Формирование мнемических приемов запоминания у учащихся начальных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 23.04.2017

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Малинкина А. В. Формирование мнемических приемов запоминания у учащихся начальных классов // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 470-471. — URL https://moluch.ru/archive/150/42650/ (дата обращения: 25.09.2018).



В данной статье рассматриваются основные мнемические (мнемотехнические) приемы запоминания, формирующиеся у детей младшего школьного возраста. Приводятся краткие описания каждого из них. На основе проведенной работы автором утверждается, что для эффективной реализации процесса запоминания необходимо изучать и использовать все возможные мнемические приемы и способы.

Ключевые слова: мнемические приемы, способы запоминания, учащиеся начальных классов

This article discusses the basic mnemonic (mnemotechnical) memorization techniques, emerging from primary school children. Brief descriptions of each of them. On the basis of this work the author argues that for the effective implementation of the process of memorization is necessary to learn and to use all possible mnemonic techniques and methods.

Keywords: mnemonic techniques, memorizing methods, primary school pupils

Память представляет собой единую мнемическую систему, которая включает в себя ряд высших психических процессов, в частности, запоминание, хранение, воспроизведение и забывание той или иной информации [3].

Данные процессы могут характеризоваться как произвольным, так и непроизвольным протеканием. Так, произвольное протекание процессов подразумевает относительную самостоятельность психической деятельности, которая обладает своими мнемическими целями и предполагает наличие определенных приемов для реализации этих целей [4]. Соответственно, непроизвольное протекание не подразумевает каких-либо специальных мнемических целей и приемов.

В рамках данной статьи рассмотрим основные мнемические (мнемотехнические) приемы (связанные с произвольным протеканием психических функций), которые способны облегчить процесс запоминания учебного материала учащимся начальных классов. Прежде всего, следует отметить, что весь процесс овладения мнемическими приемами включает в себя два этапа [1]:

а. первый этап — изучение приема запоминания (на данном этапе учащиеся знакомятся с приемом, с его основными функциями и целями);

б. второй этап — практическое применение приема (учащиеся учатся применять на тот или иной мнемический прием для запоминания и воспроизведения конкретной информации).

Итак, к основным мнемическим приемам относятся [5]:

  1. Группировка (прием, при котором учебный материал группируется по смысловому содержанию, внешним признакам, ассоциациям и т. д.);
  2. Классификация (основой данного приема является распределение предметов, явлений, понятий по общим признакам);
  3. Опорные пункты (прием, позволяющий выделять определенные части из целого; к таким частям относятся заголовки, даты, незнакомая лексика, тезисы, примеры, вопросы, сравнения, цифровые данные и т. д.);
  4. Мнемический план (прием подразумевает совокупность опорных пунктов, состоящих из различных поддержек, которые отражают внешние и внутренние смысловые связи);
  5. Ассоциации (данный прием представляет собой установление связей на основе сходства, смежности (или противоположности) и т. д.);
  6. Аналогия (прием, позволяющий установить сходства (подобия) среди в корне отличающихся предметов, явлений и понятий);
  7. Схематизация (прием изображения или описания предметов, объектов, явлений в «общих чертах», в виде схем, т. е. упрощенное или обобщенное представление изучаемого учебного материала).
  8. Достраивание изучаемого материала (данный прием подразумевает объединение разрозненной информации за счет связок, локальных привязок, вербальных посредников и т. д.).

К наиболее сложным мнемическим приемам относятся систематизация и структурирование запоминаемого материала. Данные приемы обеспечивают продуктивное запоминание, сохранение и воспроизведение любой информации (абстрактной, большого объема, неизвестной, запутанной и т. д.). Основным принципом структурирования и систематизации является упорядочивание внутренней формы запоминаемого материала [2].

Важнейшим мнемическим (мнемотехническим) приемом запоминания является перекодирование, которое, в свою очередь, включает в себя процессы вербализации, проговаривания, представления материала в образной форме, преобразования запоминаемого материала, исходя из фонематических, семантических и др. признаков.

Таким образом, любой мнемический (мнемотехнический) прием — это, прежде всего, выявление и организация определенных связей с запоминаемым материалом. Соответственно, чем более разнообразными приемами владеют учащиеся, тем более продуктивно они запоминают новый материал. Поэтому для максимально эффективной реализации процесса запоминания необходимо изучать и использовать все возможные мнемические приемы. Они будут способствовать не только глубокому пониманию изучаемого материала, но и более продуктивному запоминанию.

Литература:

  1. Бочарова С. П. Психология и память. Теория и практика для обучения и работы. — Харьков, 2007. — 384 с.
  2. Валитова И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста — Мн., 2000. — 244 с.
  3. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 320 с.
  4. Кораблина Е., Ронгинский А. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности. — СПб.: ИНФРО-М, 2002. — 354 с.
  5. Черемошкина Л. В. Психология мнемических способностей // Диссер. доктора психолог. наук. — Ярославль, 2000. — 587 с.
Основные термины (генерируются автоматически): прием, запоминаемый материал, учебный материал, непроизвольное протекание, продуктивное запоминание, эффективная реализация процесса запоминания, прием запоминания, учащийся.


Ключевые слова

учащиеся начальных классов, мнемические приемы, способы запоминания

Похожие статьи

Необходимые условия для усвоения и запоминания учебного...

В статье рассматриваются факторыусвоения учебного материала. Автор считает, что прочность закрепления информации связана с интересом к материалу, степенью воздействия его на эмоции учащихся, а также целенаправленностью заучивания.

Приёмы развития памяти у детей | Статья в журнале...

Современному школьнику приходится ежедневно запоминать правила, схемы, иностранные слова, страницы литературного текста. Для всего этого требуются различные приёмы запоминания.

О роли запоминания в изучении языков | Статья в журнале...

2) не могут запомнить большой объем материала на уроке

Кроме того, непроизвольное запоминание избирательно. Учителю важно, в первую очередь, акцентировать внимание на том, что необходимо запомнить в первую очередь.

Вопросы улучшения работы памяти в процессе обучения...

В процессе воспроизведения, как и в процессе запоминания, важнейшую роль играет организация действий с материалом (структурирование, соотнесение с тем или иным признаком), и необходимым условием для этого становится повторение.

Пути, приемы и средства улучшения памяти | «Молодой

Мнемотехника — искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих

Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации экономя время, т. е. процесс запоминания полностью контролируемый.

Проблема развития мнемических способностей дошкольников...

b) операционные механизмы — набор способов обработки запоминаемого материала, который ведет к увеличению продуктивности процессов памяти и сводится к: повышению скорости запоминания и воспроизведения, увеличению объема, повышению точности...

Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем

Такой прием запоминания стихов называется «рисованием стихотворения».

Такой подход помогает детям вспоминать сюжет и не перепутать в нём порядок событий, поддерживая опосредованную память: существенно увеличивает эффективность процесса запоминания...

Индивидуальные особенности памяти младшего школьника

В процессе обучения дети испытывают затруднения в запоминании учебного материала, это значит, что необходима коррекция способов запоминания учебного материала. Важно научить детей запоминать осмысленно материал. Учащийся не только вспоминает...

Педагогические условия развития смысловой произвольной...

Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности: малыш играл и запомнил игрушку, слушал сказку и запомнил её, рисовал и запомнил названия цветов спектра.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Необходимые условия для усвоения и запоминания учебного...

В статье рассматриваются факторыусвоения учебного материала. Автор считает, что прочность закрепления информации связана с интересом к материалу, степенью воздействия его на эмоции учащихся, а также целенаправленностью заучивания.

Приёмы развития памяти у детей | Статья в журнале...

Современному школьнику приходится ежедневно запоминать правила, схемы, иностранные слова, страницы литературного текста. Для всего этого требуются различные приёмы запоминания.

О роли запоминания в изучении языков | Статья в журнале...

2) не могут запомнить большой объем материала на уроке

Кроме того, непроизвольное запоминание избирательно. Учителю важно, в первую очередь, акцентировать внимание на том, что необходимо запомнить в первую очередь.

Вопросы улучшения работы памяти в процессе обучения...

В процессе воспроизведения, как и в процессе запоминания, важнейшую роль играет организация действий с материалом (структурирование, соотнесение с тем или иным признаком), и необходимым условием для этого становится повторение.

Пути, приемы и средства улучшения памяти | «Молодой

Мнемотехника — искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих

Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации экономя время, т. е. процесс запоминания полностью контролируемый.

Проблема развития мнемических способностей дошкольников...

b) операционные механизмы — набор способов обработки запоминаемого материала, который ведет к увеличению продуктивности процессов памяти и сводится к: повышению скорости запоминания и воспроизведения, увеличению объема, повышению точности...

Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем

Такой прием запоминания стихов называется «рисованием стихотворения».

Такой подход помогает детям вспоминать сюжет и не перепутать в нём порядок событий, поддерживая опосредованную память: существенно увеличивает эффективность процесса запоминания...

Индивидуальные особенности памяти младшего школьника

В процессе обучения дети испытывают затруднения в запоминании учебного материала, это значит, что необходима коррекция способов запоминания учебного материала. Важно научить детей запоминать осмысленно материал. Учащийся не только вспоминает...

Педагогические условия развития смысловой произвольной...

Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности: малыш играл и запомнил игрушку, слушал сказку и запомнил её, рисовал и запомнил названия цветов спектра.

Задать вопрос