Проектная деятельность в духовно-нравственном воспитании младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 08.11.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Аксёнова, М. С. Проектная деятельность в духовно-нравственном воспитании младших школьников / М. С. Аксёнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/544/119039/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья раскрывает значение воспитания духовно-нравственной личности в настоящее время. Рассматриваются возможности проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, проектная деятельность, младший школьник.

The article reveals the importance of educating a spiritual and moral personality at the present time. The possibilities of project activity in the spiritual and moral education of younger schoolchildren are considered.

Keywords: spiritual and moral education, project activity, junior schoolchildren.

Духовно-нравственное воспитание всегда ценилось в обществе. Особенно остро касается данная тема подрастающего поколения — младших школьников. Люди задумываются о том, что ждет Россию в будущем, ведь в настоящее время нравственные ориентиры утеряны. Молодежь проявляет свою бездуховность и отсутствие ценностей.

Актуальность духовно-нравственного воспитания младшего школьника заключается в нескольких аспектах:

  1. Потребность общества в высоконравственных гражданах, владеющих не только знаниями, но и ценностями воспитания.
  2. Отсутствие нравственного воспитательного потенциала современного образования. В настоящее время школа старается дать как можно больше знаний, отходя от вопросов воспитания.
  3. Недостаточная сформированность знаний о последствиях несоблюдения нравственных ценностей, которые могут отразиться на окружающих людях.

Именно поэтому современной школе необходимо решать задачу по формированию ответственного гражданина своей страны, умеющего строить свою жизнь в соответствии с окружающими ценностями.

Стоит отметить, что воспитание духовно-нравственной личности в большей степени происходит в семье. Ни влияние окружающего социума, ни средства массовой информации не сформируют личность так, как это происходит внутри семьи. Поэтому школе необходимо объединить свои силы с семьей для воспитания младшего школьника. Педагоги и учителя должны обратить внимание родителей на важность сохранения семейных традиций, духовных ценностей и обычаев.

Таким образом, вопрос духовно-нравственного воспитания личности является одним из центральных как перед учителями, так и перед родителями.

Стоит отметить, что возраст учащегося начальных классов является наиболее благоприятным для формирования духовно-нравственных ценностей. Это связано с тем, что в отсутствии нравственного опыта моральные знания считаются установкой для духовно-ориентированного поведения, его мотивов. Обучающийся легко восприимчив внешним факторам, открыт к обучению и получению новых знаний, а также перенимает нравственные ценности не только на себя, но и на окружающих, что проявляется в непосредственности в его поведении.

При работе над формированием нравственности младшего школьника необходимо учитывать его возрастные особенности, а также возможности образовательного учреждения, которые регламентированы Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на этапе обучения в начальной школе. Проанализировав стандарт можно отметить, что развитие духовно-нравственных ценностей происходит благодаря усвоению моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. К портрету выпускника начальной школы указаны личностные характеристики, такие как любящий свой народ, уважающий ценности общества, доброжелательный и т. д. Так ФГОС НОО указывает на то, что процесс образования должен включать в себя воспитательную деятельность, направленную на духовно-нравственное развитие личности младшего школьника [1].

В настоящее время школа предоставляет разнообразные методы и формы обучения и воспитания младших школьников. Содержание урочной и внеурочной деятельности может опираться как на традиционные методы обучения, уже знакомые младшим школьникам, так и инновационные методы обучения, которые только внедряются в процесс образования и воспитания школьников.

Перед учителем начальных классов открываются возможности выбора методов и средств реализации воспитательной деятельности в процессе обучения.

Одним из наиболее эффективных методов формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников является проектная деятельность.

Данная методика обучения изначально была рассмотрена американскими педагогами Д. Дьюи, У. Килпатрика, Э. Коллингса, после чего стала рассматриваться в трудах ученых А. П. Аношкина, В. С. Безруковой, И. А. Колесниковой, М. П. Горчаковой-Сибирской, А. М. Новикова, А. И. Савенкова, А. А. Филимонова. В их работах изложены основные методические характеристики проектной деятельности.

Под проектной деятельностью следует понимать организованный педагогом процесс решения поставленной задачи или проблемы с использованием разнообразных методов и средств имеющихся знаний. Реализация проектов в практике обучения происходит в большой степени во внеурочное время, однако это не мешает в развитии и становлении духовно-нравственных ценностей младших школьников [3].

Проектная деятельность по формированию духовно-нравственных ценностей младших школьников имеет множество положительных моментов:

1) разнообразие выбора тем, формы реализации проекта;

2) активная позиция младшего школьника;

3) может реализоваться при включении в себя игровой, познавательной, творческой и созидательной деятельности;

4) возможность взаимодействия с родителями и семьей для совместного развития знаний о нормах и ценностях.

Для успешной реализации проектной деятельности необходима тщательная подготовка: определение темы проекта, его цели и задач, содержания, формы организации и многое другое. Только после детальной подготовки учитель проводит подготовительную работу с младшими школьниками относительно реализации будущего проекта.

Для формирования духовно-нравственных ценностей можно изучать обычаи традиции русских народов, моральность поступков, правила поведения в обществе и т. д. Это может быть индивидуальная работа, коллективная или парная. Все зависит от темы, возрастных особенностей и креативности учителя.

Проектная деятельность помогает раскрыть личностный потенциал младшего школьника, его способности, что помогает не только реализовать свои качества, но и указывает на личностно-смысловое отношение к проекту в целом.

Ценностью работы над проектом является самостоятельное приобретение знаний, воспитательных ценностей и норм. Именно поэтому реализация проектной деятельности на начальном этапе обучения является эффективным способом формирования духовно-нравственных ценностей. Младшие школьники активно воспринимают добытую информацию, делятся с одноклассниками, самостоятельно оформляя результат [2].

Итогом проектной деятельности является проект. Он может быть выражен в любой форме: презентация, творческая книга, инсценировка, внеклассное мероприятия и т. д. Главным является непосредственная отчетность о проделанной работе, независимо от ее итоговой формы.

Таким образом, развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников не теряет своей актуальности и по сей день. Обществу необходимо молодое поколение с устойчиво развитыми моральными нормами и духовными ценностями. Школьное образование позволяет реализовать воспитательную деятельность, на что указывают положения ФГОС НОО. А эффективным методом развития духовно-нравственных ценностей выступает проектная деятельность.

Литература:

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  2. Феталиева, Л. П. Возможности проектной деятельности как формы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности / Л. П. Феталиева // Совершенствование профессиональных умений и навыков в условиях педагогической практики. — 2019. — С. 399–403.
  3. Фурсанова, А. Л. Проектная деятельность как инструмент духовно-нравственного воспитания детей / А. Л. Фурсанова, Е. С. Кузнецова // Проблемы фундаментальной подготовки в школе и вузе в контексте современности. — 2017. — С. 45–47.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, младший школьник, ценность, духовно-нравственное воспитание, воспитательная деятельность, школьник, духовно-нравственная личность, знание, начальная школа, процесс образования.


Похожие статьи

Задать вопрос