Авторы: Иванова Анастасия Сергеевна, Андреева Елена Петровна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 01.11.2016

Статья просмотрена: 389 раз

Библиографическое описание:

Иванова А. С., Андреева Е. П. Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 819-822.



С каждым годом жизни у ребенка появляется необходимость усваивать все большее количество информации. Овладение зрительной и слуховой памятью является одним из главных условий успешной подготовки ребенка к школе, к учебной деятельности, и к постоянным умственным нагрузкам [2]. Как мы знаем, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей высших психических функций. Но не только степень развития речи зависит от уровня развития памяти ребенка, но и уровень развития памяти зависит от степени сформированности речи.

Большинство ученых таких, как: Блонский П.П, Выготский Л.С, З. М. Жане, О. С. Истомина, Лурия А.Р, Волкова Л.С, Шаховская С.Н, Пиаже Ж, Волосовец Т.В, Леонтьев А.Н, которые занимались исследованием памяти, выделяют взаимосвязь речевых нарушений с состоянием других высших психических функций человека, в их числе с восприятием и памятью [4]. Поэтому, очень важно на ранних этапах развития ребенка выявить нарушения и начинать коррекционную работу.

В связи с этим, целью исследования является экспериментальным способом выявить особенности запоминания и воспроизведения зрительной и слуховой информации детьми с общим недоразвитием речи III уровня.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что память — является основой психической деятельности. Поэтому, тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития детей обуславливает некоторые специфические особенности памяти, в том числе зрительной и слуховой у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Проявляется это в замедленном темпе усвоения, непрочности сохранения и неточности воспроизведения.

На основании анализа теоретической литературы был проведен эксперимент по выявлению особенностей зрительной и слуховой памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста.

Исследование зрительной и слуховой памяти детей проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения — «Детский сад № 217» г. Казани. В круг исследования было включено 20 детей в возрасте 5–6 лет, из них 9 мальчиков и 11 девочек.

Экспериментальную группу (ЭГ) составили10 детей 5–6 года жизни, в личных делах которых по результатам психолого- медико- педагогической комиссии имеется заключение общее недоразвитие речи ΙΙI уровня.

Контрольную группу (КГ) составили 10 детей 5 летнего возраста, не имеющие речевых нарушений.

Исследование зрительной и слуховой памяти проводилось индивидуально в первой половине дня с помощью серий заданий по методике А. Р. Лурия «10 слов», которое направлено на изучение особенностей слуховой памяти детей и методике Р. С. Немова «Запомни рисунки», направленное на изучение особенностей зрительной памяти детей [1], [3]. Обе методики имеют свои критерии оценки.

В ходе проведения исследования запоминания и воспроизведения слуховой информации у детей с общим недоразвитием ΙΙI уровня по методике Лурия Р.Е мы выявили, что разные категории детей справляются с запоминанием по-разному. Все дети поняли инструкцию с первого раза. Дети с нормальным речевым развитием более внимательны, в отличии от детей с общим недоразвитием речи III уровня. Активность детей с общим недоразвитием речи III уровня и детей развивающихся в норме почти не отличается.

У детей с нормальным речевым развитием с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, дети с общим недоразвитием речи III уровня с каждой попыткой воспроизводят на одно — два слова больше, часто встречается большое количество «лишних» слов, из-за которых происходит застревание и наблюдаются замены слов.

После первого прочтения дети с нормальным развитием воспроизвели в среднем 3–5 слов, дети с ОНР III уровня по 2–3 слова. Это говорит о том, что уровень кратковременной слухо-речевой памяти у детей с нормальным речевым развитием можно сказать в 2 раза выше. Во второй и третьей пробе дети с ОНР III уровня воспроизводят примерно 4–5 слов, в то время как у детей с нормальным речевым развитием количество слов увеличивается до 6–7 слов.

В последней пробе у детей с нормальным развитием количество воспроизведенных слов держится в пределах 7–8 слов. А у детей с ОНР III уровня количество воспроизведенных слов осталось таким же как в 3 пробе.

При сравнении детей с нормальным развитием мы выявили, что память детей с ОНР III уровня обладает такими особенностями как: замедленность, непрочность и неточность воспроизведения, так же можно отметить такую особенность, как привнесение новых слов, которых не было при запоминании, замены по звучанию, а также смысловые замены. Например: вместо слова «лес» называли слово «дерево», вместо слова «окно» называли «стекло», «конь» заменяли на «лошадь», слово «мед» заменяли на «пчелы» и т. д.

Для наглядности был составлен график (рисунок 1), в котором мы вычислили среднее значение воспроизведенных слов по каждой пробе экспериментальной и контрольной группы.

Рис. 1. Сравнительная диаграмма результатов обследования слуховой памяти контрольной и экспериментальной групп

По критериям оценки данной методики мы также выявили уровень слуховой памяти детей экспериментальной и контрольной групп. Данные представлены на диаграмме (рисунок 2).

Рис. 2. Уровень развития слуховой памяти детей контрольной и экспериментальной групп

Проанализировав полученные данные детей с ОНР III уровня, мы выявили, что у 80 %(8детей) детей низкий уровень развития слухо — речевой памяти, у 20 %(2 детей) — выявлен очень низкий уровень слухо — речевой памяти. У детей с нормальным речевым развитием у 70 % выявлен низкий уровень и у 30 % выявлен средний уровень слуховой памяти.

В ходе проведения исследования запоминания и воспроизведения зрительной информации у детей с общим недоразвитием ΙΙI уровня по методике Немова Р. С. мы выявили, что разные категории детей справляются с запоминанием практически на одном уровне. Все дети поняли инструкцию с первого раза, все дети были очень заинтересованы заданием. Активность детей с общим недоразвитием речи III уровня и детей развивающихся в норме почти не отличалась.

После первой пробы (30 секунд) дети с нормальным речевым развитием узнали в среднем 6–8 фигур как и дети с ОНР III уровня. Это говорит о том, что уровень зрительной памяти у детей с ОНР III уровня соответствует уровню слуховой памяти детей с нормальным речевым развитием.

Во второй пробе, т. е. спустя еще 30 секунд 30 % детей с ОНР III уровня и 50 % детей с нормальным речевым развитием узнали все 9 фигур. И уже на третьей пробе все дети экспериментальной и контрольной группы узнают все фигуры.

Проанализировав полученные данные детей с ОНР III уровня, мы выявили, что у 30 %(3 детей) детей высокий уровень развития зрительной памяти, у 70 %(7 детей) — выявлен средний уровень зрительной памяти.

У детей с нормальным речевым развитием мы наблюдаем следующее, что у 50 %(5 детей) выявлен высокий уровень зрительной памяти и у другой половины 50 % детей выявлен средний уровень зрительной памяти.

При сравнении детей экспериментальной и контрольной групп, мы выявили, что зрительная память детей с ОНР III уровня практически соответствует уровню зрительной памяти детей с нормальным речевым развитием.

Для наглядности была составлена диаграмма уровней зрительной памяти экспериментальной и контрольной групп (рисунок 3).

Рис. 3 Уровень развития зрительной памяти детей контрольной и экспериментальной групп

Таким образом, в ходе нашего исследования мы выявили особенности слуховой и зрительной памяти детей с общим недоразвитием III уровня.

У дошкольников с ОНР III уровня в речи наиболее развита зрительная память, а наименее — слуховая, а она, как известно, во многом зависит от уровня развития речи. Такие дети уступают своим сверстникам с нормальным развитием речи по объему памяти и по скорости запоминания. Можно сказать, что для детей с ОНР III уровня типичен средний уровень сформированности зрительной памяти и низкий уровень слуховой памяти.

Мы выявили, что у детей с нарушениями речи значительно снижены, по сравнению с их сверстниками без нарушений речи, различные стороны памяти: концентрация, объем и устойчивость запоминания. Так, после первого предъявления на слух дети с ОНРIII уровня точно воспроизводят лишь незначительное количество слов, при этом могут повторять одно слово несколько раз или называть новые слова из-за которых происходило застревание. Допущенные ошибки при воспроизведении слов дети с речевыми нарушениями обычно не замечают и не исправляют. Также у детей экспериментальной группы наблюдались смысловые замены.

Все выявленные нами особенности говорят о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию зрительной и слуховой памяти в обеих группах испытуемых для их дальнейшего успешного обучения в школе.

Литература:

  1. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: Издательство московского университета, 1968. — 88 с.
  2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб.: Питер, 2000. — 560 с.
  3. Немов Р. С. Психология Кн.3 Психодиагностика/ Р. С. Немов. — ВЛАДОС, 2001–640 с.
  4. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. Психология памяти.3-е изд. — М.: “ЧеРо”, 2002. — 816 с
Основные термины (генерируются автоматически): зрительной памяти, нормальным речевым развитием, слуховой памяти, памяти детей, слуховой памяти детей, общим недоразвитием речи, зрительной памяти детей, уровень зрительной памяти, уровень слуховой памяти, памяти детей контрольной, детей экспериментальной, нормальным развитием, развития зрительной памяти, памяти детей экспериментальной, средний уровень зрительной, разные категории детей, Активность детей, уровня развития памяти, память детей, зрительной памяти экспериментальной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос