Волонтерское движение как средство нравственного становления будущих педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 13.12.2015

Статья просмотрена: 1681 раз

Библиографическое описание:

Жуйкова, Т. П. Волонтерское движение как средство нравственного становления будущих педагогов / Т. П. Жуйкова, Т. А. Батандаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 948-951. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24423/ (дата обращения: 17.12.2024).

 

Проблема влияния педагога на нравственное развитие учащихся исследовалась в контексте общих вопросов нравственного и духовного становления молодых людей А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, О. С. Богданова, Л. Н. Катаева, А. И. Шамшурина,

Н. И. Болдырев, В. Е. Гурин, И. И. Заредкая, Л. И. Рувинский, X. Штольц, Р. Рудольф и др. Большинство исследований было нацелено на анализ системы отношений учащихся. В меньшей степени затрагивались аспекты нравственного и духовного становления учителя, хотя в последние годы появились исследования и в этом направлении (Е. И. Артамонова, М. И. Старов, Е. Г. Силяева и др.). В современном понимании именно духовная культура учителя во многом определяет нравственное и духовное становление учащихся. Е. И. Артамонова под духовной культурой учителя понимает интегральное качество личности, определяющее ее направленность на созидание собственного ценностно-смыслового поля; способ освоения базовых ценностных ориентаций в профессиональной жизнедеятельности; меру присвоения и актуализации духовных ценностей [1].

В течение многих лет нравственное становление учащихся рассматривалось как процесс и результат влияния всех средств социального контроля в обществе, которое представляло собой единое информационное и идеологизированное пространство. Социальным факторам нравственного влияния было уделено значительно больше внимания, чем феноменологическим. В современных исследованиях можно заметить преобладание анализа феноменологических основ нравственного становления личности в процессе воспитания, обучения и социализации.

Нравственное становление всегда связано со смысловыми аспектами понимания действительности и оценочными действиями личности.

Нравственное развитие определяется в связи с пониманием добра и зла и является основанием поступков человека по отношению к себе, другим людям и миру в целом. Несмотря на то, что основы нравственного развития закладываются в семье, можно говорить о большом значении педагогической деятельности учителя в общем духовном и нравственном развитии учащихся.

Нравственность — это явление социальное и индивидуальное. Нравственные обычаи и традиции охватывают массовые формы поведения людей, которые играют огромную роль в интеграции общества. В большинстве культур люди традиционно разрешают или запрещают себе те или иные поступки, в связи со своими представлениями о плохом и хорошем. Несмотря на разнообразие таких представлений, моральные и нравственные нормы весьма схожи в большинстве человеческих культур вне зависимости от того, что является квинтэссенцией их воплощения. Однако на уровне конкретной личностной интериоризации нравственных норм человек сталкивается с необходимостью осмыслить и воспринять ценности в свете собственного личного опыта. В этом случае осмысление и восприятие могут выступать в качестве «увеличительного стекла» или «искажающего зеркала». Социальные воздействия на человека не воспринимаются им пассивно. Они осмысливаются, интерпретируются, наделяясь личностной значимостью.

Учебно-воспитательный процесс в педагогическом вузе направлен на качественную подготовку будущего специалиста в соответствии с требованиями современного общества. Поэтому наряду с теоретическими, необходимо использовать духовно-практические формы воздействия (праздники, торжественные церемонии, ритуальные акты и др.), эмоционально объединяющие студентов, поднимающие духовное общение на высоту, недоступную в повседневной будничной обстановке [2, с.92].

В нашем институте непрерывного педагогического образования ценностная направленность личности студента, осуществляется через вовлечения учащихся в волонтерскую деятельность.

Активное участие наших студентов в волонтёрском движении помогает решить важную задачу повышения конкурентоспособности и профессиональной компетентности молодых людей за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности, увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в условиях развития инновационной экономики.

Учитывая данные аспекты, в феврале 2007 года на базе Института непрерывного педагогического образования было основано добровольческое объединение «ТЫ+Я = вместе ДОБРЫЕ ДЕЛА». Главная цель, для достижения которой объединение было создано, — оказание помощи одиноким гражданам пожилого возраста и детям, с ограниченными возможностями, оставшимися без попечения родителей, через помощь молодых людей.

Оказание эффективной компетентной и своевременной психологической и педагогической помощи такой категории граждан предполагает наличие у будущих педагогов не только особых знаний, умений и навыков, но и зрелой профессиональной гражданской позиции.

Наши добровольцы проводят ежегодно мероприятия в Абаканском пансионате ветеранов, в Абаканском детском доме «Малышок» и дошкольных учреждениях. Кроме того, принимали участие и победили в конкурсе социально значимых проектов «Город в каждом из нас» при поддержке компании РУСАЛ в номинации «общественная инициатива и осуществили проект «Сердце отдаем людям». Волонтеры принимают участие в организации мероприятий «Маршрут добрых дел», весенней недели добра, День защиты детей. В мае ежегодно проводим уборку прилежащей территории Абаканского пансионата ветеранов и организуем праздничный концерт посвященный победе в Великой Отечественной войне.

На протяжении восьми лет, привлекая студентов к волонтерской деятельности, мы пришли к выводу, что волонтёр — это не работа, не хобби, не увлечение — это призвание.Добровольчество — это редкая возможность раскрыться, самореализоваться, помогать людям, общаться с людьми, развиваться, воплощать самые смелые идеи, учиться. Оно помогает не сидеть на месте, а двигаться вперед!

Информация о волонтерском объединении «ТЫ+Я = вместе ДОБРЫЕ ДЕЛА» передается от одной группы к другой и с первых дней нового набора студентов мы активно начинаем привлекать, и осуществлять благотворительную деятельность.

Студенты группы 1 — ДИ — 15, где куратором являюсь, я Жуйкова Т. П. отмечают, что, делать добро другим людям — это настоящее СЧАСТЬЕ!!! Жизнь должна быть наполнена движением и эмоциями. Мы поняли, что общение с хорошими людьми, обмен впечатлениями, а главное та деятельность, от которой мы получаем удовольствие — работа на пользу общества.

C:\Users\Dik\Desktop\DSC_0113.JPG

 

Что для нас волонтерство? Как-то трудно сразу ответить на этот вопрос… Что-то же толкает современных девчонок и парней помогать другим, оказывая какую-то посильную помощь?.. И ведь делают они это бескорыстно, просто потому, что кто-то улыбнется в ответ или скажет тихое «спасибо». А это довольно необычно в наше жесткое, прагматичное время, когда чуткость, душевная щедрость не «котируются», ведь все измеряется в денежном эквиваленте. И часто можно услышать: «Волонтер? А сколько тебе платят?». И узнав, что волонтер — это добровольный помощник, делающий какую-то работу бесплатно и по своей инициативе помогающий другим, делают круглые глаза. «Бесплатно?! Да ты что? И зачем тебе это надо? Можно же найти достойную подработку…».

Сначала такое непонимание расстраивало. А потом пришло осознание, что каждый выбирает свое. Ведь нравится кому-то быть эмо или готом, хиппи или панком. Волонтерство — в какой-то степени тоже своеобразная субкультура, объединяющая молодых людей, которые задумываются и о своем здоровье, и о здоровье своих будущих детей. Людей, которые несут, свои знания сверстникам. Ведь в этом возрасте ровесникам доверяют гораздо больше, чем взрослым…

К тому же волонтер — человек неравнодушный. Таким ребятам не «все равно», если дворовые мальчишки обижают ребенка или мучают котенка, они не пройдут мимо, если требуется помощь… Любая помощь, пусть даже и незначительная.

Да и кто сказал, что помогать людям надо только на краю пропасти?! По нашему мнению гораздо важнее дарить радость, счастье и уделять внимание тем, кому это необходимо.

Первого октября отмечается Всемирный день пожилого человека. Своим студентам предложила подготовить концерт в Абаканском пансионате ветеранов. Ребята с радостью согласились и начали подготовку к этому мероприятию. К нашему общему удивлению, в группе оказалось очень много активных и талантливых ребят, которые сами стали выбирать песни, стихи и даже ставить танцы! Очень приятно было наблюдать за тем, как они ответственно отнеслись к этому. Каждодневные репетиции, которые очень сблизили их, они стали как одна большая и дружная семья. Когда же настал день концерта, мы приехали в пансионат нас очень хорошо встретили бабушки и дедушки, живущие там. Мы пели, танцевали, читали для них стихи, а когда наше мероприятие закончилось, они сказали столько теплых и приятных слов, пригласили нас снова к себе и мы пообещали, что обязательно еще и не раз придем к ним. И от этого чувства становится тепло на душе. Ведь они так страдают порой от одиночества!

А недавно, наши добровольцы самостоятельно предложили детскому садику «Аленка помощь в проведении утренника посвященного празднику осени. В первый день, как отмечают, сами студенты было немного волнительно, даже немного страшновато, а все от того, что они не знали, как их встретят детишки. Не знали, какие слова подобрать, чтобы завязать диалог с ними. Но на самом деле все оказалось проще, ребята встретили нас с застенчивыми улыбками и ярко святящимися глазками.

Студенты и дети быстро подружились, а музыкальный руководитель поставила перед ними задачу отработать элементы танца, и они преступили к делу. Малыши внимательно наблюдали, а потом пытались повторить движения, очень забавно у них это выходило, дети были похожи на маленьких пингвинчиков. Каждый день, проведенный, со студентами был наполнен кучей эмоций, их смешными рассказиками. Было приятно ощущать, что детишки ждут своих молодых педагогов, а они с радостью бежали на встречу к своим воспитанникам.

Двадцать девятого ноября отмечался День Матери. Волонтеры подготовили праздничный концерн для Абаканского пансионата ветеранов. Составляя программу концерта, проявили значимые качества личности будущего педагога: эрудицию, организованность, творчество, самостоятельность, гуманность, любовь к пожилым людям, чуткость, эмоциональность.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что бескорыстная помощь друг другу приводит к коренным изменениям в сердцах людей, в человеческих отношениях. Волонтером можно стать абсолютно в любом возрасте, здесь нет рамок. Если ты ищешь свой путь, ищешь то, что тебе действительно интересно, тогда волонтерство — один из лучших способов проявить себя и реализовать свой потенциал.

Если мы все будем нести радость и позитив, любить и уважать друг друга, то общими делая добрые дела, обучаемся различным трудовым навыкам, участвуем в реальных проектах, получаем знания и профессиональный опыт. А главное занимаемся тем, что нам действительно интересно и приносит огромное удовольствие.

В соответствии с ценностным сознанием, осваивая формы деятельности, студент тем самым изменяет и развивает аксиологическую и функциональную составляющие социальные качества, свою сущностную определенность.

 

Литература:

 

  1.                Артамонова Е.И. Проблемы повышения эффективности педагогических исследовании. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989.- 560 с.
  2.                Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. — Москва, 2000. С. 92
Основные термины (генерируются автоматически): Абаканский пансионат ветеранов, студент, волонтер, волонтерская деятельность, День, духовная культура учителя, непрерывное педагогическое образование, нравственное развитие, нравственное развитие учащихся, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Становление экологической культуры в системе профессиональной подготовки будущих педагогов

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Семейное творческое объединение как форма взаимодействия и наставничества педагогов и родителей

Конкурсы профессионального мастерства как средство профессионального роста педагога

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Социальное партнерство в системе дополнительного образования детского дома как фактор нравственного развития воспитанников

Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов

Волонтёрская деятельность как средство формирования социокультурных ценностей у дошкольников

Языковой лагерь как средство развития социокультурной компетенции подростков

Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности

Похожие статьи

Становление экологической культуры в системе профессиональной подготовки будущих педагогов

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Семейное творческое объединение как форма взаимодействия и наставничества педагогов и родителей

Конкурсы профессионального мастерства как средство профессионального роста педагога

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Социальное партнерство в системе дополнительного образования детского дома как фактор нравственного развития воспитанников

Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов

Волонтёрская деятельность как средство формирования социокультурных ценностей у дошкольников

Языковой лагерь как средство развития социокультурной компетенции подростков

Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности

Задать вопрос