Использование активных методов обучения в образовательном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 320 раз

Библиографическое описание:

Банникова, Е. А. Использование активных методов обучения в образовательном процессе / Е. А. Банникова, Ю. Г. Хасанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.1 (91.1). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19336/ (дата обращения: 20.04.2024).

Активные методы обучения, являются одним из наиболее перспективных путей совершенствования подготовки студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

Информационные технологии используются при преподавании многих дисциплин: Информатика, Информационные технологии в профессиональной деятельности, автоматизированное рабочее место бухгалтера, теория вероятностей и математическая статистика, Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету и др.

В свете перехода на двухуровневую систему образования при подготовке бакалавров по направлению 080100 Экономика необходимо изучение такой дисциплины как «Автоматизированное рабочее место бухгалтера». В процессе проведения лабораторных занятий по дисциплине «Автоматизированное рабочее место бухгалтера» применяются такие активные методы обучения, как метод контекстно-обучающих задач, деловая игра в компьютерной среде. Эти методы базируются на моделировании в учебной среде предметного контекста профессиональной деятельности [1].

Метод контекстно-обучающих задач основан на контролируемой самостоятельной работе студентов. По дисциплине «Автоматизированное рабочее место бухгалтера» преподавателями кафедры экономических и учетных дисциплин была разработана обучающая сквозная задача, в основу которой положен процесс обработки информации в области ведения бухгалтерского учета с использованием программы 1С. Решаемые на компьютере задачи достаточно протяженные по времени и отражают основные стороны профессиональной деятельности будущего экономиста.

Задачи состоят из ряда взаимосвязанных друг с другом заданий, которые включают выполнение некоторого количества типовых задач по образцу и задания для самостоятельной работы. В обучающем примере подробно приводиться порядок решения какой-либо профессиональной задачи с использованием программы 1С: Бухгалтерия. Студенту необходимо выполнить обучающий пример на компьютере, и только при необходимости обращаться к преподавателю за помощью. При выполнении данного примера студент получает необходимые сведения о деятельности виртуальной организации.

В заданиях для самостоятельной работы выделены отдельные разделы, которые охватывают все участки учетного процесса в коммерческой организации, что позволяет студенту изучить порядок формирования документов в разрезе отдельных тем дисциплины: «Учет денежных средств в кассе и на расчетных счетах», «Учет материально-производственных запасов», «Учет основных средств», «Учет оплаты труда», «Учет и реализации поступления товаров» и т. д.

Программа «1С:Предприятие 8» содержит основные формы первичных документов «Приходный кассовый ордер», «Расходный кассовый ордер», «Счет», «Платежное поручение», «Банковские выписки», «Авансовый отчет», «Приобретение товаров, работ, услуг» и т. д. Диалоговая форма заполнения документов и пошаговый ввод реквизитов позволяет понять их предназначение и ускоряет запоминание.

В конце каждого задания предлагается сформировать и проанализировать результативную учетную информацию и отчеты (кассовую книгу, книгу покупок, книгу продаж, анализ счета, оборотно-сальдовую ведомость, главную книгу, различные виды регламентированных отчетов и т. д.) и сравнить полученные результаты с контрольными данными, а если ответы не совпадают найти и исправить ошибки [2].

Деловая игра — наиболее сложный метод активного обучения, ее преимущество состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. Участники могут показать не только профессиональные знания и умения, но и общую эрудированность, такие черты характера, как решительность, оперативность, коммуникативность, инициативность, активность от которых нередко зависит ход игры.

Занятие, на котором проводится деловая игра, состоит из следующих частей:- инструктажа преподавателя о проведении игры (цель, содержание, конечный результат, указания к проведению, формирование игровых коллективов и распределение ролей);

-        изучение участниками игры документации, определяющей ее содержание и ход (сценарий, правила игры, дидактические материалы к ней); распределение ролей внутри подгруппы;

-        собственно игра (изучение ситуации, обсуждение и принятие решений, достижение поставленной цели, оформление материалов игры);

-        публичной «защиты» предлагаемых решений на «техсовете», «производственном совещании», «заседании конфликтной комиссии» и т. п.;

-        определение победителей игры;

-        подведение итогов и анализа игры преподавателем (анализ и оценка достигнутых результатов, анализ действий и активности участников, ошибок, допущенных в игре, и их причины, выставление оценок).

Деловая игра «Бюджеты и процесс их становления» разработана для студентов направления подготовки 080100 Экономика.

В ходе проведения деловой игры решаются следующие задачи:

-        выявление умения студентов сочетать полученные знания в разных областях — таких, как бухгалтерский учет, право и налогообложение, в частности умение составлять бюджеты и организовать процесс бюджетирования на предприятии;

-        ознакомление с принципами «бюджетирования с нуля»;

-        определение возможности использовать игровые элементы для выработки коллективного решения.

Деловая игра «Бюджеты и процесс их становления» развивает навыки составления финансовых планов предприятия. В ходе игры студентам необходимы знания по финансовому менеджменту, теории бухгалтерского учета, бухгалтерскому финансовому учету. Группа студентов делится на две команды — бюджетных комитета, каждый в свою очередь состоит из представителей различных подразделений организации. Команды получают задания, содержащие необходимые данные и параметры для разработки бюджета предприятия и комплекты документов для оформления расчетного баланса.

Для удобства период в каждой из предложенных форм бюджета уже будет заполнен и послужит подсказкой для дальнейшего самостоятельного решения. После этого студенты, следуя методическим указаниям, работают и составляют бюджеты на каждый квартал. Игровой результат — это показатели, по которым присуждается победа в игре, оценивается качество действий играющих [3].

В нашем примере проверяется следующее: насколько студенты знают основы бюджетирования затрат предприятия, знают ли они процедуру составления различных бюджетов (сводный бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, расчетный баланс; бюджет продаж, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет административных и прочих косвенных расходов; вспомогательные бюджеты, бюджет капитальных вложений, кредитный план), умеют ли правильно делать расчеты, умеют ли пользоваться нормативными документами и т. д.

Если четко определены учебные задачи, игру легко анализировать, по ней легко выставлять оценки, учитывать результаты. Эффективность деловой игры обусловлена не только правильной постановкой учебных задач, но и ее игровой формой, которая привлекает студентов, создает у них интерес к выполнению задания, побуждает к активному применению знаний, вовлекает в коллективные взаимоотношения [4].

 

Литература:

 

1.      Методические и технологические аспекты формирования профессиональных компетенций будущего экономиста-бухгалтера. — Режим доступа: http://www.1c.ru/rus/partners/training/edu/theses/?y=2014&s=81&t=2162

2.      Ефремова, О. Н. О методах организации самостоятельной работы студентов / О. Н.Ефремова // Высшее образование в России. — 2011. — № 2. — С. 149–153.

3.      Гонтаренко, Е. В. Деловая игра как активный метод обучения и форма текущего контроля самостоятельной работы студентов/ Е. В. Гонтаренко // Оренбургский государственный университет

4.      Ширшов Е.В, Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов: Монография / Е. В. Ширшов, О. В. Чурбанова.- Архангельск: Изд-во АГТУ, 2005.-307с.

Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, Автоматизированное рабочее место, бухгалтерский учет, бюджет, профессиональная деятельность, студент, активный метод обучения, использование программы, расчетный баланс, самостоятельная работа.


Похожие статьи

Интерактивное обучение как средство развития...

Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, студент, преподаватель, умение, процесс обучения, Интерактивный метод обучения, профессиональная деятельность, интерактивное обучение, деловая игра...

Использование активных и интерактивных форм методов...

Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, математическая подготовка, профессиональная деятельность, математическая компетентность, задача, игра, завод, результат игры, студент, тип В, учебный процесс, форма обучения.

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, оценка игры, студент, преподаватель, активное обучение, интерактивное обучение, интерактивная форма обучения, участник игры, материально-техническое обеспечение, познавательная деятельность.

Использование деловых игр в учебном процессе для...

Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, профессиональная деятельность, профессиональный рост

Использование смешанного обучения в процессе обучения профессиональному иностранному языку студентов инженерного профиля.

Деловая игра как метод формирования математической...

компетентностный подход, активные методы обучения, деловая игра, обучение математике, математическая компетентность, экономические задачи

Деловая игра как средство развития творческой активности студентов в условиях профессионального образования.

Значение деловых игр при формировании профессиональных...

Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, игра, Деловая игра, решение, студент, будущий специалист, игровая реальность, процесс обучения, учебная дисциплина.

Программное обеспечение и самостоятельная работа студента

В архитектуре всех пакетов прикладных программ лежит метод компьютерного моделирования, основой которого является

Навыки по использования указанных ППП в учебном процессе и в самостоятельной деятельности формируются у студентов на первом и втором курсах.

Автоматизированный рабочий комплекс преподавателя как...

Использование автоматизированного рабочего комплекса преподавателя в самостоятельной работе студентов при изучении дисциплин математического и естественнонаучного цикла способствует реализации комплекса целей.

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

Основные термины (генерируются автоматически): игра, деловая игра, профессиональная деятельность, роль, студент, вид обучения, реальная жизнь, жесткий сценарий, будущая профессиональная деятельность.

Интерактивное обучение как средство развития...

Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, студент, преподаватель, умение, процесс обучения, Интерактивный метод обучения, профессиональная деятельность, интерактивное обучение, деловая игра...

Использование активных и интерактивных форм методов...

Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, математическая подготовка, профессиональная деятельность, математическая компетентность, задача, игра, завод, результат игры, студент, тип В, учебный процесс, форма обучения.

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, оценка игры, студент, преподаватель, активное обучение, интерактивное обучение, интерактивная форма обучения, участник игры, материально-техническое обеспечение, познавательная деятельность.

Использование деловых игр в учебном процессе для...

Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, профессиональная деятельность, профессиональный рост

Использование смешанного обучения в процессе обучения профессиональному иностранному языку студентов инженерного профиля.

Деловая игра как метод формирования математической...

компетентностный подход, активные методы обучения, деловая игра, обучение математике, математическая компетентность, экономические задачи

Деловая игра как средство развития творческой активности студентов в условиях профессионального образования.

Значение деловых игр при формировании профессиональных...

Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, игра, Деловая игра, решение, студент, будущий специалист, игровая реальность, процесс обучения, учебная дисциплина.

Программное обеспечение и самостоятельная работа студента

В архитектуре всех пакетов прикладных программ лежит метод компьютерного моделирования, основой которого является

Навыки по использования указанных ППП в учебном процессе и в самостоятельной деятельности формируются у студентов на первом и втором курсах.

Автоматизированный рабочий комплекс преподавателя как...

Использование автоматизированного рабочего комплекса преподавателя в самостоятельной работе студентов при изучении дисциплин математического и естественнонаучного цикла способствует реализации комплекса целей.

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

Основные термины (генерируются автоматически): игра, деловая игра, профессиональная деятельность, роль, студент, вид обучения, реальная жизнь, жесткий сценарий, будущая профессиональная деятельность.

Похожие статьи

Интерактивное обучение как средство развития...

Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, студент, преподаватель, умение, процесс обучения, Интерактивный метод обучения, профессиональная деятельность, интерактивное обучение, деловая игра...

Использование активных и интерактивных форм методов...

Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, математическая подготовка, профессиональная деятельность, математическая компетентность, задача, игра, завод, результат игры, студент, тип В, учебный процесс, форма обучения.

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, оценка игры, студент, преподаватель, активное обучение, интерактивное обучение, интерактивная форма обучения, участник игры, материально-техническое обеспечение, познавательная деятельность.

Использование деловых игр в учебном процессе для...

Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, профессиональная деятельность, профессиональный рост

Использование смешанного обучения в процессе обучения профессиональному иностранному языку студентов инженерного профиля.

Деловая игра как метод формирования математической...

компетентностный подход, активные методы обучения, деловая игра, обучение математике, математическая компетентность, экономические задачи

Деловая игра как средство развития творческой активности студентов в условиях профессионального образования.

Значение деловых игр при формировании профессиональных...

Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, игра, Деловая игра, решение, студент, будущий специалист, игровая реальность, процесс обучения, учебная дисциплина.

Программное обеспечение и самостоятельная работа студента

В архитектуре всех пакетов прикладных программ лежит метод компьютерного моделирования, основой которого является

Навыки по использования указанных ППП в учебном процессе и в самостоятельной деятельности формируются у студентов на первом и втором курсах.

Автоматизированный рабочий комплекс преподавателя как...

Использование автоматизированного рабочего комплекса преподавателя в самостоятельной работе студентов при изучении дисциплин математического и естественнонаучного цикла способствует реализации комплекса целей.

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

Основные термины (генерируются автоматически): игра, деловая игра, профессиональная деятельность, роль, студент, вид обучения, реальная жизнь, жесткий сценарий, будущая профессиональная деятельность.

Интерактивное обучение как средство развития...

Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, студент, преподаватель, умение, процесс обучения, Интерактивный метод обучения, профессиональная деятельность, интерактивное обучение, деловая игра...

Использование активных и интерактивных форм методов...

Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, математическая подготовка, профессиональная деятельность, математическая компетентность, задача, игра, завод, результат игры, студент, тип В, учебный процесс, форма обучения.

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, оценка игры, студент, преподаватель, активное обучение, интерактивное обучение, интерактивная форма обучения, участник игры, материально-техническое обеспечение, познавательная деятельность.

Использование деловых игр в учебном процессе для...

Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, профессиональная деятельность, профессиональный рост

Использование смешанного обучения в процессе обучения профессиональному иностранному языку студентов инженерного профиля.

Деловая игра как метод формирования математической...

компетентностный подход, активные методы обучения, деловая игра, обучение математике, математическая компетентность, экономические задачи

Деловая игра как средство развития творческой активности студентов в условиях профессионального образования.

Значение деловых игр при формировании профессиональных...

Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, игра, Деловая игра, решение, студент, будущий специалист, игровая реальность, процесс обучения, учебная дисциплина.

Программное обеспечение и самостоятельная работа студента

В архитектуре всех пакетов прикладных программ лежит метод компьютерного моделирования, основой которого является

Навыки по использования указанных ППП в учебном процессе и в самостоятельной деятельности формируются у студентов на первом и втором курсах.

Автоматизированный рабочий комплекс преподавателя как...

Использование автоматизированного рабочего комплекса преподавателя в самостоятельной работе студентов при изучении дисциплин математического и естественнонаучного цикла способствует реализации комплекса целей.

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

Основные термины (генерируются автоматически): игра, деловая игра, профессиональная деятельность, роль, студент, вид обучения, реальная жизнь, жесткий сценарий, будущая профессиональная деятельность.

Задать вопрос