Библиографическое описание:

Медвидь Е. В. Интерактивное обучение как средство развития профессионально-познавательной активности обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — №17.1. — С. 16-20.



«Скажи – и я забуду; покажи – и я запомню; дай – и я пойму.»

Китайская притча.

В статье рассматривается профессионально-познавательной активности через использование в процессе активных и методов обучения, необходимое и обязательное их будущей деятельности специалистов, профессиональной мобильностью, профессиональной компетентностью в профессиональной деятельности.

Ключевые интерактивные методы, активность, проблемная метод кейсов, «мозговой штурм».

Проблема профессионально-познавательной активности до сих является одной наиболее актуальных в и практике среднего образования. Так, в время особенно проблема использования в образовательном учреждении и форм и методов основанных на (внутри- и межгрупповых) познания. В настоящее для теоретиков и образования очевидно, главными факторами личности являются деятельность и взаимодействие людьми.

Одним путей повышения подготовки будущих на современном является целенаправленное их профессионально-познавательной и самостоятельности, так рынок труда конкурентоспособных специалистов, профессиональной мобильностью, умениями, навыками, профессиональной компетентностью в профессиональной детальности.

Воспитание и профессионально активной возможно путем активных методов технологий, способствующих всего формированию коммуникативной и личностной студентов.

Реализация в интерактивных форм и позволяет качественно характер взаимодействия и обучающегося: обучающийся субъектом процесса а педагог – его обеспечивающим творческий и внутренний потенциал студента.

«Интерактивный» (inter – между, act - действовать) – означает «основанный на взаимодействии, диалоге с кем-либо». Другими словами, интерактивные методы обучения ориентированы на широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и с друг другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных уроках сводится к управлению деятельностью обучающихся для достижения запланированных целей занятия [1].

Концепция интерактивного обучения предусматривает несколько форм/моделей обучения:

1) пассивная - студент выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

2) активная - студент выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания, курсовые работы/проекты и т.д.);

3) интерактивная – взаимодействие, равноправное партнерство.

Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых (деловых) игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.

Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. Неимитационные технологии не предполагают построение моделей изучаемого явления и деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди можно выделить творческие задания; в малых группах; игры (ролевые имитации, деловые использование общественных (приглашение специалиста, социальные проекты и внеаудиторные методы (соревнования, интервью, спектакли, выставки); и закрепление нового (интерактивная лекция, с наглядными пособиями, и аудиоматериалами, «обучающийся в преподавателя», «каждый каждого», мозаика пила), использование сократический диалог); разминки; обратная дистанционное обучение; сложных и дискуссионных и проблем (займи шкала мнений, разрешение проблем решений», «мозговой «анализ казусов», и змейки»); тренинги.

Основные методические принципы обучения:

1) тщательный рабочих терминов, профессиональной лексики, понятий (разработка

2) всесторонний анализ практических примеров деятельности, в которой выполняют различные функции;

3) поддержание всеми студентами визуального контакта;

на каждом одним из функции модератора который инициирует и обсуждение учебной (преподаватель в данном выступает в качестве

4) активное использование средств, в том раздаточного и дидактического в виде таблиц, учебных фильмов, видеоклипов, видеотехники, с которых иллюстрируется материал;

5) постоянное преподавателем активного взаимодействия, снятие напряженности во между участниками, «острых» шагов и отдельных групп

6) оперативное вмешательство в ход дискуссии в возникновения непредвиденных а также в целях новых положений программы;

7) интенсивное индивидуальных заданий контрольные задания или творческого и т.п.);

8) организация среды – «игрового которое должно раскрепощению студентов;

игровых ролей с индивидуальных творческих и способностей;

9) обучение решений в условиях регламента времени и элемента неопределенности в информации [2].

Организация инновационного обучения включает:

 нахождение проблемной формулировки темы, целей и вопросов занятия;

 подготовку учебного пространства (специализированные аудитории, учебные лаборатории и т.п.) к диалогу, к активной работе;

 формирование мотивационной готовности студента и преподавателя к совместным действиям в процессе познания;

 создание специальных (служебных) ситуаций, побуждающих к интеграции усилий для решения поставленной задачи;

 выработку и принятие правил равноправного сотрудничества для студентов и преподавателя;

 использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.;

 оптимизацию системы оценки процесса познания и результатов совместной деятельности;

 развитие общегрупповых и межличностных умений и навыков анализа и самоанализа [3].

Изучение дисциплины «Основы бухгалтерского учета» играет важную роль в процессе профессиональной подготовки специалистов специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Практика преподавания и исследование особенностей организации учебного процесса позволили выделить несколько принципиальных подходов к преподаванию данной дисциплины в условиях интерактивного обучения (таблица 1).

Таблица 1

Основные принципы преподавания УД «Основы бухгалтерского учета»

Основные принципы

Приемы и способы реализации

Мотивация изучение бухгалтерского

Характеристика профессии; истории развития учета как активное представление на вводном и занятиях бухгалтерского как инструмента наличие в курсе примеров из жизни

Осуществление связей

Осуществление и параллельных межпредметных при помощи ссылок, объяснения между науками, экономических явлений, способствует осмыслению хозяйственных операций, необходимости их и учета

Максимально и технологичное изложение

Использование в изложении схем, рисунков, разработок, с которыми работать непосредственно занятии (сборники технических средств наличие на законодательных и нормативно-правовых

Активизация самостоятельной деятельности

Проведение семинаров по вопросам бухгалтерского или особенностям в различных отраслях

Преподаватель прилагать все для мотивации изучение бухгалтерского как на лекции, так и всех последующих точно указывая основного курса, и задачи конкретных учета, объясняя применения полученных используя примеры повседневной жизни.

Межпредметные - обязательный элемент обучения. Так, ныне существующему плану студенты знания по специальности в следующем порядке: «Основы учета», «Специальные режимы», ПМ.01 хозяйственных операций и бухгалтерского учета организации» и ПМ.05 работ по или нескольким рабочих, должностям 23369 Кассир». В цепочке ярко принцип последовательности связей. Без основ организации учета невозможно студента определять налогооблагаемой базы различных видов и исчислять их. Общая связи между предметами и профессиональными заключается в том, для каждого этих курсов значение имеет база: стандарты учета, законодательные инструктивные материалы. Именно пользоваться ими практике делает специалистом в области учета. Поэтому в обязательном порядке практических занятиях бухгалтерскому учету Налоговый и Гражданский Российской Федерации, Законы, нормативные соответствующие изучаемому разделу бухгалтерского учета. Это вырабатывает у обучающихся привычку обращения к законодательным и инструктивным материалам, а также реализует принцип технологичного изложения курса.

Знания, приобретенные в ходе изучения указанных дисциплин, в последствии широко применяются в анализе хозяйственной деятельности предприятий. Освоение этого курса студентом требует всей системы накопленных знаний по учету и налогообложению и является реальной предпосылкой для того, чтобы стать специалистом высокого класса.

Преимущества интерактивных методов обучения для профессиональной подготовки студентов в области учетных дисциплин определяются следующими приоритетами:

1) Студенты осваивают новый материал не в качестве пассивных слу­шателей, а в качестве активных участников процесса обучения;

2) Будущие специалисты получают навыки владения современными технологиями обработки информации.

3) Вырабатывается умение самостоятельно изучать и анализировать законодательные и нормативные документы, отслеживать вносимые в них изменения.

4) Оперативность и актуальность получаемой информации; студенты оказываются вовлеченными в решение сложных практических ситуаций, ко­торые имеют место в бухгалтерской, экономической и аудиторской деятельности.

5) Доступность и гибкость. Студенты могут использовать в процессе обучения информационные законодательные и нормативные базы.

6) Интерактивные методы обучения позволяют осуществлять возмож­ность контактов студентов с преподавателем. Они более профессиональным процесс.

Интерактивные проведения занятий используются при лекций, практических и видов учебных применяются на уровнях подготовки.

Интерактивная объединяет в себе традиционной лекции и игры. Лекция с используется для ранее изученного и контроля за усвоением. Содержание обычно отпечатывается отдельных листах и для самостоятельного студентам. Они обнаружить в тексте и обосновать суть при последующем обсуждении текста лекции. Такая обучения способствует умения осуществлять при изучении материала.

Широко и другой вид лекции – лекция-дискуссия. Лекция-дискуссия критическое мышление, процесс принятия способствует более его пониманию. Между логических разделов организуется беглый мнениями. Дискуссия проводиться также в занятия по содержанию лекции. Данный лекции оживляет процесс, позволяет управлять коллективным аудитории.

Лекция-консультация у студентов умение вопросы. Способствует материала для практического применения. Она при изучения с выраженной практической направленностью. Излагая материал (на уходит 50-70 % времени), акцентирую на ряде практического применения теоретического положения, время отвечаю вопросы студентов.

В процессе потребность взаимодействия возникает когда преподаватель просто требует воспроизведения содержания материалов лекции, а побуждает анализировать: свойства, отношения, противоречий, давать обобщать сказанное, его с другими т.е. делать что в психологии решением задач. Опыт что работа с активизирует мышление углубляет знания, интерес к предмету.

Активизация деятельности студентов свое наиболее выражение в проблемном преподавании. Сущность преподавания заключается в управляемой организации процесса, при обучаемые не воспринимают, фиксируют и знаки в готовом но и совместно с или самостоятельно в проблемной ситуации систему логико-познавательных задач на основе имеющихся знаний, навыков и умений. Систематическое и целенаправленное применение методов проблемного обучения может способствовать значительному повышению эффективности самостоятельной познавательной деятельности студентов и активизации творческого усвоения.

В ходе проблемного обучения преподавателя должно волновать не только то, о чем будет говорить он, но и то, что при этом будут делать студенты. Преподаватель побуждает их к активной мыслительной деятельности логикой построения излагаемого материала, продуманной системой учебных проблем и вопросов.

В процессе обучения активно использую интенсивные интерактивные формы преподавания, которые включают в себя деловые, учебные ситуации, тесты и упражнения, групповое решение практических примеров и задач. Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. В процессе игры студенты учатся принимать единое решение, работать в коллективе, слушать окружающих и быть услышанными.

В своей преподавательской деятельности я использую такие деловые игры, как:

1. «Документооборот». Целью игры является погружение участников в содержание специального бухгалтерского учета, а развитие у них навыков.

2. «Лабиринт». Данная направлена на знаний по «Основы бухгалтерского и «Организация работы кассира». Только знания по дисциплинам помогут найти выход лабиринта.

3. Практический «Составление баланса». Сквозная по «Основам учета» направленная закрепление теоретического данной дисциплины и другие.

Одним методов моделирования деятельности является кейс-метод. Кейс – это метод при котором и преподаватели участвуют в обсуждении деловых и задач. Студентам проанализировать реальную ситуацию, описание одновременно отражает только какую-либо проблему, но и определенный комплекс который необходим решения данной ситуации. На взгляд, обучение с кейс-метода помогает умение решать задачи с учетом условий. Дает сформировать такие характеристики, как к проведению анализа, четко формулировать и свою позицию.

Учетные подвержены постоянным изменениям. Эти вызваны реформированием учета, введением законодательных актов в учета и налогообложения, необходимо обучать тому, как себя в новых условиях. Использование при изучении «Организация работы позволяет сочетать и практическое обучение.

Свою по подготовке по кейс-методу в следующей последовательности.

1. Определяю дисциплины, по можно провести в данной форме.

2. Формулирую кейса, пакет методические указания выполнению кейса.

3. Подбираю информационных документов (бланки первичной отчетности, приказы и другие).

4. Разрабатываю оценки знаний и умений.

Для базовых теоретических и более глубокого темы студентам проработать учебную нормативные документы, бланки необходимых для выполнения заданий.

Таким при преподавании дисциплин, в том и бухгалтерского учёта, педагогическое взаимодействие альтернативой традиционному воздействию.

На вышеизложенного можно вывод, что преподавателю целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования.

Рассмотренные интерактивные методы могут быть применимы при обучении различным дисциплинам в профессиональных образовательных учреждениях как среднего, так и начального, и высшего профессионального образования для формирования компетенций. А в своей концептуальной основе – при проектировании инновационных педагогических технологий, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных профессиональных кадров.

Литература:

  1. Бим-БадБ.М. Педагогическийэнциклопедическийсловарь. — М., 2002. - С. 107
  2. Митина, Н.А. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы [Текст] / Н.А. Митина, Т.Т. Нуржанова // Молодой ученый. – 2013. – №1. – С. 345-349
  3. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. – М.:ACADEMA, 2001. – 512 c.
Основные термины (генерируются автоматически): процессе обучения, интерактивного обучения, профессиональной деятельности, методов обучения, бухгалтерского учета, методы обучения, профессионально-познавательной активности, интерактивные методы, проблемного обучения, интерактивные методы обучения, процессе обучения информационные, профессиональной компетентностью, профессиональной мобильностью, Концепция интерактивного обучения, технологии интерактивного обучения, проблемного обучения преподавателя, интерактивных методов обучения, методов проблемного обучения, методические принципы обучения, условиях интерактивного обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос