Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.06.2015

Статья просмотрена: 8926 раз

Библиографическое описание:

Боровик, С. С. Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях / С. С. Боровик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1283-1285. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19684/ (дата обращения: 24.04.2024).

В современном российском обществе углубляется социальное расслоение, что находит отражение и в системе образования. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные учреждения — это глобальный общественный процесс. Основой этого процесса является готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностями в разных областях жизни, включая образование.

В ст. 43 Конституции РФ [1] закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Эта гарантия дается всем гражданам, независимо от состояния их здоровья.

Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это лица с ограниченными возможностями здоровья. Задача Закона не столько в том, чтобы устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни, а в том, что бы создать наиболее благоприятные условия для обучения этой группы лиц.

Проблемы здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения условий успешной социализации, адаптации и создания равных стартовых возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями, определены в качестве наиболее важных и актуальных в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [2] дает спектр базовых определений, в частности:

-           обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

-           инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

-           адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11 % населения страны. Более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8 % всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

Общая черта их личности заключается в том, что инвалидность создает отличающееся от нормы, измененное положение. Форма проявления инвалидности приводит к тому, что всегда возникают какие-то новые своеобразные изменения личности, а также каждый раз иные проблемы. Однако у всех детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от вида и степени заболевания можно наблюдать одну общую черту: они «другие», чем остальные дети, и именно эта «разница» в определенной мере определяет их дальнейший жизненный путь, отличающийся от обычного. У детей с ограниченными возможностями здоровья часто проявляется тенденция к изоляции от общества. Раньше этому содействовало раздельное от здоровых детей воспитание в специальных школах и заведениях. Хотя в настоящее время ситуация частично изменилась, но у детей с ограниченными возможностями здоровья по-прежнему проявляется нарушение способности включаться в нормальный процесс жизнедеятельности. Отклонения в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают нарушения в области познания и коммуникации, но могут также приводить и к нарушению их эмоционально-волевой сферы, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения патологических форм поведения и активности. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда. Затронутой оказывается и самооценка у данной категории детей. Как говорят данные многих психологических исследований, большинство детей с ограниченными возможностями здоровья имеют заниженную самооценку, значительно меньшая часть — адекватную, и очень редко встречается самооценка завышенная.

Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей, развивает адаптивные способности к изменяющимся условиям жизни, гармонизирует существование человека с инвалидностью или длительными заболеваниями в социуме.

Согласно ч. 4 ст. 79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.12, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. [2]

Таким образом, фактически закон дает выбор из трех возможностей — либо организовать образование лиц с ограниченными возможностями здоровья полностью инклюзивно, т. е. в общих классах, либо создать для них отдельные классы в образовательных учреждениях, либо создать отдельные (специальные, коррекционные) образовательные учреждения для таких лиц.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции в общество.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Организация обучения таких детей в образовательных учреждениях, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, помогает обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. Число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья (инвалидность), достигает примерно 15 % от общего состава школьников. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения индивидуальных образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Именно поэтому так важно организовать процесс социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения. Социально-психологическая адаптация — это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом.

 

Литература:

 

1.                  Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) //СПС Консультант Плюс

2.                  ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ от 29.12.12// СПС Консультант Плюс

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, ребенок, возможность, Российская Федерация, социальная адаптация, место жительства ребенка, образовательная деятельность, общая черта, успешная социализация, эффективное решение проблем.


Похожие статьи

Адаптация детей-инвалидов в современном мире

Ключевые слова: социальная реабилитация, социальная адаптация, культурная адаптация, дети с ограниченными возможностями, ребенок-инвалид. Социальная адаптация — инвалидов в современном обществе с каждым годом становится более актуальной.

Адаптация детей-инвалидов в современном мире

Ключевые слова: социальная реабилитация, социальная адаптация, культурная адаптация, дети с ограниченными возможностями, ребенок-инвалид. Социальная адаптация — инвалидов в современном обществе с каждым годом становится более актуальной.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».

Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».

Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой острую актуальную проблему. Дети с ограниченными возможностямидети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности...

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой острую актуальную проблему. Дети с ограниченными возможностямидети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности...

Социализация детей с ограниченными возможностями...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования.

Одна из таких проблем — поиски наиболее эффективных путей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Социализация детей с ограниченными возможностями...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования.

Одна из таких проблем — поиски наиболее эффективных путей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Педагогическая поддержка социализации детей...

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Критерии ипоказатели уровня социализации детей младшего школьного возраста сОВЗ.

Педагогическая поддержка социализации детей...

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Критерии ипоказатели уровня социализации детей младшего школьного возраста сОВЗ.

Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации...

Проблема социальной адаптации детей в качестве одной из важнейших не рассматривалась.

«Началась активная перестройка воспитательной работы учреждений интернатного типа, направленная на решение задачи социализации каждого ребенка.

Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации...

Проблема социальной адаптации детей в качестве одной из важнейших не рассматривалась.

«Началась активная перестройка воспитательной работы учреждений интернатного типа, направленная на решение задачи социализации каждого ребенка.

Разработка программы социализации иностранной молодёжи...

Сравнительные характеристики факторов успешной адаптации студентов вусловиях российских вузах.

Цилицкий В. С. Место тьютора в системе психолого -медико -педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст]...

Разработка программы социализации иностранной молодёжи...

Сравнительные характеристики факторов успешной адаптации студентов вусловиях российских вузах.

Цилицкий В. С. Место тьютора в системе психолого -медико -педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст]...

Отношение молодежи, проживающей в Евроарктическом регионе...

Историческое развитие организации обучения и воспитания людей с ограниченными возможностями здоровья всегда был связан с отношением к ним

Ведь, самостоятельность и социализация особых людей является основной целью инклюзия в общем [2. с. 11–12].

Отношение молодежи, проживающей в Евроарктическом регионе...

Историческое развитие организации обучения и воспитания людей с ограниченными возможностями здоровья всегда был связан с отношением к ним

Ведь, самостоятельность и социализация особых людей является основной целью инклюзия в общем [2. с. 11–12].

Педагогические условия обеспечения успешной социальной...

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает, что воспитание и социализация

Условия эффективного обеспечения успешной социальной адаптации подростков «группы риска» должны учитывать, прежде всего

Педагогические условия обеспечения успешной социальной...

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает, что воспитание и социализация

Условия эффективного обеспечения успешной социальной адаптации подростков «группы риска» должны учитывать, прежде всего

Похожие статьи

Адаптация детей-инвалидов в современном мире

Ключевые слова: социальная реабилитация, социальная адаптация, культурная адаптация, дети с ограниченными возможностями, ребенок-инвалид. Социальная адаптация — инвалидов в современном обществе с каждым годом становится более актуальной.

Адаптация детей-инвалидов в современном мире

Ключевые слова: социальная реабилитация, социальная адаптация, культурная адаптация, дети с ограниченными возможностями, ребенок-инвалид. Социальная адаптация — инвалидов в современном обществе с каждым годом становится более актуальной.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».

Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».

Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой острую актуальную проблему. Дети с ограниченными возможностямидети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности...

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой острую актуальную проблему. Дети с ограниченными возможностямидети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности...

Социализация детей с ограниченными возможностями...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования.

Одна из таких проблем — поиски наиболее эффективных путей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Социализация детей с ограниченными возможностями...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования.

Одна из таких проблем — поиски наиболее эффективных путей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Педагогическая поддержка социализации детей...

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Критерии ипоказатели уровня социализации детей младшего школьного возраста сОВЗ.

Педагогическая поддержка социализации детей...

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Критерии ипоказатели уровня социализации детей младшего школьного возраста сОВЗ.

Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации...

Проблема социальной адаптации детей в качестве одной из важнейших не рассматривалась.

«Началась активная перестройка воспитательной работы учреждений интернатного типа, направленная на решение задачи социализации каждого ребенка.

Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации...

Проблема социальной адаптации детей в качестве одной из важнейших не рассматривалась.

«Началась активная перестройка воспитательной работы учреждений интернатного типа, направленная на решение задачи социализации каждого ребенка.

Разработка программы социализации иностранной молодёжи...

Сравнительные характеристики факторов успешной адаптации студентов вусловиях российских вузах.

Цилицкий В. С. Место тьютора в системе психолого -медико -педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст]...

Разработка программы социализации иностранной молодёжи...

Сравнительные характеристики факторов успешной адаптации студентов вусловиях российских вузах.

Цилицкий В. С. Место тьютора в системе психолого -медико -педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст]...

Отношение молодежи, проживающей в Евроарктическом регионе...

Историческое развитие организации обучения и воспитания людей с ограниченными возможностями здоровья всегда был связан с отношением к ним

Ведь, самостоятельность и социализация особых людей является основной целью инклюзия в общем [2. с. 11–12].

Отношение молодежи, проживающей в Евроарктическом регионе...

Историческое развитие организации обучения и воспитания людей с ограниченными возможностями здоровья всегда был связан с отношением к ним

Ведь, самостоятельность и социализация особых людей является основной целью инклюзия в общем [2. с. 11–12].

Педагогические условия обеспечения успешной социальной...

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает, что воспитание и социализация

Условия эффективного обеспечения успешной социальной адаптации подростков «группы риска» должны учитывать, прежде всего

Педагогические условия обеспечения успешной социальной...

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает, что воспитание и социализация

Условия эффективного обеспечения успешной социальной адаптации подростков «группы риска» должны учитывать, прежде всего

Задать вопрос