Автор: Груздева Ирина Игоревна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 02.03.2016

Статья просмотрена: 128 раз

Библиографическое описание:

Груздева И. И. Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 42-44.



В условиях развития поликультурного интерактивного общества возрастает роль современных языков международного общения. В первую очередь, это связано с расширением международных экономических, торговых и производственных отношений, контактов между высшими учебными заведениями и учреждениями культуры и, соответственно, возрастающими потребностями в специалистах со знанием иностранного языка. В мировом образовательном пространстве основной целью сегодня является создание условий для развития многоязычия и формирование межкультурной компетенции, что обеспечит возможность эффективной коммуникации на современных языках международного общения. Современные интеграционные процессы в мире и развитие международного сотрудничества делают владение иностранными языками личностно-значимым. Осознание учащимися востребованности иностранного языка в современном мире, его роли на рынке труда способствует повышению мотивации к его изучению.

Поэтому обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации образования в нашей стране. Учебный процесс должен активизировать имеющиеся у каждого учащегося интеллектуальные способности, знания и речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные качества. Поэтому важно строить учебный процесс таким образом, чтобы обучаемый, решая те или иные коммуникативные задачи, испытывал потребность и имел возможность реализовать собственные намерения.

В настоящее время существует немало методик для изучения иностранного языка в школе. Важным, на наш взгляд, является необходимость постановки вопроса о роли лексических игр на среднем этапе обучения иностранному языку.

Данная тема чрезвычайно важна для глубокого ее изучения и особенно практического применения в школах. Ее актуальность на современном этапе является очевидной, особенно с учетом новых веяний в системе образования, дающих простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных неоднородных идей и решений. Именно игра, как наименее стесненная условностями и различного рода рамками, наиболее приемлема, на наш взгляд, т. к. именно здесь и существуют неограниченные возможности для реализации творческого потенциала как преподавателя, так и учащихся.

В трудах таких педагогов как Р.Л. Семахина [7], М.Ф. Стронин [8]говорится о влиянии дидактических игр на различные аспекты изучения английского языка. Это игры на развитие и тренировку навыков восприятия и воспроизведения речи, произношения, употребления грамматических структур, отработки лексики и др., которые предназначены для использования на занятиях английского языка в школе.

М.Ф. Стронин в своей книге «Обучающие игры на уроке английского языка» рассматривает учебную игру на уроке иностранного языка как «ситуативно-вариантное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению, с присущими ему признаками эмоциональности, спонтанности, целенаправленности речевого высказывания» [9].

С помощью лексики передается и воспринимается содержательная сторона речи. Лексика — это основной строительный материал нашей речи, поэтому роль лексики для овладения иностранным языком настолько же важна, как и роль фонетики и грамматики. Ведь именно лексика передает непосредственный предмет мысли в силу своей номинативной функции, т. к. проникает во все сферы жизни, помогая отразить не только реальную действительность, но и воображаемую.Таким образом, лексика — это одна из главнейших составляющих обучения иностранному языку. Без лексики невозможно выучить язык и построить высказывания.

Использование лексических игр стимулирует познавательную активность учащихся, в ходе которой он осуществляет поиск необходимой информации о стране изучаемого языка, ее традициях и истории, творчески перерабатывает эту информацию, что способствует развитию лингвистического навыка.

Лингвистическая игра помогает также решить следующие задачи: правильность и точность восприятия школьниками образа слова, установление прочной связи между образом и значением; правильную локализацию слова в памяти ученика на основе привлечения информации о других словах родного и иностранного языков; правильное и разнообразное комбинирование новых лексических единиц с другими, уже известными ученикам словами иностранного языка.

Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности.

На среднем этапе обучения иностранному языку у учащихся меняется отношение к изучаемому предмету. Как показывают исследования, в структуре мотивации определяемыми являются внешние факторы. Г.В. Рогова и др. выделяют «узколичностные мотивы (деятельность ради оценки или другой личной выгоды)» [5]; отрицательные мотивы, связанные с осознанием школьником тех неприятностей, которые его ожидают, если он не будет добросовестно выполнять учебные обязанности. А так как ядром интереса являются внутренние мотивы (коммуникативно-познавательные, исходящие из самой деятельности по овладению иностранным языком), то интерес к предмету снижается.

Следовательно, именно на среднем этапе обучения иностранному языку, преподавателю не следует забывать об и игровых и соревновательных формах работы при введении и закреплении лексического материала.

Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность приобретения знаний во многом зависит от мотивации, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения — наличие стремления к приобретению знаний и измерению себя и обучающегося. Знание особенностей познавательной сферы подростка очень важно, потому что при обучении и воспитании эти особенности нужно обязательно учитывать. В контексте учебной деятельности должно осуществляться специально организованное, целенаправленное обучение подростков речемыслительной и коммуникативной деятельности с опорой на резервы возрастного развития [6, с. 153].

В подростковом возрасте, в связи с изменением ведущего типа деятельности, учеба отходит на «второй план», овладение формами общения становится основной психологической потребностью учащихся 6-7 классов. Чтобы заинтересовать подростка, необходимо связать содержание обучения английскому языку с его изменившимся типом деятельности, то есть одной из главных целей каждого урока должно стать общение.

Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями, а также снижением интереса к учебной деятельности [6, с. 26-27].

Важно найти «золотую середину», которая обеспечила бы соблюдение нужной пропорции в учёбе и игре, помня при этом, что игра должна подчиняться конкретным учебным задачам. Опыт показывает, что без игровых действий закрепление в памяти школьника иностранной лексики происходит менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения, что не желательно. Игра, введённая в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приёмов обучения, должна быть интересной, не сложной и оживлённой, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний. Следует учитывать, что игровой процесс намного облегчает процесс учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.

Следует, однако, помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Игра — это не просто коллективное развлечение, это один из основных способов достижения всех задач обучения. Только разумное применение лексических игр на уроках и сочетание их с другими методическими приёмами способствуют эффективному и качественному усвоению материала и делает радостным сам процесс познания, который становится потребностью.

Литература:

  1. Ануфриева Р.А. Игры как средство развития интереса к изучаемому языку // Иностранные языки в школе. — 2004. — № 9. — С. 22 — 25.
  2. Борисов Е.А. Влияние ролевой, коммуникативой игры на обучение английскому языку / Е.А. Борисов // ИЯШ. — 2012. — № 3. — С. 29 — 31.
  3. Бурдина М.И. Обучающие игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. — 2006. — № 7. — С. 12 — 14.
  4. Бурдина М.И. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения // ИЯШ. — 2011. — № 3. — С. 52 — 55.
  5. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М., 1991.
  6. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Изд-во Просвещение. — 1994. — 43 с.
  7. Семахина Р.Л. Игры на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе. — 1992. — № 2.
  8. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. — М., 1981.
  9. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): обучения иностранному языку, иностранного языка, английского языка, этапе обучения иностранному, уроках английского языка, среднем этапе обучения, иностранным языкам, обучения иностранным языкам, Методика обучения иностранным, лексических игр, уроке английского, английскому языку, Иностранные языки, уроке иностранного языка, знанием иностранного языка, занятиях английского языка, востребованности иностранного языка, изучения иностранного языка, уроке английского языка, изучения английского языка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос