Приёмы развития памяти у детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шеховцова, Л. Д. Приёмы развития памяти у детей / Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева, Р. И. Маркова, Т. А. Секишева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 37 (171). — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/archive/171/45608/ (дата обращения: 28.04.2024).



Хорошая память — это природный дар или результат постоянных тренировок? Конечно совокупность факторов. Можно привести примеры хорошей природной памяти. Например, великий полководец Александр Македонский знал по именам тысячи солдат своей армии, а журналист С. В. Шерешевский в течение 30 лет интенсивной работы никогда ничего не записывал, точно запоминая абсолютно любую информацию.

Память играет важную роль в учебной деятельности детей. И очень часто родители жалуются на плохую память ребёнка. Как можно развить её?

Память — это основа нашей психической жизни. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств, соответственно выделяют: слуховую, зрительную, осязательную память.

Существует определённый запас сведений, понятий, образов которые хранятся в памяти всю жизнь. Это собственное имя, образы родителей и многое другое — всё это долговременная память. Но существует и кратковременная память — в этом случае информация хранится секунды или минуты.

Современному школьнику приходится ежедневно запоминать правила, схемы, иностранные слова, страницы литературного текста. Для всего этого требуются различные приёмы запоминания.

Группировка — любой материал легче запоминается, если разделить его на части, группы. Так, в любом тексте можно выделить вступление, основную часть, заключение.

Классификация — если информацию классифицировать, нагрузка на память уменьшается во столько раз, на сколько классов был разделён материал.

Ассоциация — для того, чтобы использовать эту способность, ребёнку достаточно задать вопрос: «Что тебе напоминает это слово? Этот рисунок?» При этом не надо критиковать, отвергать то, что предлагает ребёнок, даже если вам эта ассоциация кажется неудачной, неприемлемой. Его вариант будет зависеть от возраста, уровня развития, пола ребёнка.

Опорные пункты — любая информация содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена.

Аналогии — используются, когда необходима точность запоминания. Например, выучив одно определение как образец, остальные можно запомнить по аналогии.

Схематизация — ряд грамматических правил легче запомнить, изобразив его основное содержание в виде схемы.

Достраивание материала — разрозненную информацию, например, иностранные слова, легче запоминать, объединив их какими-либо придуманными связками, добавив что-то от себя.

Структурирование — установление внутри материала связей, благодаря чему он начинает восприниматься как целое.

Материал, который вызывает положительные эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее. Эмоционально нейтрального материала быть не должно. Создайте для ребёнка положительную атмосферу несколькими фразами: «Посмотри, какое красивое слово, необычное и т. д».

В психологии известен так называемый «эффект начала и конца». Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждается в начале занятия и в конце его, или дана в начале текста и в его завершении. Если наиболее ценная информация спрятана в середине, то необходимо акцентировать внимание ребёнка на ней — дать установку на запоминание! «Это необходимо запомнить!» Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребёнка.

Это звучит парадоксально, но прочнее запоминаются незаконченные действия. Поэтому есть смысл не требовать от ребёнка строгой последовательности при выполнении домашних заданий. Надо научить ребёнка ориентироваться в материале и, исходя из этого планировать свою деятельность. Попробуйте сделать это ради эксперимента. Например, ребёнок сначала читает учебник по одному предмету, затем, выполняет письменную работу по другому, а после вновь возвращается к учебнику. Результат может удивить: многое запомнилось. Поэтому последующее перечитывание текста будет закрепляющим.

Эффективность запоминания зависит от функционального состояния ребёнка.

Дисциплинами, которые требуют наибольшей нагрузки на память. необходимо заниматься в первой половине дня. Наиболее удобное для этого время — около 11 часов. Во второй половине дня — около 16 часов, функциональное состояние человека в это время вновь улучшается. Поздно вечером не стоить учить стихи, заучивать новые иностранные слова, целесообразнее в это время заняться повторением.

Память человека устроена так, что новый материал всегда базируется на уже известном. При изложении любого нового материала надо иметь в виду, что запоминание будет успешнее, если новая информация будет содержать около 30 % уже известной. Объяснения нового сложного материала необходимо начинать с обращения к уже известному, может быть, к тщательному анализу старого положения.

Для запоминания предлагаемого речевого материала большое значение имеет скорость речи говорящего. Оптимальный для восприятия темп речи — 120 слов в минуту. Особая выразительность звучания достигается умелым использованием пауз логических и психологических.

Основные термины (генерируются автоматически): информация, материал, память, половина дня, слово.


Похожие статьи

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей...

Исследование зрительной и слуховой памяти проводилось индивидуально в первой половине дня с помощью серий заданий по методике А

В ходе проведения исследования запоминания и воспроизведения слуховой информации у детей с общим недоразвитием ΙΙI уровня по...

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Полезная информация.

У детей с ОНР наблюдается сниженный уровень сформированности памяти, особенно слуховой, зрительной. Часто ребенок не может повторить ряд слов, фраз, удержать многоступенчатую инструкцию, с трудом запоминает стихи.

Необходимые условия для усвоения и запоминания учебного...

Ключевые слова: память, развитие, установка, кратковременная память, долговременная память.

Каждому учащемуся хорошо известно, как быстро исчезает из памяти материал

Следовательно, идет установка на кратковременное запоминаниеинформация...

Развитие мышления и творчества на уроках литературы...

Любая поступающая в мозг информация (слово, воспоминание, ощущение или мысль) — может быть представлена в виде

Mindmapping позволяет структурировать данные для более надежного запоминания и легкого извлечения из памяти в случае надобности, поэтому этот...

Стратегии восприятия эмоций и концепта памяти

«Действие служит основой запоминания». Представлены и такие функции: хранение информации (storage), распознавание (rесоgnition), извлечение из памяти (rесаll) и нахождение нужной информации (rеtriеvа1).

Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного...

Ключевые слова: память, произвольная память, непроизвольная память, дошкольное детство, развитие памяти в процессе чтения.

Произвольная память — это особая (мнемическая) деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала и связанная...

Конспект фронтального логопедического занятия в 3 классе со...

Полезная информация.

– способствовать закреплению понятий «Начало (конец, середина) слова, ударение, предметы, гласная, согласная»

– развивать зрительную и слуховую память через заучивание материала

Как изучать иностранные языки — Молодой ученый

Лучше снизьте темп и на несколько дней сократите продолжительность занятий до 15 минут в день.

Чтобы лучше запоминать новые слова, многие подключают визуальную память

Во второй раз вы сможете понять уже половину услышанного, в третий раз — процентов 80.

Варианты проведения организационного момента на занятиях для...

Полезная информация.

Сначала садятся дети, у которых звук [Р], например, слышится в начале, середине, конце слова. Дети говорят предложения со словом ПАПА и садятся (закрепление материала прошлого занятия.

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей...

Исследование зрительной и слуховой памяти проводилось индивидуально в первой половине дня с помощью серий заданий по методике А

В ходе проведения исследования запоминания и воспроизведения слуховой информации у детей с общим недоразвитием ΙΙI уровня по...

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Полезная информация.

У детей с ОНР наблюдается сниженный уровень сформированности памяти, особенно слуховой, зрительной. Часто ребенок не может повторить ряд слов, фраз, удержать многоступенчатую инструкцию, с трудом запоминает стихи.

Необходимые условия для усвоения и запоминания учебного...

Ключевые слова: память, развитие, установка, кратковременная память, долговременная память.

Каждому учащемуся хорошо известно, как быстро исчезает из памяти материал

Следовательно, идет установка на кратковременное запоминаниеинформация...

Развитие мышления и творчества на уроках литературы...

Любая поступающая в мозг информация (слово, воспоминание, ощущение или мысль) — может быть представлена в виде

Mindmapping позволяет структурировать данные для более надежного запоминания и легкого извлечения из памяти в случае надобности, поэтому этот...

Стратегии восприятия эмоций и концепта памяти

«Действие служит основой запоминания». Представлены и такие функции: хранение информации (storage), распознавание (rесоgnition), извлечение из памяти (rесаll) и нахождение нужной информации (rеtriеvа1).

Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного...

Ключевые слова: память, произвольная память, непроизвольная память, дошкольное детство, развитие памяти в процессе чтения.

Произвольная память — это особая (мнемическая) деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала и связанная...

Конспект фронтального логопедического занятия в 3 классе со...

Полезная информация.

– способствовать закреплению понятий «Начало (конец, середина) слова, ударение, предметы, гласная, согласная»

– развивать зрительную и слуховую память через заучивание материала

Как изучать иностранные языки — Молодой ученый

Лучше снизьте темп и на несколько дней сократите продолжительность занятий до 15 минут в день.

Чтобы лучше запоминать новые слова, многие подключают визуальную память

Во второй раз вы сможете понять уже половину услышанного, в третий раз — процентов 80.

Варианты проведения организационного момента на занятиях для...

Полезная информация.

Сначала садятся дети, у которых звук [Р], например, слышится в начале, середине, конце слова. Дети говорят предложения со словом ПАПА и садятся (закрепление материала прошлого занятия.

Похожие статьи

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей...

Исследование зрительной и слуховой памяти проводилось индивидуально в первой половине дня с помощью серий заданий по методике А

В ходе проведения исследования запоминания и воспроизведения слуховой информации у детей с общим недоразвитием ΙΙI уровня по...

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Полезная информация.

У детей с ОНР наблюдается сниженный уровень сформированности памяти, особенно слуховой, зрительной. Часто ребенок не может повторить ряд слов, фраз, удержать многоступенчатую инструкцию, с трудом запоминает стихи.

Необходимые условия для усвоения и запоминания учебного...

Ключевые слова: память, развитие, установка, кратковременная память, долговременная память.

Каждому учащемуся хорошо известно, как быстро исчезает из памяти материал

Следовательно, идет установка на кратковременное запоминаниеинформация...

Развитие мышления и творчества на уроках литературы...

Любая поступающая в мозг информация (слово, воспоминание, ощущение или мысль) — может быть представлена в виде

Mindmapping позволяет структурировать данные для более надежного запоминания и легкого извлечения из памяти в случае надобности, поэтому этот...

Стратегии восприятия эмоций и концепта памяти

«Действие служит основой запоминания». Представлены и такие функции: хранение информации (storage), распознавание (rесоgnition), извлечение из памяти (rесаll) и нахождение нужной информации (rеtriеvа1).

Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного...

Ключевые слова: память, произвольная память, непроизвольная память, дошкольное детство, развитие памяти в процессе чтения.

Произвольная память — это особая (мнемическая) деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала и связанная...

Конспект фронтального логопедического занятия в 3 классе со...

Полезная информация.

– способствовать закреплению понятий «Начало (конец, середина) слова, ударение, предметы, гласная, согласная»

– развивать зрительную и слуховую память через заучивание материала

Как изучать иностранные языки — Молодой ученый

Лучше снизьте темп и на несколько дней сократите продолжительность занятий до 15 минут в день.

Чтобы лучше запоминать новые слова, многие подключают визуальную память

Во второй раз вы сможете понять уже половину услышанного, в третий раз — процентов 80.

Варианты проведения организационного момента на занятиях для...

Полезная информация.

Сначала садятся дети, у которых звук [Р], например, слышится в начале, середине, конце слова. Дети говорят предложения со словом ПАПА и садятся (закрепление материала прошлого занятия.

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей...

Исследование зрительной и слуховой памяти проводилось индивидуально в первой половине дня с помощью серий заданий по методике А

В ходе проведения исследования запоминания и воспроизведения слуховой информации у детей с общим недоразвитием ΙΙI уровня по...

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Полезная информация.

У детей с ОНР наблюдается сниженный уровень сформированности памяти, особенно слуховой, зрительной. Часто ребенок не может повторить ряд слов, фраз, удержать многоступенчатую инструкцию, с трудом запоминает стихи.

Необходимые условия для усвоения и запоминания учебного...

Ключевые слова: память, развитие, установка, кратковременная память, долговременная память.

Каждому учащемуся хорошо известно, как быстро исчезает из памяти материал

Следовательно, идет установка на кратковременное запоминаниеинформация...

Развитие мышления и творчества на уроках литературы...

Любая поступающая в мозг информация (слово, воспоминание, ощущение или мысль) — может быть представлена в виде

Mindmapping позволяет структурировать данные для более надежного запоминания и легкого извлечения из памяти в случае надобности, поэтому этот...

Стратегии восприятия эмоций и концепта памяти

«Действие служит основой запоминания». Представлены и такие функции: хранение информации (storage), распознавание (rесоgnition), извлечение из памяти (rесаll) и нахождение нужной информации (rеtriеvа1).

Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного...

Ключевые слова: память, произвольная память, непроизвольная память, дошкольное детство, развитие памяти в процессе чтения.

Произвольная память — это особая (мнемическая) деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала и связанная...

Конспект фронтального логопедического занятия в 3 классе со...

Полезная информация.

– способствовать закреплению понятий «Начало (конец, середина) слова, ударение, предметы, гласная, согласная»

– развивать зрительную и слуховую память через заучивание материала

Как изучать иностранные языки — Молодой ученый

Лучше снизьте темп и на несколько дней сократите продолжительность занятий до 15 минут в день.

Чтобы лучше запоминать новые слова, многие подключают визуальную память

Во второй раз вы сможете понять уже половину услышанного, в третий раз — процентов 80.

Варианты проведения организационного момента на занятиях для...

Полезная информация.

Сначала садятся дети, у которых звук [Р], например, слышится в начале, середине, конце слова. Дети говорят предложения со словом ПАПА и садятся (закрепление материала прошлого занятия.

Задать вопрос