Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Перевозчикова Л. Н. Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 269-272. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1712/ (дата обращения: 15.10.2018).

По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5% составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития. По данным МО РФ, 85% детей – воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-психологического характера. Около 25% детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи. [1, с.3]

Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые ставит ему общество. У такого ребенка гораздо дольше остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развита произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Психические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями школьных трудностей.

Внимание – один из важнейших динамических показателей всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности. Актуальность проблемы развития внимания у детей школьного возраста определяется прежде всего тем, что именно в школьном возрасте формируются качественно новые характеристики внимания так же, как и других процессов. При этом Выготский Л.С. подчеркивает, что «психическое развитие – это целостное развитие всей личности: интеллекта, сознания, познавательной деятельности. В процессе интеллектуального развития ребенка происходят качественные изменения и самих психических познавательных процессов». [3, с.14].

Знание английского языка в современных условиях развития общества является насущной необходимостью для каждого человека. От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего, ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. В основе одной какой-либо трудности в учебной работе могут лежать различные психологические причины, а в основе разных по внешним проявлениям трудностей может быть одна и та же психологическая причина. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. «Внимание проявляется как бы внутри психических процессов и неотделимо от них, характеризуя динамику их протекания». [2, с.111].

Выделяют непроизвольное внимание (нецеленаправленное) – возникает как бы само собой, без усилий воли. Произвольное (намеренное) внимание. Оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В процессе работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. Рабочий уровень внимания определяется комплексом основных характеристик: объемом, концентрацией, переключаемостью. Объем внимания – это его информационная емкость, т.е. количество одновременно отчетливо осознаваемых при восприятии объектов. Концентрация и устойчивость внимания – это способность не отклоняться от цели, от направленной психической активности, удерживать сосредоточенность на объекте внимания. Концентрация внимания является энергетической базой умственной работоспособности школьника. Переключение внимания – способность перемещать его с одного объекта на другой – лежит в основе перехода от одного вида деятельности к другому. [1, с. 23].

Противоположным вниманию состоянием является рассеянность, которая характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью, несосредоточенностью внимания. Дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 минут. Следует отметить, что динамика уровня внимания у детей с ЗПР неодинакова. У одних детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале урока, и по мере продолжения работы неуклонно снижается; у других сосредоточение внимания наступает лишь после некоторой деятельности, для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания. Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.

Особенно резко проявляются нарушения внимания после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения. Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывает у одних раздражение, у других – категорический отказ от работы, особенно если требуется усвоить новый учебный материал. Как следствие, у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью.

Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной информации. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный звук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет – все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание учителя.

Как правило, причины глобальной невнимательности учащихся заключаются в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, у детей сформировался способ работы без достаточной обработки умения анализировать материал. Единицы анализа (буквы, цифры, слова, детали, части) – мелки и «не удостаиваются», без направленного обучения, внимания детей. Поэтому задача развивающих заданий для повышения внимания состоит в преодолении такого общего восприятия, в попытке научить учащихся воспринимать содержание заданий с учетом элементов на фоне смысла, целого, уметь осознанно концентрировать, распределять и переключать свое внимание при анализе элементов, частей, деталей целого.

Предмет английского языка не обыкновенен тем, что он пронизан принципом развивающе-воспитывающего обучения. Развитие и воспитание идет в двух направлениях:

1. Изучение языкового материала развивает и воспитывает, так как является средством познания мира, формирования мысли, общения с людьми.

2. Развитие и воспитание идет через текстовый материал.

Нельзя не выделить следующие задачи использования коррекционно-развивающих упражнений на уроках:

1. Научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои и чужие мысли в устной и письменной форме за счет расширения представлений об окружающем мире и обогащения словаря, развития умения планировать деятельность и навыка работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму, овладения техникой речи на основе упражнений на развитие внимания.

2. Дать учащимся прочные лексические и грамматические навыки, используя упражнения в коррекции отдельных процессов психической деятельности, тесно взаимосвязанных между собой.

3. Обеспечить развитие логического мышления как основы интеллекта.

4. Привить любовь к английскому языку и желание применять полученные знания и умения в общественной жизни.

Ушинский К.Д. писал: «Конечно, сделав занимательным урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье…». [3, с.49]. Следовательно, произвольное внимание (именно оно является у подростков преимущественным) стоит далее развивать и укреплять.

В подростковом возрасте у ребенка увеличивается устойчивость внимания, способность отвлечься от всего постороннего. Но степень развития всех свойств внимания во многом зависит от психофизических и индивидуальных особенностей развития каждого подростка.

Внимание – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей человека, поэтому коррекция внимания детей с ЗПР является приоритетом в работе педагога коррекционной школы.

Говоря о структуре содержания коррекционно-развивающих упражнений, следует отметить, что существуют общие правила, руководствуясь которыми учитель выбирает (создает) правила обучения, затрачиваемые на реализацию поставленных задач. Различаются общедидактические и специфические правила, при этом общедидактические в силу своей предельной обобщенности не могут указать конкретных критериев выбора средств обучения английскому языку в школах для детей с ЗПР.

Изучение лексики дает возможность познакомить учащихся со словарным богатством английского языка, с отдельными лексическими понятиями, с особенностями употребления слов в речи. Работа, направленная на формирование лексических умений и навыков в классах ЗПР имеет, помимо образовательного и воспитательного, еще развивающее и практическое значение. В результате работы над лексическими единицами расширяется представление школьников о языке в целом, развивается интерес к предмету.

Для овладения нормами английского языка огромное значение имеет фонетика. Формирование фонетических навыков развивает фонематический слух, обучает технике произнесения иноязычных звуков в слове, словосочетании, предложении, в речевом потоке говорения и чтения.

Особенность для восприятия грамматики английского языка, как науки, очень трудна для детей с ЗПР, т.к. способность к абстрагированию у них недостаточно развита и нет связи с родным языком. Однако учащимися можно помочь, активизировав все возможные психические процессы, в том числе внимание. В содержание курса грамматики входит словообразование – посредством специальных морфем получаются видоизменения слов.

Коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания, помогают учащимся усвоить фонетические аспекты говорения, структуру слова и предложения, особенности морфем, преодолеть лексическо-грамматические трудности говорения, особенности чтения английских слов.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику, словообразование, а так же чтение, как вид речевой деятельности, и они требуют специально организованной работы. Для развития внимания используются задания направленные на развитие восприятия, работу памяти, понимание закономерностей и другие виды мышления, поскольку внимание присуще любому познавательному процессу (восприятию, памяти, мышлению) и выступает как форма, способность осознанной организации этого процесса. При этом, осмысленность получаемых знаний направляет внимание, делая его произвольным и избирательным.

Специфические правила обучения английскому языку объединяются по разделам с выделением конкретных коррекционно-развивающих упражнений. Некоторые коррекци-онно-развивающие упражнения, формирующие основные свойства внимания, могут быть использованы как тренировочные, так и диагностические.

I. Упражнения, направленные на концентрацию, переключение, увеличение объема и распределение внимания в различных видах познавательных процессов при выполнении заданий.

II. Упражнения, направленные на сравнение различных понятий, символов, предметов (на вербальном, цифровом и наглядном материале), которые тренируют внимание и наблюдательность.

III. Упражнения, направленные на формирование осознанности и управления вниманием при выполнении проверки ошибок в текстах.

Нужно отметить, что система коррекционных упражнений, направленных на развитие внимания учащихся, строится на следующих аспектах формирования и развития внимания:

1. Постоянство.

2. Самостоятельность.

3. Дифференциация.

4. Логика.

Опыт работы, направленный на развитие внимания у учащихся с ЗПР показал:

1. Повышение качества психических процессов, так или иначе связанных с вниманием.

2. Развитие концентрации, объема и переключения внимания.

3. Коррекция волевой регуляции.

4. Улучшение качества приобретаемых учебных знаний, умений и навыков.

Подростковый возраст характеризуется резкими изменениями, происходящими во всех сторонах развития и имеющими определенную асинхронность (интеллектуальное развитие ребенка опережает развитие личностных особенностей и наоборот). Учитель в работе с такими детьми не только видит указанные ограничения, но и правильно оценивает потенциальные возможности учащихся с ЗПР. У подростков внимание является преимущественно произвольным. Следовательно, учащийся среднего звена может заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем. Отсюда следует, что учащиеся с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеет благоприятный прогноз развития.


Литература:

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.

2. Гамезо М.В. Домашенко И.Д. Атлас. Вопросы психологии. – Педагогическое общество России, 1999.

3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: «Просвещение», 1991.

4. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. – М.: «Просвещение», 1998.

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, ребенок, развитие внимания, внимание, упражнение, учащийся, процесс, подростковый возраст, учебный материал, школьный возраст.

Похожие статьи

Развитие внимания младших школьников в учебной...

Чтобы учебная деятельность была успешной нужно, развивать у учащихся такие важные свойства внимания как концентрация, устойчивость и

Большую роль в успешности процесса обучения младших школьников играет развитие произвольного внимания.

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

Особенности психического познавательного процесса (избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания) вдетском возрасте от 10 до 11 лет. Внимание у детей обнаруживается достаточно рано, уже в первый месяц жизни.

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст, группа игр, игровая деятельность, игровая ситуация, игровая технология, проблемная ситуация.

Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному...

иностранный язык, учебная деятельность, младший школьный возраст, учебный процесс, ученик, игра, учащийся, ребенок, учитель, учебная мотивация. Игровое обучение как средство оптимизации учебного процесса... А это означает, что будущее преподавание иностранных...

Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе

иностранный язык, начальная школа, ребенок, письменная речь, английский язык, наглядный материал, проблема, возраст учащихся, школьник, игровая деятельность. Похожие статьи. Обучение устной речи на уроках...

Игровое обучение как средство оптимизации учебного процесса...

иностранный язык, игра, учащийся, английский язык, процесс обучения, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, язык.

Применение игровых технологий в изучении иностранных языков... слово, ученик, учебный процесс, учащийся, игра, иностранный язык, игровая...

Средства формирования и совершенствования учебной...

В процессе обучения ученика в подростковом возрасте возникают трудности и определенные особенности...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, иностранный язык, ученик, учащийся, английский язык.

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

А подростковый возраст — это как раз период наиболее существенных изменений: и качественных и количественных в развитии мышления. Поэтому при организации учебного процесса должны учитываться особенности развития мышления подростков для создания...

Развитие внимания младших школьников на уроках математики

Также в данной работе представлен ряд упражнений, направленных на повышение качества внимания учащихся начальной школы.

Для успешного обучения младших школьников необходимо развитие у них на должном уровне таких психических процессов, как память и...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие внимания младших школьников в учебной...

Чтобы учебная деятельность была успешной нужно, развивать у учащихся такие важные свойства внимания как концентрация, устойчивость и

Большую роль в успешности процесса обучения младших школьников играет развитие произвольного внимания.

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

Особенности психического познавательного процесса (избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания) вдетском возрасте от 10 до 11 лет. Внимание у детей обнаруживается достаточно рано, уже в первый месяц жизни.

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

игра, учебная деятельность, учебный процесс, ребенок, младший школьный возраст, группа игр, игровая деятельность, игровая ситуация, игровая технология, проблемная ситуация.

Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному...

иностранный язык, учебная деятельность, младший школьный возраст, учебный процесс, ученик, игра, учащийся, ребенок, учитель, учебная мотивация. Игровое обучение как средство оптимизации учебного процесса... А это означает, что будущее преподавание иностранных...

Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе

иностранный язык, начальная школа, ребенок, письменная речь, английский язык, наглядный материал, проблема, возраст учащихся, школьник, игровая деятельность. Похожие статьи. Обучение устной речи на уроках...

Игровое обучение как средство оптимизации учебного процесса...

иностранный язык, игра, учащийся, английский язык, процесс обучения, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, язык.

Применение игровых технологий в изучении иностранных языков... слово, ученик, учебный процесс, учащийся, игра, иностранный язык, игровая...

Средства формирования и совершенствования учебной...

В процессе обучения ученика в подростковом возрасте возникают трудности и определенные особенности...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, иностранный язык, ученик, учащийся, английский язык.

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

А подростковый возраст — это как раз период наиболее существенных изменений: и качественных и количественных в развитии мышления. Поэтому при организации учебного процесса должны учитываться особенности развития мышления подростков для создания...

Развитие внимания младших школьников на уроках математики

Также в данной работе представлен ряд упражнений, направленных на повышение качества внимания учащихся начальной школы.

Для успешного обучения младших школьников необходимо развитие у них на должном уровне таких психических процессов, как память и...

Задать вопрос