Использование мультимедийных технологий в начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Губарева, Е. Г. Использование мультимедийных технологий в начальной школе / Е. Г. Губарева, В. Н. Хаустова, Н. Н. Мальцева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 94-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11245/ (дата обращения: 27.04.2024).



Очень давно известно: детская природа требует наглядности. Ивот на смену таблицам, схемам, рисункам на ватмане появилось новое средство познания — мультимедиа. Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решать одну из важных задач обучения — повышение уровня знаний. Информационные технологии (ИТ), специфика которых постоянно меняется, проникают в сферу интеллектуальной деятельности человека, являются новым интеллектуальным инструментарием.

Наиболее частой формой ИКТ является презентация. На уроках с применением презентации используется один из главных принципов — фасциация (принцип привлекательности), благодаря которой, учащиеся начинают активно высказывать свое мнение, рассуждать. У презентаций естьряд преимуществ:

‒ учащихся привлекает новизна уроков;

‒ появляется интерес к изучаемому материалу с желанием выполняются задания;

‒ дети учатся самостоятельно работать с дополнительными источниками знаний;

‒ появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания;

‒ при выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

Такая форма урокаимеет целый ряд преимуществ перед традиционными методами обучения, а именно:

‒ обеспечивает большим информационным объёмом;

‒ повышает работоспособность, активизирует познавательную деятельность учащегося;

‒ создает коммуникативную ситуацию, личностно значимую для каждого ученика, мотивирует трудные для обучающегося виды деятельности;

‒ создает правильную реакцию на ошибку через благоприятный психологический климат;

‒ насыщает урок продуктивными видами деятельности (сравнение, классификация, прогнозирование, конструирование);

‒ индивидуализирует темп работы, корректирует нужное количество повторений;

‒ меняет ситуацию «учитель — ученик» на «учитель — ученик — компьютер».

Использование учителем в своей работе ИКТ даёт возможность проявить творчество, индивидуальность, широкие возможности не только в построении урока, но и в организации внеклассных мероприятий, классных часов. Доказано, что одновременное включение в процесс обучения слухового, зрительного и эмоционального восприятия повышает эффективность восприятия в несколько раз, экономится время, а приобретённые знания сохраняются значительно дольше в памяти учащихся.

Разумное использование мультимедиа играет важную роль в развитии наблюдательности, речи, внимания и мышления, то есть способствует развитию интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, создавая ресурсы для здоровья.

Уроки с использованием мультимедиа помогают решить многие дидактические задачи: усвоение базовых знаний по предмету; приведение в систему полученных знаний; формирование навыков самоконтроля; формирование мотивации к учебной деятельности, либо к определённому предмету; оказание учебно-методической помощи детям в самостоятельной работе над любым учебным материалом.

Методика проведения уроков с использованием мультимедийных презентаций бывает разной и быть использованной: для объявления темы урока — в виде слайдов, где кратко изложены ключевые моменты темы урока; при изучении нового материала — как сопровождение объяснения учителя (это слайды с короткими текстами, формулами, схемами, рисунками и т. д.), то есть как информационно-обучающее пособие; при закреплении учебного материала (слайды — опоры, видеослайды с изображением, например, явлений природы); для контроля знаний, что, безусловно, повышает эффективность учебного процесса и активизирует познавательную деятельность ребят, особенно, если это тесты с выводом реакции о правильности, либо о наличии ошибки в сделанном выборе (при этом используется и тетрадь); при проверке домашнего задания (проверь себя); для организации самостоятельной работы учащихся (презентация по результатам выполнения групповых и индивидуальных проектов, презентации для сопровождения своего доклада или сообщения, создание фотоальбома как отчёта о проведённых исследованиях).

У презентаций 4 основных цели: сообщить информацию;развлечь;научить;сформировать мотивацию.

В зависимости от поставленной учителем цели можно выделить следующие типы презентаций: проведение обучения; предоставление информации; убеждение слушателей; исследование; решение проблемы; принятие решения; отчёт.

Можно выделить следующие особенности использования ИКТ: качество изображения несравнимосизображением мела на доске; в слайдах легко исправить недостатки или ошибки, дефекты; темп и объём излагаемого материала определяется на уроке по ходу (например, используя гиперссылки); уровень наглядности значительно повышен; производительность труда повышается; устанавливаются легко межпредметные и метапредметные связи на уроке; появляется возможность у учителя организации проектной деятельности учеников; изменяется само отношение детей к компьютеру: он теперь воспринимается не как средство для игры, а как универсальное средство для работы.

Учитель, использующий в своей работе мультимедийные презентации, обращает внимание на логичность построения урока, что положительно сказывается на уровне знаний его учеников, учитывая психологические особенности обучающихся класса; цели и результаты обучения; структуру познавательного процесса; выбор более эффективных элементов ИКТ, выбор цветовой гаммы оформления учебного материала и приёмов анимации, спецэффектов; утомляемость учащегося и снижение остроты зрения, (физкультминутки).

Существует и ряд требований, предъявляемых к созданию слайдов, а именно: минимальное количество слов в слайде; заголовки выделять более крупным шрифтом; текст должен быть лаконичен и краток; выделять цветом или курсивом то, что надо записать в тетрадь; изображения должны быть видны с последней парты; эффекты не должны раздражать, вызывать негатив, утомлять глаза; не перегружать слайды зрительной информацией; отводить достаточное время на просмотр (до 1–2 минут); звуковое сопровождение не должно быть резким, отвлекающим от работы.

Для обеспечения эффективности обучения необходимо учитывать фактор памяти учащихся (оперативной, кратковременной, долговременной); давать возможность успешно работать на уроке учениками с разным уровнем обученности; ориентироваться на развитие умственных способностей обучающего (развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, находить аналоги, умения выделять главное, обобщать полученные знания (сведения), воображения и фантазии); учитывать смену деятельности учащихся по её уровням: узнавание, воспроизведение, применение, избегая монотонности подготовленного материала.

Литература:

  1. Бабич И. Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». — Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». — 2003.
  2. Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева, М. В., Петров, А. Е. /Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/. — М., 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): память учащихся, презентация, развитие наблюдательности, учебный материал.

Похожие статьи

Конструкторские компетенции учителя при создании мультимедиа...

память учащихся, презентация, развитие наблюдательности, учебный материал.

учебная деятельность, личностно-ориентированное обучение, учебный материал, учебный процесс, создание условий, учащийся, ученик, индивидуальная работа, критическое...

Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности

От того, насколько оно развито, зависит развитие и формирование других когнитивных процессов, таких как память, мышление, а также

Чем больше у учащихся будет развита такая способность, как внимание, тем они будут более успешны в учебной деятельности.

Индивидуальные особенности памяти младшего школьника

Много сил уходит на то чтобы развить и расширить память учащихся.

В процессе обучения дети испытывают затруднения в запоминании учебного материала, это значит, что

Развитие памяти у младших школьников играет важную роль в его учебной деятельности, в частности...

Формирование мнемических приемов запоминания у учащихся...

В статье рассматриваются факторыусвоения учебного материала. Автор считает, что прочность закрепления информации связана с интересом к материалу, степенью воздействия его на эмоции учащихся, а также целенаправленностью заучивания. Приёмы развития памяти у...

Память как познавательный процесс у младших школьников при...

Цель работы: Изучить особенности развития памяти в младшем школьном возрасте учащихся гимназии, лицея и общеобразовательной школы.

младший школьник, ребенок, учебный материал, слуховое запоминание, процентное соотношение, кратковременная память...

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

В процессе обучения учащиеся овладевают множеством представлений.

Выделение главного имеет свою специфику в зависимости от структуры учебного текста и этапа учебного процесса.

Отделить главное от второстепенного.(сортировка материала).

Развитие пространственных представлений учащихся при...

памяти, внимания, воображения, наблюдательности. мыслительных операций.

наглядная геометрия, задача, развитие, формирование, учащийся, геометрический материал

геометрический материал, учебный процесс, мыслительный процесс, наглядно-образное...

Использование наглядности на начальном этапе обучения...

В начальных классах формируются не только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия.

В процессе обучения детей младшего школьного возраста важно создать благоприятные условия для полного и глубокого осознания учащимися учебного материала в...

Необходимые условия для усвоения и запоминания учебного...

Ключевые слова: память, развитие, установка, кратковременная память, долговременная память.

активный метод обучения, слово, урок, ученик, учащийся, ребенок, учебный материал, методика, исследовательская деятельность, одинаковая орфограмма.

Похожие статьи

Конструкторские компетенции учителя при создании мультимедиа...

память учащихся, презентация, развитие наблюдательности, учебный материал.

учебная деятельность, личностно-ориентированное обучение, учебный материал, учебный процесс, создание условий, учащийся, ученик, индивидуальная работа, критическое...

Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности

От того, насколько оно развито, зависит развитие и формирование других когнитивных процессов, таких как память, мышление, а также

Чем больше у учащихся будет развита такая способность, как внимание, тем они будут более успешны в учебной деятельности.

Индивидуальные особенности памяти младшего школьника

Много сил уходит на то чтобы развить и расширить память учащихся.

В процессе обучения дети испытывают затруднения в запоминании учебного материала, это значит, что

Развитие памяти у младших школьников играет важную роль в его учебной деятельности, в частности...

Формирование мнемических приемов запоминания у учащихся...

В статье рассматриваются факторыусвоения учебного материала. Автор считает, что прочность закрепления информации связана с интересом к материалу, степенью воздействия его на эмоции учащихся, а также целенаправленностью заучивания. Приёмы развития памяти у...

Память как познавательный процесс у младших школьников при...

Цель работы: Изучить особенности развития памяти в младшем школьном возрасте учащихся гимназии, лицея и общеобразовательной школы.

младший школьник, ребенок, учебный материал, слуховое запоминание, процентное соотношение, кратковременная память...

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

В процессе обучения учащиеся овладевают множеством представлений.

Выделение главного имеет свою специфику в зависимости от структуры учебного текста и этапа учебного процесса.

Отделить главное от второстепенного.(сортировка материала).

Развитие пространственных представлений учащихся при...

памяти, внимания, воображения, наблюдательности. мыслительных операций.

наглядная геометрия, задача, развитие, формирование, учащийся, геометрический материал

геометрический материал, учебный процесс, мыслительный процесс, наглядно-образное...

Использование наглядности на начальном этапе обучения...

В начальных классах формируются не только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия.

В процессе обучения детей младшего школьного возраста важно создать благоприятные условия для полного и глубокого осознания учащимися учебного материала в...

Необходимые условия для усвоения и запоминания учебного...

Ключевые слова: память, развитие, установка, кратковременная память, долговременная память.

активный метод обучения, слово, урок, ученик, учащийся, ребенок, учебный материал, методика, исследовательская деятельность, одинаковая орфограмма.