На сегодняшний день необходимость изучения английского языка является очевидным и неоспоримым фактом, осознаваемым родителями, педагогами и детьми: все чаще можно столкнуться с иностранным гражданином на улице, который может просто спросить «Do you speak English?», современные коммуникативные технологии, популярные среди детей, предполагают владение языком, открытые для детей возможности международного обучения также требуют знаний английского языка.
Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту по иностранному языку основной общеобразовательной школы на уроках иностранного языка необходимо формировать у учащихся социокультурную компетенцию – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.
Существует огромное количество вариантов, где можно изучать язык: факультативы, кружки, индивидуальные и групповые занятия в лингвистических центрах, языковые лагеря. Основное направление деятельности языковых лагерей – изучение иностранного языка и максимальное погружение в языковую среду в непринужденной для ребенка обстановке. В лагере не преследуется цель научить за 10 дней грамматически и фонетически верно употреблять английский язык, но делается все для того, чтобы помочь детям избавиться от языкового барьера и приобрести навыки практического владения языком. Детям не выдаются учебные методические комплексы (учебники, рабочие тетради), к которым они привыкли в школах. Все занятия простроены в игровой форме, при помощи раздаточного материала, визуальной опоры в виде картинок, разнообразных каточек, игрушек, распечаток, интерактивных презентаций и видеоматериалов. Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе различных игр, конкурсов и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи. Кроме того, при участии в театрализованных постановках у обучающихся формируется устойчивый интерес как к самому предмету, так и к культурным традициям, обычаям страны изучаемого языка.
Развитие социокультурной компетенции особенно необходимо в подростковом возрасте. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для подросткового возраста характерно стремление самоутвердиться, «что-то значить», проявить себя самым неожиданным образом, обратить на себя внимание любой ценой. Рост сознания и самосознания порождает повышенное стремление к самостоятельности, независимости, что часто проявляется и в повышенной критичности к другим людям. Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания. Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Наряду с признанием отдельных для него авторитетов, подросток всякий раз стремится высказать свое критическое суждение, проявить свое позитивное или негативное отношение к происходящему.
При изучении иностранного языка необходимо иметь не только языковую грамотность, но и культурологическую осведомленность. С нашей точки зрения, языковой лагерь является оптимальной формой развития социокультурной компетенции, так как охватывает все стороны жизни в стране изучаемого языка: традиции, культуру, природу, людей и их особенности, исторические факты и события а также расширяет кругозор воспитанников, разрушает стереотипы, воспитывает толерантность.
Литература:
1. Савина, С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. [Текст] / С.Н. Савина - М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
2. Социокультурный аспект при изучении иностранного языка/ автор статьи Егошина Т.С. [электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/
3. Потребность в увлечениях подростка / автор статьи Коновалова У.В. [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.moideti.com/article_view.php?id_article=180&id_lang=1
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]/ под. ред. И.А.Сафронова. – М.: Просвещение, 2011. - 48 с.