Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 28.11.2021

Статья просмотрена: 1725 раз

Библиографическое описание:

Прищепа, С. С. Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников / С. С. Прищепа, А. А. Начкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 438-440. — URL: https://moluch.ru/archive/390/86096/ (дата обращения: 22.12.2024).



Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Авторы рассматривают особенности духовного-нравственного воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности. Рассматривается возможность краеведения как основного средства воспитания.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность, младшие школьники, краеведение.

The article is devoted to the problem of spiritual and moral education of school-age children. The authors consider the features of the spiritual and moral education of younger schoolchildren in the framework of extracurricular activities based on local history work.

Keywords: spiritual and moral education, extracurricular activities, junior schoolchildren, local history.

Проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников на протяжении всего времени привлекает огромное внимание ученых и педагогов-практиков. В настоящее время обсуждается вопрос, каким образом духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы может быть практически осуществлено в современной системе образования.

В содержании «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается то, что важнейшей задачей воспитания является формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, уважительного отношения к традициям нашей многонациональной страны. Понятие «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России» в данном документе определяется как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. В систему базовых национальных ценностей, наряду с гражданственностью, природой, семьей и другими, входит патриотизм, включающий любовь к России, малой Родине, Служение Отечеству [4].

Духовно-нравственное воспитание важно начинать с младшего школьного возраста. Нам близка точка зрения Сапожниковой А. Г., которая отмечает, что «на сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников не только обсуждается и исследуется, но и становится предметом государственной политики» [6, с. 16].

Целостный процесс воспитания в начальной школе осуществляется через совместную деятельность взрослых и обучающихся в урочной (в границах всех учебных предметов), внешкольной и во внеурочной деятельности, которая и является одним из главных средств духовно-нравственного воспитания младших школьников.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, включающей все ступени школьного образования [9].

Целью внеурочной деятельности является создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системой ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учебы время; воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив [8, с. 7].

Основными задачами внеурочной деятельности являются:

— Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования и другими социокультурными учреждениями;

— Включение обучающихся в разностороннюю деятельность;

— Формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

— Развитие навыков организации и осуществление сотрудничества с педагогами, сверстниками и родителями в решении общих проблем;

— Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

— Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) — для формирования здорового образа жизни;

— Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

— Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учебы время.

В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

— духовно-нравственное;

— общеинтеллектуальное;

— общекультурное (художественно-эстетическое);

— социальное;

— спортивно-оздоровительное [9].

Акцентируем наше внимание на духовно-нравственном воспитании. В содержании ФГОС НОО говорится о необходимости переноса акцентов с интеллектуального развития на духовно-нравственное воспитание и становление личности школьника.

Духовно-нравственное направление реализуется в соответствии с программой духовно-нравственного воспитания учащихся. Это направление деятельности ориентировано на духовно-нравственное развитие и воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, оно предусматривает принятие им моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей; на раскрытие способностей и талантов учащегося, на подготовку его к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире [2, с. 14].

Организация внеурочной деятельности младших школьников получила освещение в работах А. Г. Асмолова, Д. В. Григорьевой, А. Я. Данилюк, А. М. Кондакова, В. А. Тишкова, С. А. Шмакова и др.

Проблемы воспитания детей на основе духовно-нравственных ценностей рассматриваются в научных работах В. Г. Александровой, Д. З. Арсентьева, Е. А. Ворониной, Л. П. Гладких, А. В. Глумного, С. П. Головиной, Т. Г. Жарковекой, Э. П. Козлова, И. А. Колесниковой, А. П. Колпаковой, И. В. Кузьмицкой, Е. А. Левановой, Р. X. Лепехиной, С. Г. Макеевой, Е. 3. Плотниковой, Т. А. Флоренской и др.

В диссертационных исследованиях Е. Т. Новикова рассматривала аспект формирования нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности рассматривала, Веденеева Г. И. изучала особенности организации духовно-нравственного воспитания школьников в процессе познания родного края [1, 5].

Научной проблемой нашего исследования является поиск и апробация педагогических условий духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности средствами краеведения.

Именно познание родного края способствует воспитанию и духовному становлению ученика как личности, человека и гражданина, поскольку целью системы краеведческого образования является создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем мире. Знакомство младших школьников с родным краем расширяет кругозор учащихся и обогащает их знания. Необходимо отметить и многоаспектность содержания краеведческого образования, так как в нем сочетаются история, география, экология и этнография, фольклор и топонимика и многое другое.

Формы краеведческой работы в начальной школе разнообразны: беседы, экскурсии, прогулки, встречи с известными людьми, конкурсы, викторины, олимпиады и пр.

Одной из задач нашего исследования является разработка и апробирование программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников, основанной на краеведческой работе.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов внеурочной деятельности в начальной школе и решает важнейшие задачи воспитания современной системы образования. А познание ценностей культуры родного края способствует становлению личности младшего школьника как субъекта деятельности.

Литература:

  1. Веденеева Г. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе познания родного края: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. / Веденеева Галина Ивановна — Москва, 2018. — 40 с.
  2. Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации: Методическое пособие / Науч. ред. И. В. Муштавинская, Т. С. Кузнецова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2016. — 256 с.
  3. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
  4. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — 4-е изд. — Москва: Просвещение, 2014. — 23 с.
  5. Новикова Е. Т. Формирование нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности. автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. / Новикова Елена Тарасовна — Воронеж, 2020. — 24 с.
  6. Сапожникова А. Г. Сущность системы духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном пространстве России // Гуманитарный вектор. 2014. № 1 (37). Педагогика. — с. 16–20.
  7. Содержание и организация внеурочной деятельности современных школьников: опыт и проблемы реализации: Монография [под ред. С. Д. Якушевой]. — Новосибирск: Изд. АНС СибАК, 2017. — 196 с.
  8. Технологии внеурочной деятельности обучающихся [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Барнаул: АлтГПУ, 2019. — 193 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — 5-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2017. — 53 с. — (Стандарты второго поколения).
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, духовно-нравственное воспитание, начальная школа, родной край, создание условий, ценность, школьник, духовно-нравственное развитие, краеведческая работа, краеведческое образование.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности

В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.

Проектная деятельность в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Статья раскрывает значение воспитания духовно-нравственной личности в настоящее время. Рассматриваются возможности проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и пути ее решения в процессе организации внеурочной деятельности.

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...

Современные проблемы организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников

Статья посвящена современным проблемам организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

В статье авторы пытаются определить условия осуществления духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в школе.

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование отношений в классном коллективе на уроках и внеурочной деятельности в рамках ФГОС

В статье рассматриваются вопросы о влиянии духовно-нравственного воспитания на формирование отношений в классном коллективе на уроках и внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Роль экологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Данная статья посвящена проблеме патриотического воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на данный момент остается приоритетным направлением в ДОУ. Авторы статьи делятся опытом работы по воспитанию дошкольников на основе...

Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются вопросы влияния народной педагогики на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Автор рассматривает различные взгляды ученых на проблему нравственного воспитания.

Краеведческая деятельность как средство формирования нравственной культуры младших школьников

Краеведение — школьная дисциплина которая способствует решению воспитательных и образовательных задач в школе. На уроках краеведения в начальной школе важно воспитывать нравственность учащихся, в частности путем использования регионального компонента...

Похожие статьи

Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности

В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.

Проектная деятельность в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Статья раскрывает значение воспитания духовно-нравственной личности в настоящее время. Рассматриваются возможности проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и пути ее решения в процессе организации внеурочной деятельности.

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...

Современные проблемы организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников

Статья посвящена современным проблемам организации внеклассной работы по нравственному воспитанию младших школьников.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

В статье авторы пытаются определить условия осуществления духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в школе.

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование отношений в классном коллективе на уроках и внеурочной деятельности в рамках ФГОС

В статье рассматриваются вопросы о влиянии духовно-нравственного воспитания на формирование отношений в классном коллективе на уроках и внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Роль экологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Данная статья посвящена проблеме патриотического воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на данный момент остается приоритетным направлением в ДОУ. Авторы статьи делятся опытом работы по воспитанию дошкольников на основе...

Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются вопросы влияния народной педагогики на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Автор рассматривает различные взгляды ученых на проблему нравственного воспитания.

Краеведческая деятельность как средство формирования нравственной культуры младших школьников

Краеведение — школьная дисциплина которая способствует решению воспитательных и образовательных задач в школе. На уроках краеведения в начальной школе важно воспитывать нравственность учащихся, в частности путем использования регионального компонента...

Задать вопрос