Опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Филатов К. А., Ткаченко В. В. Опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 117-120. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14219/ (дата обращения: 22.06.2018).



Представлен опыт реализации инновационной модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения в г. Новый Уренгой.

Ключевые слова: инклюзивное обучение, социально-профессиональная адаптация, дети с ограниченными возможностями здоровья, общеразвивающие программы, профессиональная подготовка.

The experience of implementing the innovative model of social and professional adaptation of children with disabilities in the context of inclusive education in Novy Urengoy is presented.

Key words: inclusive education, social and professional adaptation, children with disabilities, general development programs, vocational training.

Проблема формирования учебной деятельности детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) стоит перед российскими педагогами довольно остро. С каждым годом число таких учащихся возрастает. Однако зарубежная и отечественная педагогика находится в постоянном поиске новых методов и форм обучения таких детей.

По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в России рождается около 30 000 детей с врождёнными и наследственными заболеваниями, получающими в дальнейшем статус «ребёнок-инвалид». Среди приоритетов, заявленных в Концепции модернизации образования, были и остаются доступность и гарантированное право на получение качественного образования каждым ребенком независимо от места его проживания и материального достатка, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Реализация права на образование обеспечивается также введением федеральных государственных образовательных стандартов, поддерживающих различные формы образования и самообразования граждан, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Однако, на сегодняшний день в России отмечается недостаточный охват образовательными услугами лиц, имеющих особые потребности. Из 600 тыс. детей с инвалидностью обучаются лишь 200 тыс., при этом большинство из них находятся в основном на надомной форме обучения или в специализированных образовательных учреждениях. Практика инклюзивного обучения остается сегодня достаточно редкой.

Вместе с тем, именно дополнительное образование, реализующееся через общеразвивающие программы и программы профессиональной подготовки, практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развить свои способности, приобрести социальный опыт, подготовиться к последующему профессиональному обучению и в результате получить профессию.

Анализ ситуации в нашем регионе, к сожалению, показал отсутствие достаточных сформированных условий, позволяющих любому ребёнку, имеющему ограничения здоровья, самостоятельно реализовать свое право на профессиональное обучение.

Тем не менее, и в городе, и в нашем учреждении ведётся активная методическая и практическая работа, направленная на то, чтобы создать равноправные условия для инклюзивного обучения детей с ОВЗ по программам профессиональной подготовки через внедрение модели социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья по принципу: от детских объединений к профессиям.

Инновационная модель состоит из трех этапов (рис. 1).


Рис. 1. Инновационная модель социально-профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения


Работа над реализацией модели (1 этап) по одной дополнительной общеразвивающей программе Детское объединение «Основы компьютерной грамотности» организована с сентября 2017 года на 2017–2018 учебный год. Количество обучающихся — 6 человек. Срок обучения — 1 год.

В реализации модели разработана адаптированная общеразвивающая программа с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ по вышеуказанной программе ДО; проводится диагностика уровня овладения социально-коммуникативных компетенций и психофизического здоровья. По результатам диагностики два ребенка показывают готовность к последующему обучению на втором этапе по программе профессиональной подготовки «Оператор ЭВ и ВМ».

Кроме того, в октябре-апреле 2017–2018 гг. 4 педагога МАУ ДО МУК «Эврика» прошли обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по темам «Тьютор в системе инклюзивного образования» и «Коррекционно-развивающее обучение и психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ОВЗ» при Региональном институте развития образования ЯНАО.

В целях создания условий для получения информационной и консультационной поддержки, прохождения профессионального тестирования обучающимися, а также с целью выбора будущей сферы профессиональной деятельности налажено взаимодействие с ГАУ ЯНАО «Молодежный Центр технологии занятости».

Получена поддержка ГКУ ЯНАО «Центр занятости населения». Интеграционное взаимодействие сторон позволит обеспечить условия оказания содействия выпускникам в трудоустройстве.

В рамках проекта инклюзивного добровольчества «Стираем границы» на базе МАУ ДО МУК «Эврика» с 2017 года реализуется ряд мероприятий с целью вовлечения детей с ОВЗ в волонтерское движение. 24.03.2018 проект был представлен на Молодежном форуме — 2018 в г. Новый Уренгой и стал победителем конкурса «Конвейер проектов».

Этап профессионального обучения с использованием адаптированных программ включает психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, диагностику уровня овладения профессиональными компетенциями, мониторинг психофизического развития и организацию учебно-производственной практики. Длительность этапа — 2 года. По результатам освоения программы профессиональной подготовки дети с ОВЗ приобретут профессию и возможность реализовать себя в профессиональной сфере.

На третьем этапе выпускникам будет оказываться содействие в трудоустройстве: через информирование службы занятости о соискателях рабочих мест, создание информационной и консультационной поддержки, консультационные мероприятия с работодателями. Предположительно, длительность третьего этапа — один год.

Реализация такого рода проекта способствует социальной и профессиональной адаптации детей с ОВЗ. Для обучающихся будут созданы условия для профессиональной подготовки. У педагогических работников появится возможность повышать профессиональную компетентность, реализовать потенциал через усиление личной эффективности.

В заключении необходимо отметить, что комплекс реализованных мероприятий соответствует первому этапу реализации модели, а оценка эффективности нововведений будет осуществляться через динамику численности обучающихся детей с ОВЗ, количество выпускников, трудоустроенных по профессии, охват общеобразовательных школ, общественных организаций и организаций социального назначения, динамику численности педагогов, прошедших обучение по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Литература:

  1. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы международной научно-практической конференции 20–22.06.2011 / ред. О. Н. Ертанова, М. М. Гордон. — М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. — 244 с.
  2. Нормативно-правовая база образования детей с ОВЗ. Консультант плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  3. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости. Методическое пособие/Под ред. Е. М. Старобиной. — М.: Форум; Инфра-М, 2007. — 304 с.
  4. Создание специальных условий для обучения детей с ОВЗ. Консультант плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  5. Сунцова, А. С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. — Ижевск: Удмуртский университет, 2013. — 110 с.

Ключевые слова

профессиональная подготовка, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное обучение, социально-профессиональная адаптация, общеразвивающие программы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос