Духовно-нравственное развитие учащихся в условиях реализации ФГОС посредством внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бауэр, А. А. Духовно-нравственное развитие учащихся в условиях реализации ФГОС посредством внеурочной деятельности / А. А. Бауэр. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — С. 2-4. — URL: https://moluch.ru/archive/234/43024/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье рассмотрено духовно-нравственное развитие учащихся как условие преодоления отрицательного воздействия современного общества: дефицит социального оптимизма, высокий уровень социального неравенства, высокие показатели детской проституции, наркомании, бродяжничества, социального сиротства; ослабление педагогического потенциала средств массовой информации и т. д.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, ФГОС общего образования

Вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся посвящены фундаментальные труды А. М. Архангельского, Л. И. Божович, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, И. Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, а также показаны традиционные формы и методы, принципы, содержание, указываются способы дальнейшего развития нравственного воспитания.

Сегодня российская система образования опирается на личностно-ориентированный подход в воспитании личности современного ученика, в соответствии с которым нравственное воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования у школьников духовно-нравственных качеств. Говоря о нравственности стоит отметить, что С. И. Ожегов считал, что это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Л. И. Божович о качествах личности говорит следующее: это «относительно устойчивые психологические особенности, проявляющиеся в различных видах поведения и деятельности ребенка, в его отношении к окружающему и к самому себе» [1].

Так, Б. Т. Лихачев придерживался мнения, что духовно-нравственные качества выражаются в поведении и деятельности учащегося, определяют его отношения с окружающим миром и другими людьми [2]. По мнению Б. Т. Лихачева, такие нравственные качества и свойства личности, как патриотизм, трудолюбие, доброта, честность, порядочность, дисциплинированность, коллективизм и др., формируются на основе нравственных чувств, сознания и воли. «Эти свойства и качества личности, — указывал он, — представляют собой психические новообразования, которые возникают в результате взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений. Они устойчиво проявляются ребенком в этих отношениях, сознаются, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках и привычных формах поведения» [3]. В настоящее время школа считается одним из основных мест в системе воспитания подрастающего поколения. Безусловно, развитие духовно-нравственных качеств должно проводиться, как в процессе учебной деятельности — на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Известно, что наиболее успешный опыт развития духовно-нравственных качеств, учащиеся приобретают в процессе внеурочной деятельности. [4-5]. В связи с огромным объемом информации, учителю не всегда удается донести до обучающихся, в полной мере, духовно-нравственный аспект изучаемого вопроса, особенно если он не на прямую связан с изучаемой темой. В процессе внеурочной деятельности, можно большее внимание уделить именно, развитию нравственности ученика.

В Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования уделяется внимание духовно-нравственному развитию, воспитанию и гражданскому становлению личности школьника не только в процессе обучения, но и во внеурочной деятельности. Одним из видов внеурочной деятельности соответствующим ФГОС является туристско-краеведческую деятельность. Мы считаем, что именно этот вид деятельности охватывает широчайший спектр духовно-нравственных качеств. В процессе туристических походов учащиеся приобретают: патриотические качества, через любовь к своей малой родине; трудолюбие и ценность трудатоварищей, в процессе необходимости трудиться вместе, на благо туристической команды; воспитание нравственных чувств и убеждений, этического сознания; уважение достоинства другого человека, а так же получают воспитание экологической культуры; культуры здорового и безопасного образа жизни и др.

Серьёзно использовал туризм в своей работе, известный советский педагог С. Т. Шацкий. Ещё в 1920-е годы по его инициативе создали первую опытную станция по народному образованию, руководителем которой он и был назначен. Выделяя организационно-методическую сторону туристической работы, Н. К. Крупская писала: Экскурсии имеют громадное значение, но только в том случае, если они хорошо подготовлены. Надо научиться наблюдать жизнь и стараться из неё точно так же черпать всё, что возможно. Мы считаем, что данное направление должно реализовываться через следующие формы работы с учащимися: групповые занятия, тренинговые занятия, туристские походы, конкурсы, викторины, экскурсии, индивидуальные консультации, спортивные соревнования и др. Туристско-краеведческая деятельность осуществляется в туристских походах, краеведческих экскурсиях, плановых занятиях по туризму и краеведению и других воспитательных мероприятиях (тренинги, консультации, беседы, игры, праздники). Культурно-досуговая деятельность осуществляется в проведении лекций, с целью формирования личности с высоким нравственным сознанием и поведением, нравственное воспитание. А так же просмотре фильмов и их обсуждении. Спортивно-оздоровительная деятельность осуществляется в участии детей в соревнованиях и тренировках по спортивному туризму с целью формирования навыков работы в коллективе, волевых качеств и ответственного поведения. Игровая деятельность осуществляется в проведение ролевых и деловых игр с целью формирования у подростков личностных качеств.

Таким образом, процесс формирования духовно-нравственных качеств достаточно динамичный и творческий — педагоги постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. По нашему мнению, воспитание нравственных качеств будет эффективным, в реализации туристическо-краеведческого направления во внеурочной деятельности, при использовании различных форм работы с учащимися.

Литература:

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. — 349 с.
  2. Константинов Ю. С. Из истории детского туризма в России (1918–2008) гг. — М.: ФЦДЮТ и Т, 2008.
  3. Лихачев Б. Т., Педагогика. Курс лекций. Серия Педагогическое наследие. ВЛАДОС. — 2010. с. 648.
  4. Лоскутова И. В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения / И. В. Лоскутова // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 447–448.
  5. Тюнников Ю. С. Социокультурное и педагогическое проектирование: проблемы взаимодействия // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2000. № 1. С. 100.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, качество, нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, качество личности, общее образование, свойство личности, туристско-краеведческая деятельность.


Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры

В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы ...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Анализ проблем семьи как социального института, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса в техникуме

В статье приводятся и анализируются результаты исследования проблем семьи как социального института с точки зрения выполнения базовых социальных функций, проведенного в Дивноморском филиале НАНЧПОУ «Северо-Кавказский техникум «Знание». Данное исследо...

Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы дошкольника в образовательной деятельности, обеспечивающей соблюдение требований ФГОС ДОО

В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера дошкольника и проблемы ее недоразвития. Предлагаются способы преодоления проблем недоразвития с применением психолого-педагогического инструментария. Дается описание мероприятий, направленных ...

Привлечение студентов к здоровому образу жизни во внеаудиторное время

В работе рассмотрены направления привлечения студентов к здоровому образу жизни. Вследствие перенапряжения обучением наблюдается ухудшение процесса сохранения здоровья учащихся, что требует целенаправленной работы образовательного учреждения по влиян...

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации детско-родительских проектов

В статье автор исследует нравственное воспитание дошкольников как важный компонент социального заказа для образования.

Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации

В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Проблемы физического воспитания в дошкольных учреждениях: обзор и анализ

В статье автор фокусирует внимание на выявлении проблем, сопровождающих внедрение эффективных программ физического воспитания в дошкольные учреждения. Основной акцент делается на важности формирования здорового образа жизни с самого раннего детского ...

Воспитание нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста

В статье рассматривается важность воспитания нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста, особенности этого процесса и методы, которые можно использовать для достижения этой цели. Автор выделяет основные аспекты воспитания, такие ка...

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры

В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы ...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Анализ проблем семьи как социального института, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса в техникуме

В статье приводятся и анализируются результаты исследования проблем семьи как социального института с точки зрения выполнения базовых социальных функций, проведенного в Дивноморском филиале НАНЧПОУ «Северо-Кавказский техникум «Знание». Данное исследо...

Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы дошкольника в образовательной деятельности, обеспечивающей соблюдение требований ФГОС ДОО

В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера дошкольника и проблемы ее недоразвития. Предлагаются способы преодоления проблем недоразвития с применением психолого-педагогического инструментария. Дается описание мероприятий, направленных ...

Привлечение студентов к здоровому образу жизни во внеаудиторное время

В работе рассмотрены направления привлечения студентов к здоровому образу жизни. Вследствие перенапряжения обучением наблюдается ухудшение процесса сохранения здоровья учащихся, что требует целенаправленной работы образовательного учреждения по влиян...

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации детско-родительских проектов

В статье автор исследует нравственное воспитание дошкольников как важный компонент социального заказа для образования.

Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации

В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Проблемы физического воспитания в дошкольных учреждениях: обзор и анализ

В статье автор фокусирует внимание на выявлении проблем, сопровождающих внедрение эффективных программ физического воспитания в дошкольные учреждения. Основной акцент делается на важности формирования здорового образа жизни с самого раннего детского ...

Воспитание нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста

В статье рассматривается важность воспитания нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста, особенности этого процесса и методы, которые можно использовать для достижения этой цели. Автор выделяет основные аспекты воспитания, такие ка...

Задать вопрос