Интерактивный метод обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Литвинова О. В., Шенбергер И. А., Фомичёва И. Б. Интерактивный метод обучения // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1390-1392. — URL https://moluch.ru/archive/91/19537/ (дата обращения: 19.07.2018).

Совершенствование учебно-воспитательного процесса, развитие познавательных способностей учащихся, формирование у них основных приёмов и навыков учебной деятельности — это неотъемлемая часть обучения школьников. Под познавательной деятельностью в педагогике понимают совокупность мер предпринимаемых с целью её эффективности (С. Я. Батышев). По мнению Л. С. Выготского: «Для того чтобы учащийся по настоящему включился в работу нужно, чтобы задачи, которые ставиться в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты или чтобы ни приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях. Развивающиеся особенности это развитие физических, познавательных нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей». В современных условиях в процессе обучения применяют разнообразные методы, цель которых — не только передача знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей ребёнка, стимулирование его самостоятельной учебной деятельности. Одним их таких и является интерактивный метод обучения. Главной чертой этого метода является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнёра помощника. Результат обучения приобретает значимость для всех участников процесса и развивает у учащихся способность самостоятельного решения проблемы. Это требует активной работы мысли и объединение всех процессов сознательной деятельности. Овладение знаниями требует не только запоминания, но и их переосмысливания. Множество операций познавательной деятельности, на пример сравнение, систематизация, конкретизация, анализ, обобщение способствуют апробированию знаний, совершенствованию их усвоения. В этом случаи знания для учащихся приобретают значимость и надолго остаются в их памяти. Познавательная деятельность способствует подготовке образованных, отвечающих потребностям общества высококвалифицированных кадров, с прочными, глубокими знаниями, способных к саморазвитию и самореализации. Повысить эффективность развития познавательных способностей учащихся за счёт внедрения в образовательный процесс интерактивных методов обучения — это значит развивать способность к анализу информации и определения проблемы, учить находить возможности и ресурсы для решения проблемы, вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия, развивать способность к дискуссии и переговорам, уметь выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллективное решение. Результатом успешного применения интерактивных методов обучения является способность учащихся к коллективной работе и общению учащихся между собой и с педагогом. Этот метод интересен тем, что при проведении занятий, в зависимости от целей и временных возможностей, можно использовать интерактивные формы в целом, или же взяв его отдельные элементы (этапы), которые целесообразны для данного класса. Эти методы позволяют создавать такую среду, где теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность детям формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом познавательная деятельность организуется так, что ученики ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся сотрудничеству. Интерактивный метод обучения включает в себя: ролевые игры, мозговые штурмы, групповую работу, анализ конкретных ситуаций, уроки — консультации, портфолио, кейсы и т. д. Рассмотрим некоторые из этих методов. Например, метод конкретных ситуаций, который позволяет школьнику научиться: объективно оценивать реальную обстановку, оперативно ориентироваться в различных обстоятельствах, выделять профессиональную проблему, учитывать интересы и возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность. В основе этого метода лежит описание конкретной деятельности или эмоционально — поведенческих аспектов взаимодействия людей. При рассмотрении конкретной ситуации, и анализе этого примера ученик должен вжиться в конкретные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чём её суть, определить свою роль в решении проблемы и выработать свою линию поведения. Метод конкретных ситуаций состоит из следующих этапов:

1)                 Подготовительный этап;

2)                 Ознакомительный этап;

3)                 Аналитический этап;

4)                 Итоговый этап.

На первом этапе учитель разрабатывает соответствующую ситуацию, ставит цели, то есть готовит сценарий занятия. На втором этапе учащиеся вовлекаются в живое обсуждение реальной ситуации. Во время обсуждения возникают разные идеи, предлагаются решения, что повышает развитие познавательных способностей учащихся и повышает качество обучения. Результативность метода увеличивается благодаря аналитической работе учеников на третьим этапе, когда они могут узнать и сравнить несколько вариантов решения одной проблемы. Это позволяет развивать умение анализировать жизненные ситуации и вырабатывать самостоятельные решения, что необходимо каждому человеку, особенно в современной рыночной экономике. Рассмотрим ещё одну из форм интерактивного метода обучения: уроки — консультации. Цель таких уроков — научить школьников задумываться над проблемой, уяснять, прежде всего, для себя, какие возникли затруднения при знакомстве с новой темой, сформулировать вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Но часто учащиеся не представляют себе, какие вопросы они могут задать: ведь большинство из них приучены к репродуктивной деятельности, т. е. к решению задач, аналогично тем, которые только что разобраны. Ученики заранее получают задание — подготовить по данной теме карточки с условиями задач, которые они не могут решить. В ходе изучения темы учащиеся постепенно приучаются к поиску и отбору наиболее интересных задач и вопросов, используя не только учебник, но и другую литературу. Учащиеся в ходе подготовки к уроку — консультации включают в карточки столько задач и вопросов, что разобрать их все на одном уроки невозможно. Тогда родственные задачи и вопросы нужно объединить в 5–6 групп так, чтобы при решении одной из них можно было наметить пути решения остальных задач этой группы. Каждый урок, на котором звучат интересные, трудные вопросы учащихся выигрывает как в дидактическом, так и в воспитательном отношении. Такие уроки формируют у учащихся навыки анализа условия задачи, умение задавать вопросы, но и находить на них ответы, искать различные способы решения задач. А это и есть важнейшее средство развития творческого мышления у учащихся. Использование интерактивного метода обучения развивает у школьников:

-        способность доходить до всего самому;

-        способность получать удовольствие от знаний, которыми уже овладел и всегда стремиться к новым знаниям, возникает желание исследовать;

-        способность наблюдать, обладать особым «чувством ритма» и склонностью разбираться в причинах появления тех или иных закономерностей;

-        склонность к обобщениям — способность искать то, что верно по отношению к широкому классу условий;

-        способность отбросить все лишнее и обратить внимание на действительно важные факты;

-        способность ориентироваться на сокращение определенного объема информации.

При применении на уроках интерактивного метода учащиеся учатся оперативно мыслить, анализировать ситуации, вырабатывать самостоятельные решения, кратко и чётко излагать свои мысли. Каждый ученик становиться участником совместного исследования и решения проблемы, участником ролевой игры или анализа конкретной ситуации, групповой дискуссии или мозгового штурма. Поэтому интерактивные методы обучения способствуют развитию активности, логического мышления, самостоятельности, ответственности, пониманию других людей и сотрудничеству. Можно сделать вывод, что использование интерактивного метода — создаёт благоприятные условия обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.

 

Литература:

 

1.                  «Учитель»2000 № 1, «Интерактивные методы обучения».

2.                  «Учитель»2004 № 5, «Интерактивные методы обучения».

3.                  «Педагогика»2000 № 7, «Интерактивные методы обучения».

4.                  «Современная школа» 2000 № 4, 6, «Интерактивные методы обучения».

5.                  Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996.

6.                  Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006.

7.                  Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

8.                  Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во УРАО, 2000.

9.                  Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского. — 2-е изд., доп. и пере раб. — М.: Просвещение, 1988.

10.              . Иоффе А. Н. Активная методика — залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

11.              Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика 1991.

12.              Батышев С. Я Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивный метод обучения, учащийся, познавательная деятельность, урок, способность, ситуация, решение проблемы, познавательная способность учащихся, логическое мышление, интерактивный метод.


Похожие статьи

Использование интерактивных методов обучения на уроках...

Интерактивные методы обучения очень продуктивны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся.

Интерактивное обучение как средство развития...

интерактивные методы, познавательная активность, проблемная лекция, метод кейсов, дискуссия

Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся с ОВЗ.

Применение интерактивного метода обучения для повышения...

Использование преподавателями интерактивных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей учащихся.

Интерактивный метод обучения как средство повышения...

Использование интерактивных методов обучения в учебно-воспитательном процессе позволит учителям реализовать свои педагогические идеи, создать мотивацию учащихся к учению, сформировать у школьников комплекс умений учить самого себя.

Развитие логического мышления учащихся на уроках физики

Способность к логическому мышлению, как и другую способность, можно целенаправленно развивать и формировать. Для этого ученик должен освоить методы и приемы рационального мышления, вырабатывать у себя привычку к мыслительной деятельности...

Интерактивные методы обучения отечественного...

В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в современном мире являются способность к творческому развитию и...

Формирование логического мышления учащихся через...

Ключевые слова. логическое мышление, интерактивные опорные схемы, урок математики.

Эффективность группового обучения и его влияние на формирование познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

интеллектуальное сотрудничество, игра, учащийся, процесс игры, навык, коллективное обсуждение, классный коллектив, образовательный процесс, обычный урок, познавательная деятельность.

Использование интерактивных методов обучения на уроках...

Интерактивные методы обучения очень продуктивны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся.

Интерактивное обучение как средство развития...

интерактивные методы, познавательная активность, проблемная лекция, метод кейсов, дискуссия

Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся с ОВЗ.

Применение интерактивного метода обучения для повышения...

Использование преподавателями интерактивных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей учащихся.

Интерактивный метод обучения как средство повышения...

Использование интерактивных методов обучения в учебно-воспитательном процессе позволит учителям реализовать свои педагогические идеи, создать мотивацию учащихся к учению, сформировать у школьников комплекс умений учить самого себя.

Развитие логического мышления учащихся на уроках физики

Способность к логическому мышлению, как и другую способность, можно целенаправленно развивать и формировать. Для этого ученик должен освоить методы и приемы рационального мышления, вырабатывать у себя привычку к мыслительной деятельности...

Интерактивные методы обучения отечественного...

В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в современном мире являются способность к творческому развитию и...

Формирование логического мышления учащихся через...

Ключевые слова. логическое мышление, интерактивные опорные схемы, урок математики.

Эффективность группового обучения и его влияние на формирование познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

интеллектуальное сотрудничество, игра, учащийся, процесс игры, навык, коллективное обсуждение, классный коллектив, образовательный процесс, обычный урок, познавательная деятельность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование интерактивных методов обучения на уроках...

Интерактивные методы обучения очень продуктивны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся.

Интерактивное обучение как средство развития...

интерактивные методы, познавательная активность, проблемная лекция, метод кейсов, дискуссия

Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся с ОВЗ.

Применение интерактивного метода обучения для повышения...

Использование преподавателями интерактивных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей учащихся.

Интерактивный метод обучения как средство повышения...

Использование интерактивных методов обучения в учебно-воспитательном процессе позволит учителям реализовать свои педагогические идеи, создать мотивацию учащихся к учению, сформировать у школьников комплекс умений учить самого себя.

Развитие логического мышления учащихся на уроках физики

Способность к логическому мышлению, как и другую способность, можно целенаправленно развивать и формировать. Для этого ученик должен освоить методы и приемы рационального мышления, вырабатывать у себя привычку к мыслительной деятельности...

Интерактивные методы обучения отечественного...

В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в современном мире являются способность к творческому развитию и...

Формирование логического мышления учащихся через...

Ключевые слова. логическое мышление, интерактивные опорные схемы, урок математики.

Эффективность группового обучения и его влияние на формирование познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

интеллектуальное сотрудничество, игра, учащийся, процесс игры, навык, коллективное обсуждение, классный коллектив, образовательный процесс, обычный урок, познавательная деятельность.

Использование интерактивных методов обучения на уроках...

Интерактивные методы обучения очень продуктивны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся.

Интерактивное обучение как средство развития...

интерактивные методы, познавательная активность, проблемная лекция, метод кейсов, дискуссия

Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся с ОВЗ.

Применение интерактивного метода обучения для повышения...

Использование преподавателями интерактивных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей учащихся.

Интерактивный метод обучения как средство повышения...

Использование интерактивных методов обучения в учебно-воспитательном процессе позволит учителям реализовать свои педагогические идеи, создать мотивацию учащихся к учению, сформировать у школьников комплекс умений учить самого себя.

Развитие логического мышления учащихся на уроках физики

Способность к логическому мышлению, как и другую способность, можно целенаправленно развивать и формировать. Для этого ученик должен освоить методы и приемы рационального мышления, вырабатывать у себя привычку к мыслительной деятельности...

Интерактивные методы обучения отечественного...

В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в современном мире являются способность к творческому развитию и...

Формирование логического мышления учащихся через...

Ключевые слова. логическое мышление, интерактивные опорные схемы, урок математики.

Эффективность группового обучения и его влияние на формирование познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

интеллектуальное сотрудничество, игра, учащийся, процесс игры, навык, коллективное обсуждение, классный коллектив, образовательный процесс, обычный урок, познавательная деятельность.

Задать вопрос