Духовно-нравственное воспитание и проектная деятельность на уроках английского языка
Автор: Герелес Лилия Михайловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)
Дата публикации: 01.01.2017
Статья просмотрена: 571 раз
Библиографическое описание:
Герелес, Л. М. Духовно-нравственное воспитание и проектная деятельность на уроках английского языка / Л. М. Герелес. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11674/ (дата обращения: 25.12.2024).
Духовно-нравственное воспитание является важным аспектом при обучении английскому языку в начальной школе. В системе образования оно рассматривается как целенаправленный процессвзаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.
Применительно к духовно-нравственному воспитанию можно выделить такие духовные ценности, как честь, достоинство, уважение к традициям отчего дома, родителям, семейному ладу, традициям семьи, формирование понятия веры и духовности, стремление к знаниям и толерантности. Важным является воспитание патриотизма, который включает в себя чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос.
Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни. Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как В. А. Беляева, Н. А. Бердяев, П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, В. М. Меньшиков, А. Н. Острогорский, В. П. Острогорский, Н. И. Пирогов, М. М. Рубинштейн.
Огромный теоретический и практический опыт в духовно-нравственном развитии личности мы находим в работах выдающегося русского педагога второй половины XIX века К. Д. Ушинского, который всю свою жизнь посвятил делу воспитания и просвещения простого народа, оказав огромное влияние на развитие всей педагогической науки и теории нравственного воспитания.
В настоящее время существует множество программ по духовно-нравственному воспитанию и различных методистов по английскому языку.
Проектная методика обучения иностранным языкам, которая лежит в основе обучения по Учебно-методическому комплекту В. П. Кузовлева, даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. [1].
Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценкой имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о самих себе.
Процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников на уроках английского языка в начальной школе педагог может организовывать через использование самых разнообразныхформ работы,таких как коллективная (групповая) работа и работа в паре, ролевая игра, тематическое учебное занятие, использование ИКТ на уроках иностранного языка, чтение аутентичных текстов, поэзия на уроках английского языка, внеклассная работа, изучение Библии на английском языке (наиболее характерно для обучающихся и преподавателей православных духовных и воскресных школ). [2, стр. 1]
В гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца мы реализовали метод проектной деятельности на уроках английского языка в четвертых классах. Опыт был направлен на расширения знаний и уважение к своему городу, и воспитание патриотизма. Тема проекта была выбрана с учетом учебной программы и УМК по английскому языку 4 класса В. П. Кузовлева учебника English 4. Основными задачами учителя при работе с проектом являются создание творческой, позитивной атмосферы в коллективе, повышение интереса детей к изучению иностранного языка [9, стр. 14].
Выполнение проекта начиналось с начального этапа работы, который подразумевал введение темы, базовой лексики, грамматики, и освоение детьми простых предложений. Так, например для 4-го класса в 3-й четверти учебник предлагает темы «Hometown», «Preposition of Place» — «Предлоги места», «How to get to my place» — «Как добраться». Учащиеся с увлечением начали работу над проектом, который был назван «Touristic Surgut!» В работе над проектом на начальных этапах учащиеся осваивали лексико-грамматический материал в рамках учебника представленного ниже.
Таблица 1
Town life |
Prepositions of place |
How to get to my place: |
town city square main cinema theatre church street road traffic light |
in the country/a big city/a small town near not far from/far from opposite behind next to in front of in the middle of on the right/left between, at, on, in |
to turn to the right/left to walk along the street to get to the traffic lights It takes you … to get there. |
Следующий этап проекта — практическая работа, которая совершалась на стадии «Закрепления материала» и «Повторение» и становилась гармоничной частью единого процесса обучения. [6, стр. 16] Учащиеся четвертого класса выполняли написание мини-сочинений, которые надо составить в рамках учебной программы и работают над собственным сочинением о своем любимом уголке.
Ученикам начальных классов были предложены вопросы, по которым можно написать сочинение.
Таблица 2
Plan
|
На уроках английского языка в рамках проекта продолжалось совершенствование и расширение лексического запаса, развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком, а также предлагался текст и работа с ним о достопримечательности родного города для обогащения словарного запаса.
Работа над проектом требует высокой подготовки педагога. Педагогом был составлен и проведена работа с буклетом, текстом и картой основных достопримечательностей города. Пример текста и буклета представлен в приложении.
Учащиеся участвовали в ролевой игре, где один из них выполнял роль иностранного гражданина, прибывшего в наш город и потерявшего дорогу у храма, а второй — жителя, который помогал найти маршрут к нужной достопримечательности. В течение нескольких уроков ученики начальных классов выполняли работу подобным образом на примере таких городов, как Париж и Лондон разрабатывая карты самостоятельно.
На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работали собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Участники сами набирали тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствовали навыки работы на компьютере, осваивали использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики. Заключительный этап проекта — презентация.
Залогом успешной презентации проектов является тщательная подготовка учителя, который должен взять на себя роль организатора итоговых выступлений и помочь учащимся выбрать форму презентации. Очень важным моментом в процессе подготовки презентации своего сочинения для учащихся была необходимость создать иллюстрацию к своему сочинению.
Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что изучение иностранного языка и использование метода проектов на данных уроках повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности.
Литература:
- Английский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе. В 2 ч. / В. П. Кузовлев и др.; Рос. Акад. наук, Рос. акад. Образования. — М.: Просвещение, 2014. — 112 с.
- Арапова Е. М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / Е. М. Арапова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — Москва, 2009.
- Блинова С. А. Ионова Т. А., Минин С. Н. Педагогический словарь духовно-нравственных понятий — Владимир, 2007– 12 с.
- Пассов Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов // Настольная книга преподавателя иностранного языка. — М.: Глосса-пресс Феникс, 2010–256 с.
- Пассов Е. И. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность // Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. П. Царонова. — М.: Просвещение, 2007. — 159 с.
- Павленко И. Н. Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста / И. Н. Павленко // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 5.
- Павлова Е. А. Приобщение школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания на уроках иностранного языка / Е. А. Павлова // Образование. — 2007. — № 11.
- Царенкова Ю. В. Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка / Ю. В. Царенкова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — Самара, 2009 г.
- Федулова А. С. Проектная деятельность на уроках английского языка / А. С. Федулова // 2010.