Особенности развития мышления в подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 31.05.2018

Статья просмотрена: 234 раза

Библиографическое описание:

Кузнецова Д. А., Братцева О. А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 285-288. — URL https://moluch.ru/archive/208/50908/ (дата обращения: 22.10.2018).



В статье рассматриваются особенности развития мышления младших и старших подростков. Представлены теоретические аспекты развития мышления в подростковом возрасте. По результатам практического исследования показаны основные отличия мышления младших и старших подростков, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса.

Ключевые слова: мышление, развитие мышления, конкретное мышление, формальное мышление, подростковый возраст.

Проблеме развития мышления в подростковом возрасте посвящены фундаментальные теоретические исследования психологов XX века — Ж. Пиаже, Д. Эльконина, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, в которых указывалась значимость интеллектуально-когнитивной сферы в формировании личности подростка и его дальнейшем вхождении во взрослую жизнь. По мнению А. С. Арсеньева, российского философа и психолога, основополагающим аспектом психических новообразований подросткового возраста является развитие у подростков критического рефлексирующего мышления, которое «и есть определяющее новообразование в его психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка» [1].

Изучение психологии мышления и его развития является актуальным и сегодня, поскольку появляются как новые взгляды на когнитивное развитие, так и новые подходы к его изучению. Одним из которых является информационно — ориентированный подход в изучении когнитивных способностей, при котором акцент сделан на исследовании восприятия, внимания, а также воспроизведения и оперирования информацией. Сегодня, чтобы реализовать себя в качестве полноценной личности современного общества, необходимо с раннего детства развивать навыки логического, критического и творческого мышления для адекватного восприятия информации из окружающего мира и её рефлексии.

А подростковый возраст — это как раз период наиболее существенных изменений: и качественных и количественных в развитии мышления. Поэтому при организации учебного процесса должны учитываться особенности развития мышления подростков для создания наиболее эффективных условий реализации интеллектуального потенциала школьника-подростка.

В подростковом возрасте условно выделяют две возрастные группы: младшие подростки (11–12 лет) и старшие (12–15). За этот маленький промежуток времени мышление претерпевает значительные изменения: происходит переход от конкретного к формальному или теоретическому мышлению. Причём этот переход происходит не сразу, а постепенно: младшие подростки уже способны к логическим рассуждениям, но приоритетным формальное мышление становится только у старших подростков.

Младшие подростки (от 11 до 12 лет) по концепции Ж. Пиаже находятся на стадии развития мышления, которая называется стадией конкретных операций. На этой стадии у детей появляются некоторые способности к логическим рассуждениям, которые все же еще очень конкретны. Это конкретные элементы: объекты, отношения или размеры; операции: сложение или вычитание; правила и свойства, которые описывают способы выполнения этих операций. Одна из причин возникновения логического мышления — то, что теперь ребенок может объединять объекты в иерархические классификации и понимает отношения принадлежности к классу. Это дает возможность понять отношение части к целому, целого к частям и отношения между частями одного целого [3]. Дети на этой стадии знают, что различные объекты можно объединять в группы по размеру, в алфавитном порядке или по возрасту и что любой объект может одновременно принадлежать к нескольким классам: ребенок может быть в одно и то же время мальчиком, четвероклассником, спортсменом и рыжим. Умственные операции на этой стадии становятся обратимыми, например, «кошки» и «собаки» вместе могут рассматриваться как категория «домашние любимцы», а категория «домашние любимцы» может делиться на подкатегории «кошки» и «собаки».

На стадии формальных операций по концепции Ж. Пиаже старшие подростки в процессе обучения осваивают на логическом уровне все мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификацию, систематизацию, которые постепенно превращаются в единую целостную структуру [2]. Также на протяжении подросткового периода улучшаются три мыслительных процесса более высокого уровня: умозаключение, размышление и рассуждение [3]. Они уже могут пользоваться логическими рассуждениями и абстрактными понятиями, не зависимыми от конкретных объектов. В отличие от подростков, находящихся на более ранней стадии развития, у них появляется способность к интроспективному мышлению (мысли о мыслях); абстрактному мышлению (выход за границы реального к возможному); логическому мышлению (способность учитывать все значимые факты и мысли и делать из них верные выводы) и гипотетическому мышлению (формулирование гипотезы и ее доказательство с учетом многих переменных).

Американские ученые Ф. Райс и К. Долджин приводят следующий пример, который демонстрирует разницу между детским подходом к проблеме и логичным систематическим подходом подростка: «У детей спросили, что они думают о таком событии: «Только храбрым летчикам разрешается летать над высокими горами. Пилот одного истребителя, пролетая над Альпами, врезался в канатную дорогу и порвал главный трос, из-за чего несколько кабинок упали вниз. Погибло несколько человек». Ребенок с конкретно-операциональным мышлением ответил: «Я думаю, этот пилот не очень хорошо летал». Ребенок, мышление которого находилось уже на уровне формальных операций, высказал другое мнение: «Может быть, он не знал, что на его пути находится канатная дорога, или летел слишком низко. Возможно еще, что перед стартом или уже во время полета у него испортился компас, поэтому он сбился с курса и врезался в трос».

Ребенок с конкретно-операциональным мышлением полагает, что если произошло столкновение, значит, пилот был плохим; ребенок с формально-операциональным мышлением принимает гипотезу, которая ему кажется наиболее вероятной. Ребенок с формально-операциональным мышлением конструирует все возможности и проверяет их одну за другой» [3].

Важной характеристикой подросткового мышления является его гибкость. Об этом свидетельствует эксперимент, проведенный Ж. Пиаже с целью изучения процесса решения подростками сложных мыслительных задач. Детям было представлено пять сосудов с бесцветными жидкостями и предложено путем смешивания жидкостей найти такую их комбинацию, которая дает желтую окраску. Если дети младшего возраста смешивали жидкости в случайном порядке, то подростки действовали по-другому. Они попытались рассчитать все возможные варианты смешения жидкостей. После чего выдвигали гипотезы о возможных результатах и планомерно их проверяли. Проведя практическую проверку своих предположений, они получили результат, который был заранее логически обоснован [2].

То есть подростки мыслят и решают проблемы разносторонне, обосновывают различные интерпретации наблюдаемых результатов. Поскольку они способны предвидеть различные возможные варианты еще до наступления реального события, их редко удивляют необычные результаты.

Еще одним важным отличием формально-операционального мышления подростков является то, что они могут ориентироваться на абстракции, а не на непосредственные впечатления. Благодаря этому подростки начинают проявлять интерес к разнообразным абстрактно-философским проблемам, в том числе к религиозным, экономическим, политическим, этическим. Они рассуждают об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Таким образом, происходит становление мировоззрения юной личности, и этот процесс непосредственно связан с интеллектуальным развитием [3].

В нашей исследовательской работе мы поставили перед собой цель выявить особенности развития мышления в подростковом возрасте и показать, что мышление в этот период развивается постепенно: от конкретных операций к формальным.

В исследовании принимали участие 17 учащихся 7А класса в возрасте 11 лет и 13 учащихся 9К класса в возрасте 15 лет Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 г. Урая.

Учащимся были предложены два субтеста из школьного теста умственного развития (ШТУР): «Аналогии», «Классификация», предназначенные для диагностики умственного развития подростков [4].

В первом задании даны три слова, два из которых связаны между собой, а к третьему нужно подобрать четвёртое с аналогичной связью. Например:

Глагол: спрягать = существительное:?

а) изменять, б) образовывать, в) употреблять, г) склонять, д) писать.

Во втором — даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Например:

а) приставка, б) предлог, в) суффикс, г) окончание, д) корень.

Субтест «Аналогии» выявляет умение подростков работать с разными типами логических связей: род-вид, часть-целое, причина-следствие, противоположность, порядок следования, рядоположенность, функциональные отношения. Результаты субтеста показали, что учащиеся 9 класса лучше владеют навыками построения логических связей разных типов, нежели учащиеся 7 класса. Средний балл в процентах у старших подростков 72 %, у младших — 44 %. Самый высокий показатель правильных ответов среди семиклассников был у заданий с рядоположенностью (фигура: треугольник = состояние вещества: жидкость) — 76 %. На втором месте — задания с функциональными отношениями (тепло: жизнедеятельность = кислород: дыхание) — 54 %. Среди девятиклассников наоборот самый высокий показатель правильных ответов оказался у заданий с функциональными отношениями — 87 %. На втором месте — задания с рядоположенностью — 85 %. Самый низкий показатель правильных ответов у семиклассников — 25 %, у девятиклассников — 51 % дали задания с типом связи часть — целое (стихотворение: поэзия = рассказ: проза). Таким образом, обе группы показали лучшие результаты выполнения заданий с типами связи: функциональные отношения и рядоположенность, а низкие результаты обе группы продемонстрировали в заданиях с типом связи часть — целое. Это может объясняться тем, что навыки построения логических связей определенных типов легче или наоборот, труднее, осваиваются как младшими, так и старшими подростками. Формирование этих навыков происходит постепенно в процессе овладения новыми знаниями и применения уже имеющихся знаний на практике.

Субтест «Классификации» показывает, с какими понятиями подросткам легче работать: конкретными или абстрактными. Учащиеся и 7-го и 9-го классов легко справились с заданиями с конкретными понятиями — 62 % и 75 %. Например, из пяти слов: а) дождь, б) снег, в) осадки, г) иней, д) град подчеркнуть лишнее. Эти задания дали самый высокий показатель правильных ответов в обеих группах. Затруднения вызвали задания со смешанными и абстрактными понятиями. Здесь процент выполнения заданий гораздо ниже: 48 % у семиклассников и 62 % у девятиклассников (смешанные понятия: а) прямая, б) ромб, в) прямоугольник, г) квадрат, д) треугольник) , 45 % у семиклассников и 69 % у девятиклассников (абстрактные понятия: а) параллель, б) карта, в) меридиан, г) экватор, д) полюс). Причем, самый низкий показатель правильных ответов семиклассники продемонстрировали в заданиях с абстрактными понятиями (45 %), а девятиклассники — в заданиях со смешанными понятиями (62 %). Но учащиеся 9 класса показали более высокий уровень владения абстрактными понятиями (69 %), чем семиклассники (45 %), так как мышление старших подростков уже не зависит от конкретного, наглядного материала.

Также в субтестах «Аналогии» и «Классификация» представлены задания, которые выявляют уровень усвоения школьных предметов: литература и русский язык, математика и физика, история, биология, география. Результаты показывают, что уровень усвоения школьных предметов у девятиклассников выше, чем у семиклассников: 72 % (девятый класс) и 48 % (седьмой класс).

По результатам вышеперечисленных данных в обоих классах учащихся делят на группы по успешности выполнения всех заданий: наиболее успешные, близкие к успешным, средние, малоуспешные и наименее успешные. Для каждой группы высчитывается средний балл выполнения заданий, который показывает их близость к социально-психологическому нормативу, который берётся за 100 %. Результаты тестирования демонстрируют, что приближенность к социально-психологическому нормативу у девятиклассников выше, чем у семиклассников. Если разница между наиболее и наименее успешными учащимися 9 класса составляет 27 % (80 % и 53 %), то между учащимися 7 класса — 43 % (68 % и 25 %). Этот показатель можно объяснить тем, что в старшем подростковом возрасте повышается контроль исполнения поставленных задач, усиливается и мотивационный компонент обучения, которые в целом отвечают за улучшение когнитивных способностей.

Также в ходе выполнения заданий мы отметили, что учащиеся 9 класса меньше отвлекались на внешние раздражители, они были полностью поглощены решением поставленных задач и даже после их выполнения не потеряли интерес к данной теме, задавали вопросы, высказывали предположения о правильности сделанного выбора, аргументируя его. В отличие от младших подростков, которые, наоборот, всячески отвлекались и стремились быстрее закончить тест.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Старшие подростки в отличие от младших уже владеют навыками формально-операционального или теоретического мышления, характеризующегося умением пользоваться логическими рассуждениями и абстрактными понятиями, не зависимыми от конкретных объектов.
  2. Младшие подростки на стадии конкретных операций уже могут проявлять способности к логическим рассуждениям. Они легко устанавливают такие логические связи, как: рядоположенность, функциональные связи, противоположность.
  3. Старшие подростки владеют большим количеством информации и объемом знаний, поэтому у них более высокий уровень усвоения школьных предметов, чем у младших подростков.
  4. У старших подростков лучше развита способность как сосредоточивать внимание, так и игнорировать то, что отвлекает внимание. Этот навык необходим для успешной учебной деятельности.
  5. Старшие подростки показывают более высокие результаты умственного развития, так как у них уже достаточно развит контроль исполнения: вместо спонтанного ответа они активно руководят своими мыслительными процессами.

Литература:

  1. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. — 5-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 624 с.
  2. Психология подростка: учебник /под ред. А. А. Реана. — СПб: «Прайм — ЕВРОЗНАК», 2003. — 408 с. — (Мэтры психологии).
  3. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф. Райс, К. Долджин. — 12-е изд. — СПб: Питер, 2012. — 816 с.: ил. — (Мастера психологии).
  4. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие /Е. И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, подростковый возраст, задание, класс, ребенок, семиклассник, операция, тип связи, самый высокий показатель, уж.


Похожие статьи

Взаимодействие подростков со сверстниками...

В свою очередь, И. В. Дубровина указывает на то, что ребенок должен научиться включаться в реальные социальные связи, подчиняться

межличностное общение подростков, подростковый возраст, межличностное общение, подросток, класс, общение, сверстник...

Психологические особенности среднего школьного возраста

У детей подросткового возраста возникает очень много стремлений; эти стремления часто мешают, а иногда и противоречат друг другу.

Подросток в седьмом классе легче переносит трудности переходного возраста. Развитие личности семиклассника проходит более спокойно.

Особенности периода взросления подростка | Статья в журнале...

Мы описали выше ряд условий по пути взросления подростков.

Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Границы подросткового возраста совпадают с обучением детей в 5-8-х классах средней...

Жизнестойкость и адаптивность подростков, оставшихся без...

Подростки, имеющие значимых взрослых, характеризуются более высоким показателем

девиантное поведение, девиантное поведение подростков, подростковый возраст

сеть, ребенок, подросток, виртуальный мир, родитель, реальная жизнь, психологическая...

Конфликт между учениками в классе... | Статья в журнале...

Найти общий язык сразу со всеми своими одноклассниками не так уж просто.

Также большинство детей не любят зазнайства. Часто отличники класса ставят себя выше своих сверстников и при удобном

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте.

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций ребенка.

В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и...

Взаимосвязь психических состояний и особенностей...

Городские подростки характеризуются более высокими показателями вербального и общего интеллекта.

При этом у детей подросткового возраста сохраняется отрицательное отношение к себе, из-за этого данный возраст характеризуется предрасположенностью к...

Психологические особенности нравственного развития...

подросток, подростковый возраст, самооценка, самосознание, способность, оценка человеком, уровень самосознания, развитие...

В процессе диагностики было выявлено, что высокий уровень проявления нравственных чувств и эмоций наблюдается у25 % детей...

Особенности социального интеллекта подростков, учащихся...

Также 46 % испытуемых показали высокие показатели по субтесту № 3 «Вербальная

Модели развития социального интеллекта у детей подросткового возраста.

Субтест «Аналогии» выявляет умение подростков работать с разными типами логических связей...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Взаимодействие подростков со сверстниками...

В свою очередь, И. В. Дубровина указывает на то, что ребенок должен научиться включаться в реальные социальные связи, подчиняться

межличностное общение подростков, подростковый возраст, межличностное общение, подросток, класс, общение, сверстник...

Психологические особенности среднего школьного возраста

У детей подросткового возраста возникает очень много стремлений; эти стремления часто мешают, а иногда и противоречат друг другу.

Подросток в седьмом классе легче переносит трудности переходного возраста. Развитие личности семиклассника проходит более спокойно.

Особенности периода взросления подростка | Статья в журнале...

Мы описали выше ряд условий по пути взросления подростков.

Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Границы подросткового возраста совпадают с обучением детей в 5-8-х классах средней...

Жизнестойкость и адаптивность подростков, оставшихся без...

Подростки, имеющие значимых взрослых, характеризуются более высоким показателем

девиантное поведение, девиантное поведение подростков, подростковый возраст

сеть, ребенок, подросток, виртуальный мир, родитель, реальная жизнь, психологическая...

Конфликт между учениками в классе... | Статья в журнале...

Найти общий язык сразу со всеми своими одноклассниками не так уж просто.

Также большинство детей не любят зазнайства. Часто отличники класса ставят себя выше своих сверстников и при удобном

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте.

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций ребенка.

В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и...

Взаимосвязь психических состояний и особенностей...

Городские подростки характеризуются более высокими показателями вербального и общего интеллекта.

При этом у детей подросткового возраста сохраняется отрицательное отношение к себе, из-за этого данный возраст характеризуется предрасположенностью к...

Психологические особенности нравственного развития...

подросток, подростковый возраст, самооценка, самосознание, способность, оценка человеком, уровень самосознания, развитие...

В процессе диагностики было выявлено, что высокий уровень проявления нравственных чувств и эмоций наблюдается у25 % детей...

Особенности социального интеллекта подростков, учащихся...

Также 46 % испытуемых показали высокие показатели по субтесту № 3 «Вербальная

Модели развития социального интеллекта у детей подросткового возраста.

Субтест «Аналогии» выявляет умение подростков работать с разными типами логических связей...

Задать вопрос