Зачем нужна проектная деятельность младших школьников? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чувашова, Е. В. Зачем нужна проектная деятельность младших школьников? / Е. В. Чувашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15.1 (119.1). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33094/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье раскрываются особенности проектной деятельности младших школьников. Для изучения готовности младших школьников к проектной деятельности использованы диагностические методики, представлен анализ полученных результатов.

Ключевые слова: готовность, универсальные учебные действия, учебная деятельность, проектная деятельность младших школьников.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо

и где, и как я могу эти знания применить.

Сегодня – время перемен, когда обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Федеральные государственные стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в цели и задачи, структуру и содержание образования, смещение акцентов с задачи – овладеть знаниями – на задачу – формировать практические умения и навыки обучающегося как основу его учебной деятельности.

Согласимся с утверждением Ш. А. Амонашвили, что младшешкольное детство есть наиболее благоприятный период для развития; в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или даже, может быть, будет утеряно. Поэтому считаем, что начальная школа сегодня должна стать местом проб образовательных сил школьника, а не местом подготовки к жизни.

Младший школьник – активен, любознателен, подвижен, открыт для всего нового. Следовательно, для его обучения актуальны деятельностные технологии. Более того, необходимо использовать такие образовательные технологии, которые приводят к разумному балансу между все возрастающим объемом знаний и практическими умениями. Как раз это и характерно для проектной деятельности.

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в школьную практику, в том числе и в практику начальной школы, с конца 90-х гг. XX в. в связи с модернизацией школьного образования. Делая выбор в пользу проектной деятельности младших школьников, отмечу то, что привлекает.

Под проектной деятельностью мы понимаем вид развивающего обучения, направлен на выработку самостоятельных проектных умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает к конкретным проблемам.

Основой проектной деятельности выступает работа над проектом, который разрабатывается по инициативе детей. Проект имеет прагматическую направленность на результат/продукт, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис проектной деятельности.

Участие в проекте смещает акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности и способствует формированию у младших школьников ключевых компетенций. Поиск решения разнообразных учебных и практических задач, самостоятельное овладение знаниями составляет суть проектной деятельности. И здесь главное для меня, как учителя – увлечь и «заразить» учащихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Анализ педагогического опыта учителей начальных классов, собственная практика позволили выделить ряд особенностей проектной деятельности младших школьников:

 проект – это часто игра, включающая в выполнение соответствующих ролей;

 связь с поиском новых знаний, умений и последующим их применением;

 формирование проектных умений – формирование универсальных учебных действий;

 связь с созидательной творческой деятельностью;

 преобладание коллективных и групповых проектов;

 последовательность: от недолговременных однопредметных к долговременным межпредметным, от групповых к личным;

 динамика ролей обучающихся: от исполнителей к инициаторам;

 изменение позиции педагога от руководителя к участнику и организатору совместной деятельности с детьми;

 помощь родителей.

Готовность к проектной деятельности мы рассматриваем как установку на поэтапное осуществление проектной деятельности, предполагающую сформированность универсальных учебных действий: коммуникативные; регулятивные; познавательные; личностные. Надо ли готовить учащихся к проектной деятельность? Существуют ли способы подготовки к проектной деятельности? Такие вопросы возникают при работе с детьми младшего школьного возраста над проектом.

Для получения информации о сформированности готовности младших школьников к проектной деятельности была подобрана и проведена серия диагностических методик с младшими школьниками 3 класса МБОУ СОШ № 30 г. Хабаровска. По результатам методики «Рукавичка» (автор Г. А. Цукерман) 63 % третьеклассников выполнили работу на высоком уровне. Дети активно обсуждали возможные варианты узора; приходили к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; следили за реализацией принятого замысла. Но 37 % обучающихся не пытались договориться, не смогли прийти к согласию.

По методике «Дорога к дому» 86 % обучающихся могли работать в паре, точно выражать свои мысли в соответствии с задачами. 14 % обучающихся могли работать в паре, но умение точно выражать свои мысли недостаточно сформировано.

Работая над проектом, ребенок проявляет активность и заинтересованность, что составляет основу его самостоятельной деятельности (индивидуальную, парную, групповую). Младший школьник реально учится самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. И овладевает практическими умениями ребенок не хаотично, а поэтапно: думаю сам; осуществляю поиск информации (читаю книги, справочники, спрошу у взрослых, зайду в интернет, понаблюдаю, проведу эксперимент); приму решение, действую и делаю выводы.

Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде. В проекте ребята ставят цель и определяют способы ее достижения, обсуждают, доказывают, открывают, сопереживают и радуются, понимают себя и других. Это ведет к сплочению классного коллектива, развитию коммуникативных навыков, создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, значит, берет на себя ответственность за производимое действие.

Совместная деятельность взрослых и детей в проекте имеет деловой, научный, личностный характер, предполагает совместную выработку плана, последовательности выполнения учеником каждого этапа деятельности. К подготовке проекта младших школьников можно привлечь родителей, предоставить им возможность сблизиться со своими детьми. Эта работа станет для родителей интересным делом. Они вместе с детьми ищут необходимый материал, помогают подобрать информацию для теоретического обоснования проекта и самопрезентовать результат. Готовый продукт получается значимым, ведь это результат общего интереса, совместной деятельности ребенка и родителей.

Проектная деятельность привлекательна обучающимся любого возраста: от дошкольников до студентов. Предложите творческое задание «Что на что похоже» и вы увидите, что обучающиеся любого возраста становятся настоящими исследователями. Ведь для того, чтобы ответить на вопрос, им придется внимательно осмотреться вокруг, найти сходство и отличия, домыслить и представить, и, наконец, создать «продукт» в форме рисунка, модели, образа и пр.

Младшим школьникам нравятся проекты, которые носят комплексный характер, так как дают возможность выбрать деятельность по своим личным интересам. Например, в рамках образовательной системы для начальных классов «Школа 2100» учащимся в 4-м классе по математике (авторы учебника: Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких) предлагается выполнить пять проектов: «Модель машины времени»; «Страничка из энциклопедии»; «Инсценировка: Российская ярмарка 18 века»; «Играй и выигрывай», «Страница нового учебника». Все проекты связаны между собой. Инструкция к проекту, приведенная в учебнике, содержит подробный план работы, выполнение которого требует высокой степени сформированности универсальных учебных действий младших школьников. Степень реализованности проекта предлагается оценивать в соответствии со степенью выполнения этого плана. Устно ребята оценивают успешность результата. Выставление отметки за проект не предусмотрено, но она может быть выставлена по желанию обучающихся. Оценка проектной деятельности осуществляется в ходе совместного обсуждения учащимися и учителем результатов и процесса работы над проектом.

Проектная деятельность универсальна, ее можно использовать на уроках и во внеурочное время, в воспитательной и коррекционно-развивающей работе с группой, классом. Она выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. При этом важно, чтобы у ребят появилась потребность в творческом самовыражении, стремление быть полезным классу, школе, семье. Участвуя в проекте, мы с младшими школьниками на себе убедились, что проектная деятельность заряжает и «заражает» действием, творчеством, инициативой, добрым строем и оптимизмом.

Итак, в ходе практики формирование готовности младших школьников к проектной деятельности осуществлялась нами поэтапно:

 погружение в проектную деятельность: ребята учились работе в группе, сопоставляли свои знания со знаниями остальных, отстаивали собственное мнение, помогали другим и принимали помощь;

 организация группового проектирования: обучение третьеклассников самостоятельной поисковой деятельности; работа в группах по созданию презентаций по теме проекта;

 защита проекта: представление результатов согласно критериям; анализ результатов и продуктов деятельности.

В заключение, отвечая кратко на поставленный вопрос, выделим, что проектная деятельность ведет к развитию у младших школьников качеств, присущих людям XXI века, и позволяет добиться успеха. Успешные люди, знающие и умеющие, – основа развития экономики, промышленности и социальной сфера дальневосточного региона.

Литература:

  1. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В. В. Давыдов// Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А. В. Петровского. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 439 с.
  2. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы / Н. М. Конышева // Начальная школа. – 2006. – №1. – С. 17 - 27.
  3. Мисаренко Г. Г. На пути к стандартам нового поколения / Г. Г. Мисаренко // Народное образование. – № 1. – 2009. – С. 62 - 68.
  4. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проект, школьник, ребенок, умение, действие, задача, знание, младший школьник, учебная деятельность.


Ключевые слова

готовность, учебная деятельность, универсальные учебные действия, проектная деятельность младших школьников

Похожие статьи

Развитие проектных навыков у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются понятие проектной деятельности, особенности развития проектных навыков детей младшего школьного возраста, виды проектов и способы их реализации в учебной и внеучебной деятельности.

Формирование и развитие исследовательских умений учащихся в урочное и внеурочное время с применением инновационных технологий образования

В статье рассматривается процесс формирования исследовательских умений у учащихся. Представлены основные этапы исследовательской деятельности.

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы

В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...

Педагогические основы проектной деятельности школьников

В статье исследуются педагогические основы проектной деятельности школьников.

Критерии и показатели проектной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные критерии сформированности метапредметных умений учащихся 5–7 классов, через вовлечение их в проектную деятельность. Данные критерии сформированы с учетом возрастных особенностей, а оценить их можно через работу над у...

Возможности внеурочной деятельности по формированию информационной компетенции младших школьников

В статье приведены основные характеристики программы внеурочной деятельности по повышению информационной культуры младших школьников. Автор в ходе проведенного эксперимента показал эффективность внеурочной деятельности и повышения уровня информационн...

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Эффективность проектных технологий в развитии творческих способностей младших школьников

В статье предлагаются результаты исследования творческих способностей младших школьников, обоснована возможность применения проектных технологий для их развития. Проведена разработка программы с применением технологии проектного обучения как средства...

Инновационные подходы к организации проектной исследовательской деятельности школьников старших классов

В статье представлен анализ особенностей организации проектной исследовательской деятельности школьников, выделены ее формы, проведен сравнительный анализ с традиционной классно-урочной системой, определены перспективы дальнейшего использования в обу...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Похожие статьи

Развитие проектных навыков у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются понятие проектной деятельности, особенности развития проектных навыков детей младшего школьного возраста, виды проектов и способы их реализации в учебной и внеучебной деятельности.

Формирование и развитие исследовательских умений учащихся в урочное и внеурочное время с применением инновационных технологий образования

В статье рассматривается процесс формирования исследовательских умений у учащихся. Представлены основные этапы исследовательской деятельности.

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы

В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...

Педагогические основы проектной деятельности школьников

В статье исследуются педагогические основы проектной деятельности школьников.

Критерии и показатели проектной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные критерии сформированности метапредметных умений учащихся 5–7 классов, через вовлечение их в проектную деятельность. Данные критерии сформированы с учетом возрастных особенностей, а оценить их можно через работу над у...

Возможности внеурочной деятельности по формированию информационной компетенции младших школьников

В статье приведены основные характеристики программы внеурочной деятельности по повышению информационной культуры младших школьников. Автор в ходе проведенного эксперимента показал эффективность внеурочной деятельности и повышения уровня информационн...

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Эффективность проектных технологий в развитии творческих способностей младших школьников

В статье предлагаются результаты исследования творческих способностей младших школьников, обоснована возможность применения проектных технологий для их развития. Проведена разработка программы с применением технологии проектного обучения как средства...

Инновационные подходы к организации проектной исследовательской деятельности школьников старших классов

В статье представлен анализ особенностей организации проектной исследовательской деятельности школьников, выделены ее формы, проведен сравнительный анализ с традиционной классно-урочной системой, определены перспективы дальнейшего использования в обу...

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Задать вопрос