапе нам необходимо создать условия для обучения таких детей. Необходимо обеспечить в ОО такие условия обучения, воспитания и развития которые, включают в себя использование специальных адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

С принятием стандартов, в стране появилась новая философия инклюзии, которая заключается в том, что необучаемых детей не существует. Проводниками новой философии становятся, прежде всего, педагоги, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями. Без специально подготовленных педагогов (дефектологов, психологов, социальных педагогов) реализация ФГОС просто невозможна. Овладение профессиональными компетенциями, позволяющими работать с такими категориями детей становятся одним из ключевых условий реализации ФГОС как в общеобразовательных так и в специальных коррекционных образовательных организациях.

Понимая актуальность подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в ОО Республики Бурятия, ГАУ ДПО РБ «БРИОП» разработал и принял Сетевой план научно-методической деятельности по сопровождению введения и реализации ФГОС общего образования, ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями (на 2016–2020 гг.).

На основании данного плана, а также плана-проспекта образовательных услуг института, реализуются организационно-методические мероприятия по организации и научно-методической подготовке слушателей к введению ФГОС НОО детей с ОВЗ и умственной отсталостью.

Проведен мониторинг запроса педагогических работников на профессиональную поддержку по введению ФГОС для детей с ОВЗ.

– Определены профессиональные дефициты педагогов:

– — недостаточное владение психолого-педагогическими основами организации работы с детьми с ОВЗ;

– — недостаточные навыки проектирования образовательного процесса и АОП;

– — незнание особых образовательных потребностей разных нозологических групп детей;

– — не умение создать особые образовательные условия.

С учетом мониторинга, разработаны 4-х часовые модули по реализации инклюзивного образования в РБ для программ к. п. к., а также разработаны программы повышения квалификации, которые реализуются Институтом в настоящее время.

Разработаны и реализуются программы повышения квалификации:

– Формирование модели инклюзивного образования для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС.

– Инклюзивное образование: модели эффективной социализации детей с ОВЗ в ОО.

– Подготовка к реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями.

– Психолого-педагогические основы организации работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

– Методология и технология реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями в условиях ОО- 24 часа.

– Особенности реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями- 32 часа.

– Социализация и реабилитация детей с ОВЗ и девиантным поведением посредством коллективной анимациолнной деятельности (метод Мульттерапии)- 24 часа.

– Организация инклюзивного образования в ОО: АООП обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС- 24 часа и другие.

Всего в 2017 году реализуется 12 программ к. п.к. на бюджетной основе, объемом от 24 до 72 часов, заочной (электронной) и очной формы обучения.

Проведены курсы повышения квалификации для 15 районов РБ (Джидинский, Еравнинский, Хоринский, Селенгинский, Мухоршибирский, Кяхтинский, Кижингинский, Курумканский, Баргузинский, Иволгинский, Северобайкальский, Тункинский, Кабанский, Закаменский, Заиграевский) по теме: «Подготовка к реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями», всего обучено 29 групп общей численностью- 1037 чел.

На курсах повышения квалификации используются как традиционные формы и методы обучения, так и инновационные: лекции, практические задания, тесты, проектирование АОП, программ социализации и коррекционной работы, мастер-классы (в том числе- по современным моделям эффективной социализации детей посредством мульттерапии), проблемный кейс, круглый стол, профессиональные тренинги, проблемное изложение- с участием приглашенных специалистов в области дефектологии и членов общественных организаций, курирующих инклюзивное образование в РБ.

Информационно-аналитическая поддержка педагогов включает в себя: консультирование по вопросам организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ. Основные вопросы консультаций: алгоритм включения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательную деятельность учреждения, локальная нормативно-правовая база, создание ПМПк в ОО, а также вопросы по реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ.

С целью научно-методической подготовки педагогических работников РБ к реализации ФГОС для детей с ОВЗ, обмена опытом по созданию адаптивной образовательной среды и актуальными вопросами инклюзивного образования, лаборатория коррекционного и инклюзивного образования проводит конференции, семинары, круглые столы. Так, в марте 2016 года в Республике Бурятия была организована и проведена Республиканская научно-практическая конференция «Создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья». В мероприятии приняло участие более 297 педагогов из 13 районов Бурятии и г. Улан-Удэ.

Был представлен лучший опыт инклюзивного образования в РБ- доклады педагогов, которые работают в массовых ОО РБ с детьми с ОВЗ, а также лучшие практики коррекционного образования, которыми поделились педагоги СКОУ- все виды коррекционных школ.

На конференции обсуждались актуальные вопросы по:

– Обеспечению УМК и проектированию современного урока в условиях реализации инклюзивного образования;

– Мониторингу результатов инклюзивного образования: проблемах и путях их решения;

– Психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ;

– Моделям эффективной социализации детей с ОВЗ в ОО;

– Информационным технологиям в инклюзивном образовании детей.

Заинтересованность педагогов в совершенствовании профессиональных компетенций по работе с детьми с ОВЗ остается достаточно высокой. В связи с чем, Институт по заявкам от ОО, органов управления образованием организует проведение различный мероприятий. В соответствии с планом-проспектом и сетевым планом научно-методической деятельности, запланированы следующие мероприятия:

– Республиканские семинары для педагогических работников «Организация инклюзивного образования в ОО», «Формирование модели инклюзивного образования для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС».

– Методологические семинары для сотрудников института по вопросам введения ФГОС.

– Разработка методических рекомендаций по комплексному психолого-медико-педагогическому сопровождению детей дошкольного и младшего школьного возраста.

– Разработка методических рекомендаций по организации обучения детей с интеллектуальными нарушениями и ТМНР.

– Создание сети ресурсных центров на базе специальных (коррекционных) школ- для успешной реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и развития инклюзивного образования в РБ.

– Создание профессионального сообщества учителей-дефектологов.

В марте 2017 года состоится Республиканская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями».

Вместе с тем, остается достаточно много проблем, связанных с кадровым потенциалом ОО. Для решения проблем необходимо, на наш взгляд, создать модель комплексного взаимодействия органов власти, общеобразовательных, специальных (коррекционных), учреждений профессионального и дополнительного профессионального образования, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации адаптированных образовательных программ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.

Основные термины (генерируются автоматически): реализации ФГОС, инклюзивного образования, интеллектуальными нарушениями, ФГОС НОО, ФГОС образования, педагогических работников, введению ФГОС, реализации инклюзивного образования, эффективной социализации детей, реализации ФГОС Бурятским, условиях реализации ФГОС, ФГОС НОО детей, реализации ФГОС общего, Особенности реализации ФГОС, условий реализации ФГОС, технология реализации ФГОС, модели инклюзивного образования, силу ФГОС НОО, умственной отсталостью, успешной реализации ФГОС.

Ключевые слова

инклюзивное образование, профессиональная подготовка педагогов, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос