Стратегии восприятия эмоций и концепта памяти | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шаталова, О. В. Стратегии восприятия эмоций и концепта памяти / О. В. Шаталова, Д. С. Шаталова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы филологических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/176/8523/ (дата обращения: 18.04.2024).

С XX в. велись споры о том, должна ли лингвистика заниматься эмоциональными составляющими языка. По мнению некоторых исследователей (подробнее см. [Kerbrat-Orecchioni C.Laconnotation.– Lyon, 1977]), язык служит, прежде всего, для передачи актуальной информации, для рациональной обработки полученных знаний, а проблема выражения эмоций, по её мнению, не является основной. Однако все эти процессы не могут не сопровождаться чувствованиями, переживаниями, желаниями, и потому не могут не учитываться лингвистикой. В свое время Ш. Балли, Э. Станкевич, Д. Гоулман, Э. Стивенсон и Э. Сепир (представители американской лингвистической антропологии) признавали, что эмоции могут быть выражены языком. Профессор Оксфордского университета Джин Эйчисон в одной из своих работ [Aitchison 1985: 24] отмечал, что лингвисты боятся эмоций и мало о них пишут. До середины 70-х годов эта проблема, действительно, была довольно экзотической и опасной. Ш. Балли задался вопросами: «Откуда возникла эмоция? Исходит ли она из слов и оборотов или идёт от личности, которая произносит фразы? В самом языке существует эмоция или в сознании говорящего? Зависит ли она от обстоятельств произнесения речи, от ситуации?» По мнению Ш. Балли (подробнее см. [Балли Ш. Французская стилистика. — М., 1961]), эмоциональные компоненты существуют на всех уровнях языка (что подтверждается современной лингвистикой эмоции и находит отражение в работах отечественных авторов [Шаховский 2001]. Следует упомянуть и мысль М.Бреаля о том, что «речь была создана не для описания, повествования и непредвзятых рассуждений, а для того, чтобы выражать желание, делать предписания, а всё это не может быть произведено без эмоционального сопровождения».

При эмоциональном переживании периферические изменения охватывают весь организм, распространяясь на систему мышц лица и всего тела, а также проявляются в так называемых выразительных движениях: мимика — выразительные движения лица; пантомимика — выразительные движения всего тела; «вокальная мимика» — выражение эмоций в интонации и тембре голоса. Чаще всего в качестве наиболее существенных элементов экспрессии выступают мимика и интонация речи. В речи каждого человека эмоциональное возбуждение манифестируется в целом наборе выразительных средств: в интонации, ритме, темпе, паузах, повышении или понижении голоса и т. п. [Багдасарова 2004: 29].

Любую эмоцию можно выразить, используя свойства человеческого голоса. В работах Н. В. Витта [Витт 1990] и Э. А. Нушикян [Нушикян 1986] приводятся результаты исследований, целью которых послужило установление зависимости между эмоциональным состоянием говорящего, с одной стороны, и акустическими коррелятами, проявляющимися в речи, с другой. Так, например, фиксировалось увеличение частоты основного тона (ЧОТ) при выражении положительных эмоций, и понижение его частотных характеристик при проявлении отрицательных.

В фонетическом аспекте эмоции проявляются как на сегментном, так и на супросегментном уровнях (изменение качества, длительности гласных и согласных звуков, появление в высказываниях логического, эмфатического ударений — те явления, которые могут происходить под влиянием испытываемых эмоций). Одним из основных средств передачи эмоционального состояния является интонация. Наблюдается некая зависимость между интонацией и лексико-синтаксической последовательностью (на которую первая «накладывается»): в одних случаях интонация накладывается на нейтральный состав высказывания (и таким образом, его модифицирует; следовательно, одна и та же лексико-грамматическая структура может иметь различный смысл в зависимости от того, с какой интонацией она произнесена), в других — синтаксическая структура или лексическое наполнение сами диктуют выбор «эмоциональной оболочки» [Нушикян, 1986].

Такой аспект психофизиологической жизни человека, как эмоции, может быть представлен и с лингвистической точки зрения. В результате проведённых экспериментов нельзя оставить незамеченным тот факт, что эмоциональное возбуждение проявляется в речи в целом наборе выразительных средств: в интонации, ритме, темпе, паузах, повышении или понижении голоса. Обладая данными об акустических коррелятах эмоций, можно сказать, что исследование эмоций в лингвистическом аспекте является справедливым для языковой системы.

В исследованиях, проводимых ранее, использовались записи речи с вызванными эмоциями в специально созданной ситуации, диктующей определённое поведение, либо записи эмоциональной речи профессиональных актёров, которые порождали высказывания с нужным эмоциональным оформлением. Дети в возрасте 5–6 лет уже воспринимают эмоции, могут их интерпретировать и воспроизводить, но ещё в минимальной степени подвержены влиянию социального фактора (в отличие от поведения взрослых).

В последующих комплексных исследованиях рассматривался вопрос восприятия эмоций не только представителями — носителями одного языка, но проводились эксперименты по выявлению межкультурных различий на основе участия в эксперименте в качестве аудиторов представителей разных стран.

Лингвистическая мысль последнего десятилетия XX века и начала нашего столетия не ограничивается обращением к психолингвистическому и логико-прагматическому аспектам языка, она развивается «в сторону концептуального анализа, и прежде всего анализа культурных концептов» [Арутюнова 2003], начатого крупными философами: Л. Витгенштейном, М. Хайдеггером, П. Флоренским, А. Ф. Лосевым и др. Культура является для человека «второй реальностью» — он создал её, и она стала объектом познания, требующим комплексного анализа. В арсенал культуры входят мировоззренческие понятия, определяющие «практическую философию» человека: истина, свобода, судьба, добро, зло, закон, добродетель и др. С этой точки зрения, объект нашего исследования — память — тоже может быть отнесен к группе культурных концептов. Но память, на наш взгляд, отражает стороны ещё двух разновидностей концептов: с одной стороны, этических концептов, таких как справедливость, совесть, долг и др., с другой — концептов внутреннего мира человека, таких как душа, дух и др. Таким образом, память следует отнести к культурным концептам, определяющим внутренний мир человека и дающим этическую оценку в определённых ситуациях человеческой жизни.

Важнейшей задачей семантического описания языкового пространства является определение типологических характеристик. Языковые картины мира предстают перед нами в виде системы тождеств и различий, устанавливающих соответствия и связи между различными измерениями реальности — социальными и психическими. В нашей работе эта система задана языковыми структурами, поскольку язык многофункционален по отношению к общим знаниям. По мнению исследователей, язык выполняет три функции: дискретизации, объективации, интерпретации. Необходимым условием решения проблем анализа, по мнению Р. И. Павилёниса, в контексте корреляции мысли, языка и мира является соотнесение анализа смысла языковых выражений с анализом устройства концептуальных систем и содержащейся в них информации.

Память — многостатусное понятие: онтологический статус — свойство сознания и души; семиотический — «концептуальное воспоминание»; логическое основание — сохранение информации; психологическое — состояние, характеризуемое как свойство воспринимать мир и сохранять представления как пережитое. Оппозиция «память — забвение» проявляется во всех измерениях человеческого существования, принимая различные культурные и языковые формы, отражаясь в разнообразных фигурах человеческого мышления.

С точки зрения когнитивной науки понятие «память» включается в перечень познавательных понятий. «Память (mеmогу; Gedächtniss) — когнитивная способность удерживать в голове информацию о мире и о самом себе, сохранять накопленный опыт и знания в виде определенных «следов» (энграмм) — когнитивных и ментальных репрезентаций как определённых структур представления знаний и оценок, упорядочивать весь этот массив знаний, чтобы облегчить легкий доступ к нему, «складировать» и систематизировать все сведения, пришедшие к человеку по разным каналам и в известной мере интегрировать их в единую систему для простоты оперирования и манипулирования имеющейся информацией». Это основная часть нашего сознания и разума, заключающаяся в возможности извлекать при необходимости хранящиеся в ней воспоминания об услышанном и увиденном, прочувствованном и осмысленном, познанном за время жизни человека. Именно память позволяет осуществить скачок «через чувственность за границы чувственного, через сенсорные модальности к амодальному миру» [Звегинцев 1982]. Этот термин отражает способность человека «помнить и воспроизводить в актах речемыслительной деятельности прежние впечатления и знания, мысленно или вербально ими оперировать», а также служит для обозначения «самого запаса хранящихся в голове сведений и впечатлений, функцией которого является обеспечение самых разных процессов по обработке и переработке информации». Такое значительное по объёму определение связано с признанием основополагающей сущности данного понятия для человеческого разума и сознания.

Ключевое положение самого понятия памяти для всей когнитивной науки не вызывает сомнения, когнитивный анализ всегда связан с тем или иным аспектом памяти. Как указывает психолингвист А. А. Залевская, «внимание исследователей заострено на роли знаний в различных познавательных процессах, в том числе и речемыслительной деятельности, на формах представленности (репрезентации) знаний в памяти и на организационных принципах, с помощью которых знания упорядочены в памяти, что обеспечивает доступ к ним в случае надобности». Но в конце 60-х годов прошлого века при зарождении когнитивной науки складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, о памяти было известно очень много, практически всё, с другой стороны, невозможно было составить единое систематическое теоретическое представление о ней.

Проблема памяти рассматривается как в общих работах по когнитивной науке, так и в литературе о когнитивной архитектонике человеческого сознания, а также в публикациях по когнитивной и экспериментальной психологии.

Е. С. Кубрякова в своей работе подчеркивает, что большинство учёных отмечает наличие в памяти разных видов или типов ее, поэтому конкретное изучение памяти часто осуществляется в системе разных оппозиций.

Способность понять и оценить ситуацию вытекает из возможности сравнить ее с соответствующими ситуациями в прошлом опыте, сличить её с тем, что хранится в памяти.

Функциональное описание памяти связано с ее участием во всех речемыслительных процессах. «Действие служит основой запоминания». Представлены и такие функции: хранение информации (storage), распознавание (rесоgnition), извлечение из памяти (rесаll) и нахождение нужной информации (rеtriеvа1). Все эти процессы изучаются и позволяют выявить структурированный характер памяти. У человека процессы памяти тесно связаны с работой второй сигнальной системы: «Обычно представления неустойчивы, они постоянно колеблются, и удержать их в сознании нелегко. Образы памяти, связанные с речевой деятельностью, напротив, обладают большой устойчивостью».

 

Литература:

 

1.                  Арутюнова Н. Д. О работе группы «Логический анализ языка» Института языкознания РАН // Логический анализ языка. Избранное. 1988–1995 / Редколлегия: Н. Д. Арутюнова, Н. Ф. Спиридонова. М.: Индрик, 2003. — С. 7–23 — С.10.

2.                  Багдасарова, Н. А. Лексическое выражение эмоций в контексте разных культур / Н. А. Багдасарова. — М., 2004. — 29 с.

3.                  Витт, Н. В. Личностно-ситуационная опосредованность выражения и распознавания эмоций в речи / Н. В. Витт //Журнал «Вопросы психологии». — 1990. — 12с. (С.95–107)

4.                  Звегинцев В. А. Язык и знание // Вопросы философии. 1982. № 1. — С. 71–80 — С.12.

5.                  Кубрякова Е. С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова память // Логический анализ языка. Культурные концепты / Под ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Индрик, 1991. — С.85–91.

6.                  Нушикян Э. А. Типология интонации эмоциональной речи / Э. А. Нушикян. — Киев: Одесса: Вищашкола, 1986. — 160 с.

7.                  Шаховский, В. И. Когнитивные ресурсы эмоциональной языковой личности /В. И. Шаховский // Языковая личность: проблемы когниции и коммуникации. — Волгоград, 2001.– С. 11–16

8.                  Aitchison,J. Cognitive clouds and semantic shadows / J. Aitchison // Language and Communication. — Oxford, 1985. — P. 69–93.

Основные термины (генерируются автоматически): когнитивная наука, память, эмоция, язык, внутренний мир человека, знание, понижение голоса, целый набор, эмоциональное возбуждение, эмоциональное состояние.

Похожие статьи

Эмоциональный концепт разочарования на материале...

эмоция, когнитивная наука, память, язык, эмоциональное состояние, эмоциональное возбуждение, целый набор, понижение голоса, знание, внутренний мир человека.

Эмоции человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

ребенок, эмоциональное отношение, окружающий мир, эмоция, эмоциональное состояние человека, эмоциональное состояние, занятие, эмоционально-выразительный образ человека, рисунок, язык эмоций.

Чувства и эмоции. Как человеку управлять ими | Молодой ученый

То есть эмоция определяет состояния человека, а чувство — его отношение к чему-либо.

Внутренний мир человека относится к кругу тех психологических проблем, решение которых. целей, связанных с ожиданиями окружающих и близких, усиливая тревогу.

Теоретические основы развития эмоций у детей старшего...

ребенок, эмоциональное отношение, окружающий мир, эмоция, эмоциональное состояние человека, эмоциональное состояние, занятие, эмоционально-выразительный образ человека, рисунок, язык эмоций.

Существует ли единое определение эмоции в зарубежной...

Эмоции — это набор аффективных феноменов (другие подструктуры — это настроение, отношения и

По мнению Нессе Р. [10], эмоции можно объяснить как особые состояния

К. Изард попытался связать порождение эмоций с мотивационной системой человека.

О феномене «чувства языка» и проблеме его развития при...

Другой точки зрения придерживаются, например, Н. В. Имедадзе и Л. М. Шелгунова, в понимании которых, «чувство языка» является эмоциональной реакцией на непривычную

«Чувство» в «чувстве языка» скорее подчинено знанию как его генетический продукт [13, c. 325].

Сюжетообразующая функция каузального эмоциогенного...

Поскольку эмоции могут влиять на перцептивную и когнитивную сферы человека, включены в структуру сознания и мышления, лингвистика все

Страх вызвал еще одно эмоциональное состояние у героя — сильные душевные переживания, страдания за судьбу своей тетушки...

Репрезентация негативных эмоций «гнев» и «горе»...

эмоция, выражение эмоций, известный символ, семантика слова, слово, чувство, эмотивная семантика, эмоциональный тон. Категория эмотивности в концептосфере языка. Эмоциональное состояние человека − явление очень сложное.

Аксиологический и когнитивный потенциал эмоций

Эти и многие другие состояния, оценки, ценностные ориентации задают конкретный состав значений эмоционального мира человека.

Каждый эмоциональный акт — это одновременно и когнитивный и оценочный акт сознания.

Похожие статьи

Эмоциональный концепт разочарования на материале...

эмоция, когнитивная наука, память, язык, эмоциональное состояние, эмоциональное возбуждение, целый набор, понижение голоса, знание, внутренний мир человека.

Эмоции человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

ребенок, эмоциональное отношение, окружающий мир, эмоция, эмоциональное состояние человека, эмоциональное состояние, занятие, эмоционально-выразительный образ человека, рисунок, язык эмоций.

Чувства и эмоции. Как человеку управлять ими | Молодой ученый

То есть эмоция определяет состояния человека, а чувство — его отношение к чему-либо.

Внутренний мир человека относится к кругу тех психологических проблем, решение которых. целей, связанных с ожиданиями окружающих и близких, усиливая тревогу.

Теоретические основы развития эмоций у детей старшего...

ребенок, эмоциональное отношение, окружающий мир, эмоция, эмоциональное состояние человека, эмоциональное состояние, занятие, эмоционально-выразительный образ человека, рисунок, язык эмоций.

Существует ли единое определение эмоции в зарубежной...

Эмоции — это набор аффективных феноменов (другие подструктуры — это настроение, отношения и

По мнению Нессе Р. [10], эмоции можно объяснить как особые состояния

К. Изард попытался связать порождение эмоций с мотивационной системой человека.

О феномене «чувства языка» и проблеме его развития при...

Другой точки зрения придерживаются, например, Н. В. Имедадзе и Л. М. Шелгунова, в понимании которых, «чувство языка» является эмоциональной реакцией на непривычную

«Чувство» в «чувстве языка» скорее подчинено знанию как его генетический продукт [13, c. 325].

Сюжетообразующая функция каузального эмоциогенного...

Поскольку эмоции могут влиять на перцептивную и когнитивную сферы человека, включены в структуру сознания и мышления, лингвистика все

Страх вызвал еще одно эмоциональное состояние у героя — сильные душевные переживания, страдания за судьбу своей тетушки...

Репрезентация негативных эмоций «гнев» и «горе»...

эмоция, выражение эмоций, известный символ, семантика слова, слово, чувство, эмотивная семантика, эмоциональный тон. Категория эмотивности в концептосфере языка. Эмоциональное состояние человека − явление очень сложное.

Аксиологический и когнитивный потенциал эмоций

Эти и многие другие состояния, оценки, ценностные ориентации задают конкретный состав значений эмоционального мира человека.

Каждый эмоциональный акт — это одновременно и когнитивный и оценочный акт сознания.