Библиографическое описание:

Тупталова А. С., Псиола Н. М. Развитие внимания младших школьников на уроках математики [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 61-63.



В статье рассматриваются особенности развития внимания младших школьников на уроках математики. Также в данной работе представлен ряд упражнений, направленных на повышение качества внимания учащихся начальной школы.

Ключевые слова: развитие внимания, младшие школьники, урок математики, свойства внимания

Для успешного обучения младших школьников необходимо развитие у них на должном уровне таких психических процессов, как память и внимание. Хорошее их развитие является факторами, непосредственно влияющими на успешность обучения в младшем школьном возрасте. Внимание — это избирательная сосредоточенность и направленность сознания человека на определенном объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость, при одновременном отвлечении от других объектов [2, с. 179–180]. Выделяют следующие свойства внимания [1, 73–75]:

– Объем — это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т. е. охватываются вниманием одномоментно.

– Распределение — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними.

– Устойчивость — это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности.

– Сосредоточенность — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

– Переключение — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Каждый учебный предмет в отдельности требует развития своего свойства внимания: математика — объема внимания, обучение русскому языку — распределения внимания, обучение чтению — устойчивости внимания. Именно поэтому, развивая различные свойства этого психического процесса, можно влиять целиком на весь учебный процесс.

Работу по развитию внимания следует начинать с первых дней ребенка в школе. Причем виды работы должны быть разнообразны и интересны ребенку. Одна из возможностей развития внимания у младших школьников на уроках математики, лежит в широком применении наглядного материала и дидактической игры. Заметить изменения, которые произошли в картинках (Рис. 1), найти различия (Рис. 2), графические диктанты (Рис. 3).

Рис. 1.

121060389_large_naidi5otlichii.jpg

Рис. 2.

Graficheskij-diktant-po-kletochkam-dlja-1-klassa-4.jpg

Рис. 3.

На развитие устойчивости и объема внимания можно давать следующее задание: расставь математические знаки, если нужно, то и скобки, между цифрами так, чтобы равенства были верны (Рис. 4).

Рис. 4.

При закреплении таблицы умножения и деления упражнения на распределение и переключение внимания могут быть следующими:

а) У учителя картонный круг, который с одной стороны — красного цвета, с другой — синего. На обеих сторонах круга написано, например, число 5. Если учитель показывает круг красной стороной, и называет любое число, например 3, то дети должны умножить (5x3). А если учитель покажет круг синей стороной, то названное число дети должны разделить на 5.

б) Упражнение “Ладонь — кулак”. Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую — в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица умножения.

в) Перед вами 3 ряда чисел. В первом из них подчеркните все числа, кратные 9, во втором — кратные 4, в третьем — кратные 3. На выполнение задания дается 15 сек.

Задачи в стихах позволяют не только тренировать переключение внимания и его распределение, но и развивают его объем.

Часто на уроке можно столкнуться с тем, что у некоторых учеников очень рассеянное внимание.

Первый вид рассеянности — это частая непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности. Человек ни на чем не может сосредоточиться, все время отвлекается, даже интересная деятельность иногда прерывается из-за неустойчивости внимания. У рассеянных людей этого типа, как говорят, «скользящее», «порхающее» внимание [1, c. 75].

Рассеянность этого типа у школьников проявляется в отвлечении внимания ученика на предметы, явления или собственные мысли, которые не имеют отношения к занятиям в классе. Поэтому младший школьник допускает много ошибок при письме и счете, хотя часто знает правила, пропускает буквы, окончания слов, путает знаки при решении примеров [1, c. 75].

Второй вид рассеянности — следствие чрезмерной сосредоточенности человека на работе, когда он, кроме своей работы, ничего не замечает и порой не отдает себе отчета в окружающих событиях [1, c. 76].

Разумеется, у школьников второй вид рассеянности проявляется несколько в иной форме. Например, когда младший школьник или подросток пишет сочинение, он часто весь поглощен его содержанием и не замечает грамматических ошибок. Когда же он сосредоточен на том, чтобы ни в коем случае не сделать ошибок, содержание сочинения бывает бледным и невыразительным [1, c. 76].

Для того, чтобы избежать рассеянности внимания, необходимо при планировании урока тщательно продумывать ключевые моменты. Темп урока, краткость, четкость пояснений и инструкции, вовлечение в урок всех учеников, разнообразие видов и форм работы, подчиненных основной задаче и теме урока и максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей (подбор разнообразных и посильных задач на сравнение, обобщение, подбор примеров, выводы), — все должно максимально поддерживать активное внимание учеников.

Очень часто недостаточная умственная активность детей на уроке приводит к тому, что их внимание очень неустойчиво. Если ученик на уроке неактивен, и он только слушает товарищей и объяснение учителя, то скоро устаёт и внимание его падает, он легко отвлекается.

Неустойчивое внимание отличается следующими качествами: в начале работы внимание не интенсивно; ученику требуется известное усилие для того, чтобы заставить себя быть внимательным к данному уроку; он медленно втягивается в учебную работу; первые минуты урока проходят у него в постоянных отвлечениях, и лишь постепенно и с трудом он сосредоточивается на работе. Но и достигнутая степень сосредоточенности не сохраняется длительное время и скоро сменяется падением интенсивности внимания; при отсутствии способности быстро сосредоточивать своё внимание ученик с большим трудом переключается на новые виды работы [3].

Если задания, подобранные учителем, требуют не только слушания, но и интересной практической деятельности, решения каких-то практических задач, внимание получает огромную поддержку. Работая со счетными палочками, палеткой, конструируя или рисуя иллюстрации, находя общее и различное, сравнивая, ребенок ведет активную умственную деятельность, которая, в свою очередь, является основой устойчивого внимания.

Учитель должен всегда помнить, что внимание возникает и поддерживается только в деятельности ученика, основанной на разных формах мыслительной активности. Правильно организованная учебная деятельность, всегда будет способствовать формированию внимания. На развитие внимания, всех его качеств и свойств и должна быть направлена работа учителя начальных классов.

Литература:

  1. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. — М.: Просвещение, 1980.—352 с.
  2. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б. А. Сосновского. — М.: Высшее образование, 2008. — 660 с.
  3. Рудик П. А. Психология. — Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения, РСФСР, М., 1955 г. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): свойства внимания, внимания младших школьников, развития внимания, удержание внимания, развитие внимания, уроках математики, развития внимания младших, вид рассеянности, длительное удержание внимания, Развитие внимания младших, следующие свойства внимания, внимания учащихся начальной, отвлечении внимания ученика, возможностей развития внимания, переключение внимания, основой устойчивого внимания, перемещение внимания, падением интенсивности внимания, неустойчивости внимания, объема внимания.

Ключевые слова

развитие внимания, младшие школьники, урок математики, свойства внимания

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос