Автор: Олейникова Анастасия Александровна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 07.03.2017

Статья просмотрена: 141 раз

Библиографическое описание:

Олейникова А. А. Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 94-96.



Одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации в настоящее время является образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом одной из важнейших задач образования является обеспечение условий для индивидуального развития каждого обучающегося, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – детей с ОВЗ.

С 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (ФГОС ОУО). ФГОС НОО ОВЗ представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Планируется последовательное введение ФГОС НОО ОВЗ:

2016-2017 учебный год - первые классы;

2017-2018 учебный год – первые и вторые классы;

2018-2019 учебный год – первые, вторые и третьи классы;

2019-2020 учебный год – первые, вторые, третьи и четвёртые классы.

Таким образом, дети с ОВЗ могут получать образование в обычной школе, адаптироваться к жизнивместе со своими сверстниками, по месту жительства, в массовой общеобразовательной школе, где детям с особыми образовательными потребностямибудетоказывается необходимая специальная поддержка.

По новым стандартам, каждый учитель должен уметь работать с особенными детьми. Уже разработан «Стандарт инклюзивного образования», где под инклюзией подразумевается процесс развития максимально доступного образования для каждого в массовых школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей для всех учеников, процесс ликвидации разнообразных барьеров для наибольшей поддержки каждого школьника и более полного раскрытия его потенциала.

В настоящий момент «Стандарт инклюзивного образования» проходит апробацию и может быть внедрен в 2017 году.

В связи с новыми нормативными документами, наметилась тенденция к тому, что развитие оптимальных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в регионах далеко не всегда носит спланированный, последовательный характер, а зачастую не сопровождается созданием необходимых условий. [2] То есть, инклюзивное образование, во многих регионах страны, реализуется как перевод детей с ОВЗ в обычное учреждение, которое не может обеспечить требуемые для обучения таких детей специальные условия.

Следует учитывать, что детям с ОВЗ, которым по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, требуются специальные условия обучения. [3]

Таким детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учётом различных потребностей и индивидуальных возможностей. Должна быть разработана адаптированная программа, которая учитывает особенности развития ребенка. Её основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является образовательный стандарт.

На этом этапе учитель встречается с проблемой специфики прогнозирования успешности обучения детей с ОВЗ.

Сложность заключается в том, что в повседневной практике педагоги, обучающие детей с ОВЗ, часто сталкиваются с вопросом: как оценивать успешность обучения школьника с ограниченными возможностями здоровья. К тому же происходит подмена понятий «успешность обучения» и «успеваемость».

Стоить заметить, что эти понятия не равнозначны.

Проведя анализ психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что успеваемость - степень совпадения реальных результатов учебной деятельности с запланированными.

Успешность обучения гораздо более ёмкое понятие, которое складывается из внешней оценки педагогами и родителями результатов учебной деятельности ребенка с ОВЗ, эффективности используемых специалистом способов достижения учебных целей и, что немало важно, удовлетворенности обучающихся учебным процессом и результатами обучения.

Школьная не успешность детерминирована рядом внешних и внутренних факторов. Поэтому нужно учитывать соответствие педагогических требований, предъявляемых к ребёнку, с его возможностями.

Своевременное выявление причин, которые приводят к неуспеваемости, и соответствующая коррекционная работа помогают уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость. Это, в свою очередь, снижает возможность возникновения у ребёнка

а) психосоматических,

б) нервно-психических расстройств,

в) различных форм девиантного поведения, развивающихся на основе стрессовых состояний.

Таким образом, успешным будет тот ученик, который в процессе обучения смог преодолеть свой страх, растерянность, неорганизованность, различного рода затруднения. Такой ребёнок испытывает удовлетворенность собой и своей деятельностью.

И, наоборот, несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих школьник с ОВЗ, на наш взгляд, не может быть отнесен к успешным, потому что учёба не приносит ему удовлетворения, радости, всего того, что входит в понятие успешность.

Современная ситуация в образовании свидетельствует о том, что проблема успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья активизировалась. Это связано с тем, что:

- произошло изменение представлений о содержании и качестве образования: содержание образования рассматривается не как совокупность предметных областей, а как комплекс сфер жизнедеятельности человека;

- принципиально меняется направление результатов педагогической деятельности и ориентир образовательного процесса;

- основу государственной политики в области образования составляет личностно-ориентированный подход к образовательному процессу;

- ориентир на динамику личностного развития обучающегося с ОВЗ.

Еще одной проблемой образования является ориентация в обучении ребенка с ОВЗ на результат, а не на процесс. От ребенка подсознательно ожидают, что он «выздоровеет», исправится. Это является изначально неверно заданными целями образования. Поэтому важную роль играет прогнозирование успешности освоения ребенком с ОВЗ академических знаний и социальных навыков.

Учителю, который планирует обучение ребенка с ОВЗ, необходимо сначала сформулировать педагогическую задачу для себя, лишь затем формулировать её для обучающихся и включать их в её решение.

Квалифицированно проведенные педагогом прогнозирование и целеполагание составляют базу для педагогического проектирования образовательного процесса.

Технология психолого-педагогического прогнозирования успешности позволяет определить зону ближайшего развития школьников на основе психологического прогноза (российский подход) и определения ожидаемых результатов в каждом виде внешних и внутренних образовательных экспертиз (международный подход).

Главное, что должен понять каждый учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что это особенные дети, очень нуждающиеся в пошаговом сопровождении, создании специальных условий сопровождения их образовательной деятельности, верного прогнозирования успешности обучения. [4]

Таким образом, прогнозирование успешности обучения детей с ОВЗ является малоизученной проблемой, не смотря на высокую актуальность данной темы в рамках повышенного внимания, уделяемого проблеме успешного инклюзивного образования и прогнозирования успешности обучения детей с ОВЗ.

Совместное обучение детей с различными потребностями - это отличный способ воспитания у современных школьников толерантности, желания помочь и принять посильное участия в жизни тех детей, которым, в силу их особенностей, труднее жить, чем другим.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
  3. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 20-24 с.
  4. Перепёлкина Н.А. Проблема интегрирования детей с ограниченными возможностями здоровья в условия общеобразовательной школы в свете гуманистических традиций современного российского образования - Материалы VI Международной научно-практической конференции «Проблемы теории и практики современной науки»: Сборник научных трудов. Таганрог, ООО «НОУ «Вектор науки». 2016. - С. 93-97.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченными возможностями здоровья, успешности обучения детей, ФГОС НОО ОВЗ, прогнозирования успешности обучения, прогнозирование успешности обучения, начального общего образования, инклюзивного образования, «Стандарт инклюзивного образования», образовательный стандарт, Федеральный государственный образовательный, государственный образовательный стандарт, условиях инклюзивного образования, форм обучения детей, успешность обучения школьника, Международной научно-практической конференции, результатов учебной деятельности, образовательный стандарт образования, проблема успешности обучения, успешного инклюзивного образования, введение ФГОС НОО.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос