The article is devoted to an actual problem of formation to date values in the process of engaging in volunteer activities of high school students. Reveals the forms and principles of work in educational organization on the formation of moral values.
Keywords: moral values, values, education, senior pupils, volunteer activities
От сегодняшних старшеклассников зависит благосостояние и процветание нашей страны. Это будущие педагоги, юристы, экономисты, инженеры, врачи. Какие нравственные ценности станут для них приоритетными в жизни? Смогут ли современные юноши и девушки войти в самостоятельную жизнь высоконравственными личностями? Трудно дать однозначные ответы. Сегодня главной задачей системы образования является формирование нравственных ценностей старшеклассников, и многое зависит от той деятельности, которая уже сегодня может их формировать — это волонтерской.
Рассмотрим три формы существования ценностей. Первая, ценность выступает как общественный идеал в различных сферах общественной жизни. Такие ценности могут быть как общечеловеческими, «вечными», так и конкретно-историческими. Вторая, ценность предстает в виде произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов. Третья, каждому человеку присуща индивидуальная, специфическаяиерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между общественным и индивидуальным бытием.
Все ценности можно разделить на две группы:
а) терминальные ценности, т. е. ценности-цели, то к чему хотелось бы, стремиться, это определение цели, которой необходимо добиться.
в) инструментальные ценности, т. е. ценности-средства, вполне конкретные качества личности, которые нужно использовать для достижения цели.
Под процессом формирования нравственных ценностей подразумевается поэтапное овладение старшеклассниками социальными ценностями, обогащающими внутренний мир и способствующие их целостному развитию, потому что человек обретает себя не тогда, когда занимается бесконечным самоанализом, а тогда, когда его деятельность направлена на других [1].
Нравственные ценности — это качественная характеристика личности, объединяющая психическое и социальное в человеке, занимающая важное место в регуляции его поведении. Они стимулируют развитие психической активности личности, придавая тем самым завершенность воспитательному процессу как целостному, основанному на органической связи функциональной и психической деятельности [3].
Как отмечают психологи и педагоги, становление у школьников нравственных ценностей, которые определяют направление и содержание деятельности и активности личности, критерии оценок и самооценок, начинается в подростковом возрасте. Именно в этот период нравственные ценности оказывают существенное влияние на формирование социально ценных отношений старшеклассников, на выбор ими социально значимой деятельности после школы, на формирование их нравственной активности. И это обращает на себя внимание, в разрезе формирования возможностей реализовать активность через социально значимую деятельность, присутствующую в волонтерском движении. [5].
Каковы же ценностные приоритеты сегодняшних старшеклассников, принимающих участие в волонтерской деятельности?
С помощью методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича было проведено исследование ценностных ориентаций личности учащихся 10 классов МАОУ гимназии № 4 г. Канска, в котором приняло участие 81 человек (констатирующий эксперимент). Данная методика представляет собой ранжирование 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей. К терминальным ценностям относятся интересная работа, активная, деятельная жизнь, любовь, материально-обеспеченная жизнь, здоровье, жизненная мудрость, красота работы и искусства, общественное признание. Это своего рода те цели, которые в течение жизни реализует человек. Инструментальные ценности — это средства, помогающие человеку осуществить поставленные перед собой задачи. Среди них выделяются образованность, воспитанность, высокие запросы, исполнительность, аккуратность, смелость в отстаивании мнения, жизнерадостность.
При ранжировании полученных данных учитывались следующие показатели:
- Каждый участник опроса самостоятельно выбирал количество ранговых мест.
- Наиболее значительными считались ценности, чаще занимавшие наиболее высокие ранговые места, т. е. выявление приоритетных ценностей (отдают большее предпочтение), которые формируются в процессе волонтерской деятельности и оказывают особое влияние на старшеклассников.
Для обработки информации использовались математические методы.
Были получены следующие результаты: старшеклассники среди ценностей — целей приоритет отдают здоровью (90,1 %), счастливой семейной жизни (77 %), что является особенно важным для молодого поколения и которые могут составить надежную основу жизнедеятельности. Сегодняшние старшеклассники стремятся к материальной обеспеченности (66 %), это можно объяснить тем, что они не уверены в своем будущем, стремятся жить одним днем и получать удовольствие от жизни. В качестве терминальных ценностей выделяют «любовь» (97,5 %), «уверенность в себе» (87,6 %) и «наличие хороших друзей» (71,6 %), что позволяет сделать вывод о том, что старшеклассники ориентированы на комфортные психологические отношения, уверены в том, что рядом близкие, надежные, верные и понимающие люди, а стремление к свободе, к уверенности в себе характерно для юношеского максимализма. А вот красота природы, творчество (9,8 %) не являются приоритетными для старшеклассников. Среди инструментальных ценностей, определяющих качества личности, для старшеклассников основными являются чуткость (85,1 %), великодушие (64,1 %), честность (61,7 %), ответственность (59,2 %), дружелюбие (55,5 %), гуманность (53 %), порядочность (46,9 %), менее значимы такие ценности как смелость (39,5 %), терпимость (30,8 %) и критическое отношение к себе (29,6 %).
Анализируя данные ответы старшеклассников, можно сделать вывод, о том, что в основном они связывают понятия «идеала человеческой личности» с нравственными ценностями, отражающими национальные особенности русского менталитета, а также опирающимися на общечеловеческие ценности и понимают, что успех в жизни во многом зависит от их личного саморазвития и самоопределения.
А как же тогда можно формировать нравственные ценности в процессе волонтерской деятельности? Для чего? Какие изменения происходят у ребят? Именно волонтерская деятельность способна это сделать, именно участие в волонтерской деятельности позволяет формировать такие качества личности как милосердие, любовь, уважение к другим людям, доброжелательность, гуманизм, терпимость, организаторские способности, ответственность, толерантность. Через какие формы работы это можно осуществить?
В МАОУ гимназии № 4 г.Канска созданы такие психолого-педагогические условия, такая образовательная среда, где достаточно эффективно выстроена работа в данном направлении — ребята принимают участие в волонтерской деятельности. «Дети солнца», а так называется отряд волонтеров, имеет свою эмблему, девиз, песню. Ежегодно занимаясь в летней интенсивной школе, они под руководством учителей организуют разного уровня мероприятия для учащихся начальной школы такие как, например: квесты, спортивные соревнования, флэш-мобы. В честь 55-летия полета в космос, провели брейн-ринг среди учащихся 1–4 классов, а при проведении «Проектной недели» запустили акцию «Создай свою клумбу», подарок на день рождения города, 380 лет Канску. Проводятся традиционные акции это: «Помоги пойти учиться» — где вся общественность, от детей до взрослых, помогает собраться ребятам в школу и помочь семьям в трудных сложившихся ситуациях; акция «Теплый дом»- шефство над семьями с детьми-инвалидами; акция «Ветеран живет рядом»- помощь и поддержка ветеранов ВОВ, проводят акцию «Пушистое очарование»- где через серию классных часов и выставки кошек, и собак формируют у детей любовь к животных, милосердие и ответственность за тех, кто рядом с нами.
Волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения старшеклассников и тех, кто рядом, и приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам, которые посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни. [4].
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что волонтерская деятельность в образовательном пространстве может иметь особую воспитательную ценность. Формирование нравственных ценностей в процессе волонтерской деятельности принципиально направленно на определенные ориентиры личности, которые выступают как ценности. В качестве таких ориентиров могут выступать гуманистические ценности образования, которые становятся базовыми ценностями личности в процессе их формирования. Организуя разные формы деятельности, и вовлекая старшеклассников в волонтерскую деятельность, формируются такие нравственные ценности как чуткость, великодушие, честность, ответственность, дружелюбие, гуманность, порядочность. А поддержание нравственной активности через деятельность в волонтерских организациях, играет важную роль в системе нравственных ценностей старшеклассников и обеспечивает общую направленность поведения, социально значимый выбор целей и способов регуляции поведения.
Литература:
- Володева А. А. Ценностные ориентации старшеклассников в современном обществе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1(36). — Новосибирск: СибАК, 2014.
- Ельцова В. А. Развитие социальной активности учащихся как фактор становления ценностно-ориентационной составляющей личностного самоопределения. — Самара, 2003.
- Мкртумян Л. С. Анализ педагогического потенциала волонтерской деятельности // Молодой ученый, 2015.
- Теоретические основы волонтерской деятельности: учебно-методическое пособие/под ред. В. В. Семикина/ авт.-сост.В. В. Семикин, М. С. Игнатенко, Г. С. Курагина и др. СПб.: ООО «Копи-Р Групп», 2014.
- Холина О. И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития, № 8, 2011.