Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения профессиональных дисциплин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 13.05.2015

Статья просмотрена: 768 раз

Библиографическое описание:

Паршакова Т. Ю. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения профессиональных дисциплин // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1249-1252. — URL https://moluch.ru/archive/90/18607/ (дата обращения: 16.10.2018).

Вопросы активизации обучения обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества обучения, как деятельности, зависит результат обучения, развития и воспитания обучающихся.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения обучающихся. Ее особая значимость состоит в том, что обучение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения обучающегося к самой познавательной деятельности.

Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации обучающихся.

Профессионально-педагогическое образование должно строиться с учетом требований российского общества. От педагогов, прежде всего, требуется умение проектирования развивающей среды обучения.

Основу профессионального образования составляют дисциплины, при изучении которых, у обучающихся формируются знания и умения, необходимые в их дальнейшей работе по специальности.

Одной из актуальных проблем профессиональной педагогики является активизация мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения. Овладение особенностями профессии будет эффективным только в том случае, если молодой рабочий сам целенаправленно участвует в формировании необходимых компетенций.

Существует несколько направлений активизации мыслительной деятельности обучающихся. Это активизация мышления через использование нетрадиционных педагогических методов, методов проблемного обучения и методов на основе включения в образовательный процесс деловой игры.

Задача педагогов — строить свою работу так, чтобы заинтересовать в обучении, помочь сформировать убеждения и взгляды в соответствии с общечеловеческими ценностями, создать условия для личностного развития обучающихся.

В настоящее время назрели вопросы: как сделать процесс обучения интересным, какой метод преподавания наиболее оптимален для изучения дисциплин профессионального цикла, что позволит развивать самостоятельность, упражнять мыслительные способности, пробуждать положительные эмоции и, как следствие, повышать мотивацию к овладению профессией? Как сделать обучение продуктивным?

Основываясь на принципах продуктивности, необходимо создать положительную атмосферу сотрудничества педагога и обучающегося в процессе обучения. Решению этой задачи помогает технология личностно-ориентированного обучения, основанная на педагогике сотрудничества.

Проблема активизации мыслительной деятельности обучающихся была и остается одной из главных в дидактике.

Обычно на уроке преподаватель излагает новый материал, а обучающийся слушает, записывает, запоминает. Но коэффициент полезного действия такого урока не всегда высок. Сказывается разный уровень знаний обучающихся, их усталость и другие факторы. Известно, что самостоятельно приобретенные знания более прочны и надежны. Обучающийся ими владеет более свободно и рационально.

Что можно сделать для повышения интереса к предмету и качества обучения, к сближению учебных задач обучающегося и преподавателя?

Для активизации мыслительной деятельности можно использовать фронтальный опрос постановкой проблемных вопросов; логический диктант, когда преподаватель зачитывает вопрос, а обучающиеся дают краткий ответ на него; графический диктант, когда на поставленные преподавателем вопросы обучающиеся отвечают графически: если «да» — черта, если «нет» — дуга. Это позволяет быстро проверить правильность ответов, в том числе с помощью обучающихся, обменивающихся своими работами.

Особенное значение имеет развитие познавательного интереса на уроках профессиональных дисциплин. Эти предметы содержат в основном новый для учащихся, тесно связанный с их будущей профессией и поэтому потенциально интересный как теоретический, так и фактический материал, который раскрывает вопросы технологии производства, особенности сырья и материалов, производимых и применяемых в промышленности, организации и экономики производства. Наряду с усвоением значительного объема разнообразных знаний, обучающиеся должны приобрести определенные компетенции, непосредственно связанные с их будущей профессиональной деятельностью. Нужно учитывать и другую особенность содержания этих предметов — органическую связь с производственной практикой. Поэтому формирование познавательных интересов является во многом и формированием профессиональных и общих компетенций обучающихся.

Таким образом, профессиональные дисциплины, занимая важное место в подготовке квалифицированных рабочих, имеют свои специфические особенности, что требует применения на уроках разнообразных форм, методов и средств обучения. Решение различных практических вопросов проблемного характера, реальных расчетных и конструкторских задач, организация самостоятельной работы с технической, справочной литературой, нормативной документацией, анализ и проектирование реальных технологических процессов, разбор и составление схем, выполнение технических расчетов, использование на уроках различных видов натуральной и схематической наглядности, проведение практических работ — все это дает возможность организовать учебную деятельность таким образом, чтобы наряду с реализацией других учебно-воспитательных задач урока вызвать и развить у учащихся стойкий познавательный интерес. Для этого преподаватель может широко использовать различные методы и методические приемы.

Хорошо развивают внимание, тренируют память, способствуют более глубокому усвоению и закреплению обучающимися получаемых на уроке знаний кроссворды, ребусы, головоломки, которые составляются обучающимися. Эти задания основаны на знаниях общепрофессиональных и профессиональных дисциплин, поэтому способствуют решению задач познавательного и воспитательного характера.

Для реализации объективных возможностей формирования развития познавательного интересов, заложенных в содержании учебного материала, необходимо при подготовке к учебному году, составить перспективно-тематические планы, планов уроков и с этой точки зрения проанализировать содержание тем курса.

Существует ряд специальных методических приемов, направленных на повышение стимулирующего влияния содержания обучения:

-                   рассмотрение достижений и перспектив развития науки, техники, технологии;

-                   развитие практической, научной, социальной значимости изучаемого учебного материала;

-                   показ новизны изучаемого материала;

-                   использование сведений научно-технической и справочной литературы.

При показе достижений и перспектив развития науки, техники, технологии, обучающихся следует знакомить не только с широкого известными, но и с новыми методами получения и обработки материалов. При умелом изложении материала, убедительности примеров, это неизменно вызовет интерес у обучающихся к предмету и профессии. Уже на первых занятиях преподаватели стремятся раскрыть значимость изучаемого предмета, чтобы первые впечатления были положительными, способствовали возникновению у обучающихся заинтересованности, а впоследствии и устойчивого интереса к предмету, профессии. На первых уроках следует ознакомить обучающихся с квалификационной характеристикой, рассказать, какими компетенциями должен обладать будущий рабочий.

Необходимо подчеркнуть цель изучения материала, его практическую, научную значимость. Более устойчивым будет внимание обучающихся и их интерес, если преподаватель раскрывает важность изучения темы или сообщает новое, опираясь на уже имеющиеся знания обучающихся, расширяя и углубляя их, перенося в новые условия и ситуации.

Чтобы поддерживать внимание обучающихся на протяжении всего урока, можно использовать активные методы обучения, выставляя оценки за работу на протяжении всего урока, проводя изучение нового материала в форме беседы, создавая проблемные ситуации, которые обучающиеся решают сами или с помощью преподавателя, развивать дух соревнования.

Цель проблемного обучения состоит в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Практическая реализация проблемного обучения является одним из основных факторов развития и потому предполагает использование проблемных ситуаций не только в учебной деятельности, но и в творческой работе.

Проблемное обучение предполагает создание на уроках проблемных ситуаций, самостоятельную работу обучающихся по их разрешению. В результате мы получаем творческое овладение компетенциями, развитие мыслительных способностей обучающихся.

Для контроля знаний можно проводить устный зачет в форме деловой игры, разделив группу на бригады. От каждой бригады выделяется в жюри по одному человеку для оценки знаний своих товарищей.

Периодический контроль можно проводить в форме динамического зачета, разделив группу на бригады. Из членов бригад выделяются консультанты. Они-то и проводят опрос обучающихся. При этом каждому дается свой вопрос. Преподаватель выслушивает ответы выборочно. Подобная форма активизации мыслительного процесса несет большую воспитательную нагрузку; не возникает вопроса о дисциплине, прививаются умения слушать других, работать в коллективе.

Также обучающиеся изучают самостоятельно вопросы, которые дает преподаватель. При этом они работают с учебником. Преподаватель консультирует обучающихся, помогает. На следующем уроке проводится зачет. Формы зачета могут быть разнообразные: собеседование, письменный опрос, технический диктант, карточка индивидуального контроля.

После изучения темы обучающимся предлагается дома составить условие задачи и решить ее. Этому предшествует подготовительная работа: на уроке объясняется, как это делать. Обучающиеся с большим интересом воспринимают такое задание, обсуждают, предлагают свои варианты. Эти задачи анализируют все обучающиеся, обсуждают, применимы ли они на практике.

В процессе работы я организую учебный процесс так, чтобы придать обучающимся уверенность в своих возможностях. Обучение каждого обучающегося осуществляю на доступном для него уровне. Стараюсь закрепить учебный материал на уроке, а домашнее задание даю творческого или познавательного характера.

На уроках профессиональных дисциплин я применяю гибкую систему оценивания знаний, при объяснении учебного материала использую наглядные примеры, которые способствует активизации учебной и мыслительной деятельности обучающихся, побуждает к самообразованию и самоконтролю.

Чтобы разбудить активность обучающихся, раскрыть их потенциал на уроках, даю задания творческого характера. При развитии интереса к профессии, показываю возможности творчества в осваиваемой профессии. При этом демонстрирую различные творческие работы обучающихся. Также предлагаю обучающимся сделать самим какие-либо творческие работы, необходимые как для теоретических уроков, так и для проведения занятий по учебной практике.

Для лучшего усвоения материала, я применяю элементы педагогической технологии развития критического мышления. Эта технология предусматривает осмысление содержания — т. е. обучающиеся вступают в контакт с новой информацией, систематизируют ее, соотносят с первоначальными представлениями. Я не только объясняю новый материал, но и даю задания по информационному тексту, который они анализируют и составляют кластер. На заключительном этапе обучающиеся составляют синквейн. Это способствует лучшему запоминанию материала, активизации мыслительной деятельности, творческого представления.

В результате обучающиеся овладевают профессиональными и общими компетенциями с творческой направленностью, которые необходимы на современном рынке профессий.

Основные термины (генерируются автоматически): обучающийся, учебный материал, урок, проблемное обучение, мыслительная деятельность обучающихся, процесс обучения, учебный процесс, преподаватель, мыслительная деятельность, деловая игра.


Похожие статьи

Интерактивное обучение как средство развития...

Практика преподавания и исследование особенностей организации учебного процесса позволили

Преподаватель побуждает их к активной мыслительной деятельности логикой построения

Активизация познавательной активности обучающихся на уроках истории.

Технология проблемного обучения и самостоятельная...

Технология проблемного обучения и самостоятельная деятельность обучающегося. Автор: Радостева Светлана Александровна. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Системно-деятельностный подход на уроках обществоведческих...

Ключевые слова: урок, критическое мышление, мотивация обучающегося, дистанционное образование, дистанционное обучение, изобразительное искусство, образовательный процесс, учебная деятельность, учебный материал, включение обучающегося...

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

Используемые методы обучения. Деятельность и активность учащихся на уроке.

Трудность в использовании технология проблемного обучения состоит в том, что с проблемными заданиями справляются, как правило, несколько наиболее сильных учащихся.

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

 сотрудничество учителя и обучающегося в процессе обучения;  обеспечение душевного здоровья и эмоционального благополучия каждого ребенка;  развитие мыслительной деятельности, развитие устной речи, умения анализировать, аргументировать...

Игровое обучение как средство оптимизации учебного процесса...

Цели: 1) Раскрыть роль и значение игрового обучения как средства оптимизации учебного процесса. 2) Поделиться скромным опытом использования игровых технологий на уроках английского языка.

Использование педагогических игр как фактор повышения...

Познавательная эффективность: в процессе учебной деловой игры учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования

Закрепление учебного материала и использование основных звеньев процесса обучения с целью повышения эффективности урока.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, овладеть опытом творческой деятельности, используя потребности ребенка открывать новое, позволяет технология проблемного обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Интерактивное обучение как средство развития...

Практика преподавания и исследование особенностей организации учебного процесса позволили

Преподаватель побуждает их к активной мыслительной деятельности логикой построения

Активизация познавательной активности обучающихся на уроках истории.

Технология проблемного обучения и самостоятельная...

Технология проблемного обучения и самостоятельная деятельность обучающегося. Автор: Радостева Светлана Александровна. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Системно-деятельностный подход на уроках обществоведческих...

Ключевые слова: урок, критическое мышление, мотивация обучающегося, дистанционное образование, дистанционное обучение, изобразительное искусство, образовательный процесс, учебная деятельность, учебный материал, включение обучающегося...

Активизация познавательной деятельности учащихся на...

Используемые методы обучения. Деятельность и активность учащихся на уроке.

Трудность в использовании технология проблемного обучения состоит в том, что с проблемными заданиями справляются, как правило, несколько наиболее сильных учащихся.

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

 сотрудничество учителя и обучающегося в процессе обучения;  обеспечение душевного здоровья и эмоционального благополучия каждого ребенка;  развитие мыслительной деятельности, развитие устной речи, умения анализировать, аргументировать...

Игровое обучение как средство оптимизации учебного процесса...

Цели: 1) Раскрыть роль и значение игрового обучения как средства оптимизации учебного процесса. 2) Поделиться скромным опытом использования игровых технологий на уроках английского языка.

Использование педагогических игр как фактор повышения...

Познавательная эффективность: в процессе учебной деловой игры учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования

Закрепление учебного материала и использование основных звеньев процесса обучения с целью повышения эффективности урока.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, овладеть опытом творческой деятельности, используя потребности ребенка открывать новое, позволяет технология проблемного обучения.

Задать вопрос