Проблема эффективности учебной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Марчукова О. Ю. Проблема эффективности учебной деятельности [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 33-34. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1622/ (дата обращения: 15.11.2018).

В человеческой деятельности конечный результат характеризуется количеством и качеством продукции, экономичностью и эффективностью затраченных усилий на производство материальных и культурных ценностей. Всё это принято называть критериями эффективности труда. В процессе обучения основным критерием эффективности педагогического труда является усвоение и применение учащимися ведущих идей науки на базе развития творческого мышления. Совершенствование учебного процесса, повышение воспитанности детей и мастерства учителя принято считать основными показателями эффективности урока. В этих показателях отражаются те положительные изменения, которые происходят при овладении учащимися основами наук, определёнными познавательными, интеллектуальными практическими навыками и умениями.

Что же поможет достичь высокой эффективности урока? Эту проблему, безусловно, нельзя решить без привлечения внимания учащихся к уроку.

Важными факторами привлечения внимания и включения его в учебный процесс является познавательная потребность и уровень развития психических процессов. Внимание тесно связано с восприятием и мышлением. Внимание возникает всякий раз при необходимости ответить на вопросы. Сравнительно недавно наиболее распространённой формой получения информации об усвоении нового материала был фронтальный опрос. Весьма широко он применяется и в настоящее время. Но каждый раз педагог оказывается на перепутье. Кого спросить? Хорошего ученика? Значит, опрос пройдёт быстро, и все остальные учащиеся прослушают качественное изложение материала, пройденного на уроке. Но хороших в классе не так много. Если спрашивать только их, то другие быстро поймут, что преподаватель их спрашивать не будет и перестанут учиться. К тому же, спрашивая только сильных учащихся. Преподаватель получает искажённую информацию о ходе обучения. Поэтому он вынужден вызывать к доске не только успешных, но и не очень успешных учащихся (совсем не успешных, как правило не вызывают, чтобы не сорвать урок).

Разработано много приёмов, которые позволяют обеспечить внимание класса и привлечь его к участию в опросе. На мой взгляд, наибольшей эффективностью обладают следующие приёмы: «неожиданность», «гипербола», «апелляция к авторитету», «провокация», «экспрессия», «сопереживание»

1.Приём «неожиданности». Используют в речи неожиданную и неизвестную информацию.

2.Приём «гипербола». Прибегают преувеличению, чтобы заострить внимание слушателя к предмету; это помогает выяснить причинно-следственные связи между событиями, процессами и поведением людей. Позже излагают свою позицию по затронутой проблеме.

3. Приём «апелляция к авторитету» Для подтверждения правильности собственных мыслей ссылаются на авторитет науки, авторитет опыта (работы)

4. Приём «провокации». На короткое время вызывают у учеников реакцию несогласия с излагаемой информацией. Этот период используют на короткое время для подготовки учащихся к выводам, уточнению мысли и более чёткого определения позиции.

5.Приём «экспрессии». Используются средства усиления выразительности (формулировки, которые отличаются от привычного стиля)

6.Приём «сопереживания». Увлечённо описывают события и темы, связывающие педагога и учеников, не упуская подробностей. Это заставляет учащихся переживать.

7. Приём «прогнозирование». Основываясь на реальных фактах, делают прогнозы ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, требования и пожелания.

Используя эти приёмы в своей работе, я убедилась, что хорошее внимание может творить чудеса. Оно может даже компенсировать недостатки памяти и восприятия. И наоборот повышенная отвлекаемость, невозможность сосредоточиться мешает проявиться даже прекрасным способностям, что драматически сказывается на процессе обучения. Однако для решения сложных задач, выявления причинно-следственных связей недостаточно одного восприятия, необходимо размышлять, сопоставлять факты, накапливать знания. Познавательная потребность насыщается и активно взаимодействует с мышлением. Если стремление к впечатлениям остаётся доминирующей потребностью, то формируется поверхностная личность в будущем дилетант, при хорошей памяти – энциклопедист, но не исследователь, не генератор новых идей. Поэтому настоящее время актуален вопрос внедрения в практику обучения методов, которые способствовали бы творческому саморазвитию учащихся. Использование творческих задач стимулирует интерес учащихся к предмету, развивает навыки самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы.

Приведённые приёмы эффективности деятельности помогут педагогу выстроить собственную концепцию обучения.


Литература:

  1. Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 2003.

  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2001

  3. Немов Р.С. Психология. – Т.2. – М., 2001

  4. Давыдов В.В. «Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования» - Вопросы психологии, 1991, №6

  5. Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности». М., Просвещение, 1983.

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, процесс обучения, учебный процесс, короткое время, познавательная потребность.

Похожие статьи

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

Цели и задачи его вытекают из основных требований к современному процессу обучения. В настоящее время учебный процесс направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, на формирование их творческого мышления.

Формирование познавательных интересов обучающихся

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных.

Познавательная потребность, побуждающая к интеллектуальной деятельности. Одна из негативных сторон традиционного...

Развивающие задачи как средство развития познавательных...

Еще недавно основной задачей перед учителем, была передача ученикам определенной суммы знаний. В настоящее время на первый план выдвигается задача развития учащихся в процессе обучения.

Развитие познавательной активности младших школьников...

Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная активность, учебный процесс.

Возникла потребность у учащихся и учителей в организации соответствующей организации учебного процесса удовлетворяющих их запросы.

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

активный метод обучения, учебный процесс, активное обучение, форма обучения, Метод обучения, знание, профессиональная деятельность, учебно-познавательная деятельность, задача, навык. Особенности развивающего обучения на уроках русского языка...

Пути развития познавательного интереса у подростков

внеклассная работа, учащийся, интерес, предмет, процесс обучения, познавательный интерес, мероприятие, исследовательская деятельность, занятие, учебный процесс.

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность. Активизация учебно-познавательной деятельности...

Использование средств математики в процессе формирования...

Познавательные процессы эффективно развиваются при такой организации обучения, когда на уроках создается эмоционально окрашенная

За короткое время у ребёнка формируются разные типы мышления: наглядно-действенное; наглядно-образное; абстрактно-речевое.

Активизация познавательной деятельности обучающихся на...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал. Технологии проблемного обучения как средство...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

Цели и задачи его вытекают из основных требований к современному процессу обучения. В настоящее время учебный процесс направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, на формирование их творческого мышления.

Формирование познавательных интересов обучающихся

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных.

Познавательная потребность, побуждающая к интеллектуальной деятельности. Одна из негативных сторон традиционного...

Развивающие задачи как средство развития познавательных...

Еще недавно основной задачей перед учителем, была передача ученикам определенной суммы знаний. В настоящее время на первый план выдвигается задача развития учащихся в процессе обучения.

Развитие познавательной активности младших школьников...

Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная активность, учебный процесс.

Возникла потребность у учащихся и учителей в организации соответствующей организации учебного процесса удовлетворяющих их запросы.

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

активный метод обучения, учебный процесс, активное обучение, форма обучения, Метод обучения, знание, профессиональная деятельность, учебно-познавательная деятельность, задача, навык. Особенности развивающего обучения на уроках русского языка...

Пути развития познавательного интереса у подростков

внеклассная работа, учащийся, интерес, предмет, процесс обучения, познавательный интерес, мероприятие, исследовательская деятельность, занятие, учебный процесс.

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность. Активизация учебно-познавательной деятельности...

Использование средств математики в процессе формирования...

Познавательные процессы эффективно развиваются при такой организации обучения, когда на уроках создается эмоционально окрашенная

За короткое время у ребёнка формируются разные типы мышления: наглядно-действенное; наглядно-образное; абстрактно-речевое.

Активизация познавательной деятельности обучающихся на...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал. Технологии проблемного обучения как средство...

Задать вопрос