Инновационные формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 18.05.2024

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Карганян, Н. Г. Инновационные формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников / Н. Г. Карганян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 623-626. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114257/ (дата обращения: 18.07.2024).



В данной статье представлены инновационные формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников. Анализируются представленные формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников. Рассматриваются результаты исследований социологов по данной проблеме.

Ключевые формы: форма, метод, инновационные формы и методы духовно нравственного воспитания школьников,духовно-нравственное воспитание, младший школьник, духовно-нравственное воспитание школьников, ценность, духовно-нравственное развитие, воспитание.

В настоящее время одной из наиболее важных проблем в педагогике является духовно-нравственное воспитание младших школьников. Эта проблема стала особенно актуальной в связи с духовно-нравственным кризисом, который наблюдается в обществе.

Согласно исследованиям социологов, в современном мире можно заметить, что подрастающее поколение всё больше ориентируется на ценности массовой культуры, в то время как влияние традиционных ценностей ослабевает. Влияние, оказываемое средствами массовой информации, настолько сильное, что их называют «параллельной школой». Это влияние часто связывают с бездуховностью общества.

Причиной такого положения дел является недооценка роли воспитания как социального явления и целенаправленного процесса, направленного на духовное и нравственное развитие детей. Воспитание определяется такими категориями, как ценности, отношения, поведение, мораль и нравственность.

Повышенный интерес представителей психологической, педагогической, управленческой науки и других отраслей наук к вопросам духовно-нравственного воспитания обусловлен потребностями общества.

Разделение общества на богатых и бедных, утрата нравственных ориентиров, ослабление моральных запретов и барьеров — всё это требует пересмотра подходов к воспитанию подрастающего поколения.

Эффективное выполнение задач, возложенных на духовно-нравственное воспитание младших школьников, требует подбора инновационных форм и методов. В данном вопросе учитель исходит из общественных требований времени. Быстрые изменения в обществе усложняют выбор эффективных форм и методов воздействия на духовно-нравственную сферу. Однако не всегда педагоги готовы использовать новые подходы, предпочитая традиционные методы. Опора на устаревшие формы и методы воспитания может привести к конфликтам с обществом.

Цель данной статьи — представить основные инновационные подходы к духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

Младший школьный возраст — это период, когда дети наиболее восприимчивы к духовно-нравственному воспитанию. Если упустить этот момент, то в будущем будет сложно компенсировать упущенное. То, что ребёнок пережил и усвоил в детстве, остаётся с ним на всю жизнь.

При использовании форм и методов духовно-нравственного воспитания важно помнить, что его основой являются базовые национальные ценности. Они передаются из поколения в поколение через культурные и семейные традиции. Опираясь на эти ценности, человек может избежать негативного влияния.

Внедрение инноваций в процесс духовно-нравственного воспитания требует изменений во всех сферах жизни младшего школьника. Необходимо наладить взаимодействие с семьёй, учреждениями дополнительного образования, физической культуры и спорта, СМИ, общественными и религиозными организациями.

По нашему мнению, разработка новых методов и форм должна основываться на коммуникации. Самое важное учитывать потребности общественности в них. Главная цель такого сотрудничества — создать условия для духовно-нравственного развития младших школьников [1].

Не лишним будет уточнить, что представляют собой понятия «форма» и «метод». Форма — это способ организации процесса воспитания, позволяющий создать определенную обстановку, структуру и содержание. Метод — это система приемов, способов и технологий, используемых для достижения поставленных воспитательных целей.

Исходя из этого, инновационные формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников должны быть ориентированы на развитие личности учащихся, их моральных качеств, способностей к саморазвитию и самореализации.

Среди форм работы с младшими школьниками большой инновационный потенциал имеет внеучебная деятельность школьников при создании необходимой педагогической среды. Эта форма работы способна объединять все виды деятельности младших школьников, в которых возможно решение задач их воспитания. Внеучебная деятельность соответствует требованиям федеральных образовательных стандартов общего образования, ориентированных на младшие классы. Преимущества этой формы работы в том, что она предоставляет учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на духовно-нравственное воспитание школьника. Следует отметить, что в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьника уделено много внимания [2].

Одной из инновационных форм духовно-нравственного воспитания младших школьников является волонтёрство [3]. Помимо того, что у школьника появится реальная возможность проявить себя в процессе в помощи нуждающимся, у школьников будет опыт уникальной социальной практики. Опора в этом вопросе на идеи социальной работы повысит инновационность данной формы работы.

Например, школьники из Елабуги в рамках волонтёрской деятельности собирали пустые консервные банки и воск для изготовления окопных свечей для наших солдат. Также многие школы практикуют закрепление классов за пожилым человеком, нуждающимся в помощи. И под руководством старшего вожатого, школьники раз в 1–2 недели посещают пенсионеров и помогают им по быту.

Основным способом, которым учитель может влиять на воспитание духовно-нравственных ценностей у младших школьников, являются задания. Чтобы эти задания были эффективными, важно, чтобы дети воспринимали их как свои собственные. От этого зависит, насколько значимыми они будут для ребёнка.

Основным методом, посредством которого учитель оказывает на младшего школьника воспитательное воздействие духовно-нравственного характера, является задание. Для эффективности подобных заданий необходимо, чтобы эти задания были внутренне приняты младшим школьником, от чего зависит смысл задания для него. При недостаточности мотивации заданий внутреннее их содержание может не иметь ценностного отношения для младшего школьника, а замысел педагога не будет реализован. Таким образом, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию у младших школьников положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их осознанную потребность к духовно-нравственному развитию.

Следующий метод, заслуживающий внимания, метод интеграции. Использование этого метода предполагает интеграцию идей духовно-нравственного воспитания младших школьников основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. [4].

Следующим инновационным методом и формой в наше время часто рассматривается социально проектная деятельность. Цель проектной деятельности заключается в развитии личности учащегося на основе овладения универсальными способами деятельности. Младшему школьнику сложно развиваться при пассивном восприятии учебного материала в силу возрастных и психологических особенностей. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Если такая деятельность как проект будет нести в себе элементы игры, то младшие школьники будут лучше включаться в процесс взаимодействия [5].

В последнее время в школьном образовании появились новые технологии обучения, методы и приемы, которые призваны обеспечить высокую мотивацию к обучению. Для многих педагогов сегодня уже стали привычными методы критического мышления, проблемного обучения, модульного обучения, игровых технологий, информационно-коммуникационных технологий, методы проектов.

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении и воспитании. Метод проектов — это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, спецкурс духовно-нравственного воспитания не является исключением. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления [6].

Проектная деятельность — это сотрудничество педагога и ученика, направленное на развитие личности школьника и его творческих способностей. Она является формой оценки в процессе непрерывного образования.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную работу учащихся, которую они выполняют индивидуально, в парах или группах в течение определённого периода времени. Это деятельность, которая позволяет ученикам проявить себя, попробовать свои силы и показать публично достигнутый результат.

Метод проектов предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими учениками. Он основан на исследовательских, поисковых и проблемных методах, которые по своей сути являются творческими. Для ученика проект — это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал.

Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное развитие молодёжи — это серьёзная проблема. В контексте этой проблемы важно обратить внимание на социальную рекламу на телевидении, которая ориентирована на молодых людей. Регулярное использование такой рекламы в эфире может также повлиять на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Мы выбрали, на наш взгляд, наиболее перспективные инновационные формы и методы духовно-нравственного воспитания.

Инновационные методы и формы духовно-нравственного воспитания школьников играют значимую роль в формировании моральных ценностей и убеждений учащихся. Они способствуют личностному развитию, укреплению межличностных отношений и формированию гражданской позиции.

Поэтому необходимо постоянно совершенствовать педагогическую практику, внедрять новые подходы и технологии, которые помогут развивать духовно-нравственные качества молодого поколения. Только так мы сможем обеспечить будущее нашего общества и сохранить ценности, на которых оно основано.

Литература:

  1. Ширшов, В. Д. Духовно-нравственное воспитание. / В. Д. Ширшов. — М., 2018. — 262 c. — Текст: непосредственный.
  2. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. — Текст: электронный // База документов: [сайт]. — URL: https://bd.pjatigorsk.ru/documents/fgos/noo/metodicheskie_rekomendacii_po_organizacii.pdf (дата обращения: 10.05.2024).
  3. Бугаева, А. П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников / А. П. Бугаева. — Текст: электронный // МЦИТО: [сайт]. — URL: https://mcito.ru/publishing/epub/tutorials?view=332 (дата обращения: 13.05.2024).
  4. Петрова О. Н. «Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию школьников». Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2017.
  5. Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. — 160 с.
  6. Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание личности в условиях образовательного учреждения. / С. Ю. Дивногорцева. — М.: ПСТГУ, 2022. — 52 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, младший школьник, духовно-нравственное воспитание школьников, школьник, метод проектов, форма работы, духовно-нравственное развитие, подрастающее поколение, проектная деятельность, ценность.


Ключевые слова

Ценность, воспитание, метод, духовно-нравственное воспитание, форма, младший школьник, духовно-нравственное развитие, инновационные формы и методы духовно нравственного воспитания школьников, духовно-нравственное воспитание школьников

Похожие статьи

Задать вопрос