Конструкторские компетенции учителя при создании мультимедиа презентаций с учетом здоровьесберегающих технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (39) апрель 2012 г.

Статья просмотрена: 249 раз

Библиографическое описание:

Губина, Т. Н. Конструкторские компетенции учителя при создании мультимедиа презентаций с учетом здоровьесберегающих технологий / Т. Н. Губина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 404-406. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4666/ (дата обращения: 18.04.2024).

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский


Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

  • использование проблемных творческих заданий;

  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

  • рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. В рамках этой группы в качестве самостоятельного направления выделяют использование современных компьютерных технологий, которые предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.

Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных компьютерных технологий. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени.

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала, а значит сделать ученика – успешным в изучаемом предмете. Именно успешность в учении является условием благополучного самочувствия ребёнка в школе, а это достигается путём обеспечения каждому возможности развиваться соответственно своим индивидуальным особенностям. Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;

  • систематизировать усвоенные знания;

  • сформировать навыки самоконтроля;

  • сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;

  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

  • совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

  • усиление мотивации учения;

  • улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

  • повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

  • демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся. Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.

Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Многофункциональность компьютера и информационных технологий позволяют удовлетворить множество познавательных потребностей ученика.

Следовательно, современный учитель сегодня должен владеть соответствующими конструкторскими компетенциями. Формирование таких компетенций в профессиональной деятельности педагога предполагает наличие определенных педагогических условий, способствующих его эффективности.

Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.

На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:

  • Психологические особенности учащихся данного класса.

  • Цели и результаты обучения.

  • Структуру познавательного пространства.

  • Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока.

  • Цветовую гамму оформления учебного материала.

Немаловажным фактором является конструкторские способности учителя при создании презентации в сочетании со здоровье сберегающими технологиями учебного процесса. То есть на уроках необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т.к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

  • Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

  • Для надписей и заголовков следует употреблять четкий, крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных мультимедиа программ.

  • Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетрадь, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.

  • Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.

  • Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.

  • Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.

  • Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

  • На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.

  • Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

  • избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

  • ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.

  • дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;

  • учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

Таким образом, каждый учитель, используя информационно – коммуникативные технологии в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя – работа, а для его учеников – обучение станут радостнее и увлекательнее.

Не следует забывать об утомляемости детей однообразной учебной деятельностью. Необходимо уметь не только чередовать виды учебных заданий, но и управлять эмоциональным фоном урока. Мультимедиа предоставляет нам для этого очень хорошие возможности. Увлечение, восторженное удивление, интерес, улыбка и даже смех – лучшее лекарство от усталости на уроке.

И в то же время мы нельзя забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информацией на уроке, что, в свою очередь, способствует повышению утомляемости детей.

Литература:

  1. Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.

  2. Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. “Анатолия”, 2003.

  3. Булгакова И.И. Использование компьютерных технологий для развития математических способностей детей в младшем школьном возрасте.

  4. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г.

  5. Информатизация обучения и воспитания детей: проблемы и перспективы: Материалы II студенческой международной научно-педагогической конференции (Москва, 15 января 2010 г.) http://window.edu.ru/

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): учебный материал, учебный процесс, возможность, урок, учебная деятельность, ученик, детская природа, личностно-ориентированное обучение, мультимедийная презентация, развитие наблюдательности.


Похожие статьи

Мультимедийные технологии в личностно-ориентированном...

учебный материал, учебный процесс, мультимедиа технологии, образовательный процесс, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированное обучение, урок, детская природа...

Технология личностно-ориентированного обучения

учебная деятельность, личностно-ориентированное обучение, учебный материал, учебный процесс, создание условий, учащийся, ученик, индивидуальная работа, критическое мышление, личной опыт.

Использование мультимедийных технологий в начальной школе

память учащихся, презентация, развитие наблюдательности, учебный материал.

Мультимедиа презентации как метод обучения

учебный материал, урок, учебный процесс, презентация, звуковое сопровождение, классная доска, образовательный процесс, программное обеспечение, интерес учащихся, процесс обучения.

Личностно-ориентированная технология на уроках математики...

Основные термины (генерируются автоматически) : ориентированное обучение, учебный материал, ребенок, задание, учебный предмет, познавательная деятельность, ориентированный

Мультимедиа-технологии в преподавании математики в средней школе.

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно...

учебная деятельность, учащийся, учебная деятельность учащихся, личностно-ориентированное обучение, учебный материал, преподаватель, ориентированное обучение, знание, действие, научное знание.

Парная и групповая работа как средство осуществления...

групповая работа, кооперативная деятельность, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированное обучение, учебный процесс, ребенок, функция, механизм реализации...

Здоровьесберегающие технологии при формировании...

ребенок, личностно-ориентированное обучение, учебный процесс, учебный материал, сахарный диабет, игровая деятельность, процесс обучения, образовательный процесс, начальное общее образование, функция игры.

Похожие статьи

Мультимедийные технологии в личностно-ориентированном...

учебный материал, учебный процесс, мультимедиа технологии, образовательный процесс, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированное обучение, урок, детская природа...

Технология личностно-ориентированного обучения

учебная деятельность, личностно-ориентированное обучение, учебный материал, учебный процесс, создание условий, учащийся, ученик, индивидуальная работа, критическое мышление, личной опыт.

Использование мультимедийных технологий в начальной школе

память учащихся, презентация, развитие наблюдательности, учебный материал.

Мультимедиа презентации как метод обучения

учебный материал, урок, учебный процесс, презентация, звуковое сопровождение, классная доска, образовательный процесс, программное обеспечение, интерес учащихся, процесс обучения.

Личностно-ориентированная технология на уроках математики...

Основные термины (генерируются автоматически) : ориентированное обучение, учебный материал, ребенок, задание, учебный предмет, познавательная деятельность, ориентированный

Мультимедиа-технологии в преподавании математики в средней школе.

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно...

учебная деятельность, учащийся, учебная деятельность учащихся, личностно-ориентированное обучение, учебный материал, преподаватель, ориентированное обучение, знание, действие, научное знание.

Парная и групповая работа как средство осуществления...

групповая работа, кооперативная деятельность, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированное обучение, учебный процесс, ребенок, функция, механизм реализации...

Здоровьесберегающие технологии при формировании...

ребенок, личностно-ориентированное обучение, учебный процесс, учебный материал, сахарный диабет, игровая деятельность, процесс обучения, образовательный процесс, начальное общее образование, функция игры.

Задать вопрос