Автор: Черкашина Ирина Анатольевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 20.10.2016

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Черкашина И. А. Из опыта работы «Путешествие по русским народным сказкам» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 158-160.



Программное содержание:

Обучающие задачи:

  1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
  2. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.
  3. Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.

Материал: Игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы), индивидуальные листы с лабиринтом.

Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, столы, стульчики.

Ход занятия:

Звучит музыка.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Любите ли вы слушать сказки? А как можно сказать о сказке, какая она?

Воспитатель. Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.

Демонстрируется слайд

Отправляемся друзья,

В чудо сказку — вы и я.

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

Воспитатель. «Жил в некотором царстве, в тридесятом государстве Иван — царевич, и была у него жена Василиса Прекрасная. Она была очень красивая, мудрая, а также хорошая рукодельница. Однажды налетел сильный ветер, поднялась пыль, налетел Змей Горыныч и унес Василису в царство Кощея Бессмертного. Погоревал Иван-царевич, да делать нечего: нужно отправляться в путь-дорогу». Трудно ему будет в дороге, разные препятствия его ждут, но должен он освободить Василису из рук Кощея.

− Хотите помочь Ивану-царевичу справиться с Кощеем Бессмертным?

− А ведь нас ждут трудности и испытания. Вам не страшно?

Воспитатель. Хорошо, собирайтесь в путь. А чтобы проверить вашу готовность отправиться в дорогу, давайте проведем небольшую разминку, которая позволит нам определить, хорошо ли вы справляетесь с различными заданиями.

«Мозговой штурм»:

− Какими словами начинается сказка?

− Какими словами она заканчивается?

− Я хочу предложить ещё одно задание.

«Зашифрованное слово».

Демонстрируется слайд.

Воспитатель. У меня есть слово, буквы которого поменялись местами (в верхнем ряду), а в нижнем ряду под каждой буквой — цифра, которая подсказывает, какой по порядку буква в этом слове. Расставьте буквы в соответствующем порядке. Если всё сделаете правильно, у вас получится слово. Получилось слово «Дружба».

Воспитатель. Мы отправляемся в дорогу. У меня убедительная просьба: быть предельно осторожными и внимательными. Не потеряйтесь в дороге, держитесь все вместе, помогайте друг другу. Помните пословицу: «Друга в беде не бросай, любое задание дружно выполняй».

Воспитатель. «Долго ли, коротко ли мы шёл Иван — царевич и вышли на развилку двух дорог. Какую же нужно выбрать дорогу, чтобы и Василису выручить, и живым остаться?»

Воспитатель. Не печалься, Иван-царевич, определить правильную дорогу нам поможет сказочный герой, а какой — ты узнаешь, если правильно отгадаешь загадку. Ребята тебе в этом помогут.

Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги...

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (Зайка)

Демонстрируется слайд.

Воспитатель. Правильно, это Зайка. Давайте у него спросим, по какой дорожке путь держать. Зайка сочувствует нам, но поможет только в случае взаимовыручки, нужно отгадать загадки зайки. Готовы? Но сначала проведём пальчиковую гимнастику «Любимые сказки» (Пальчиковая гимнастика)

Воспитатель. И так вы готовы отгадать загадки от Зайки? Будьте внимательны.

Демонстрируется слайд.

Дети дают ответы на загадки, которые загадывает Зайка.

Воспитатель. Все готовы продолжить путь? Оказывается, мы находимся в сказочном лесу, в котором нас ждут удивительные встречи и еще больше опасностей.

Демонстрируется слайд.

Воспитатель. А с кем мы сейчас встретимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост — ее краса.

Этот зверь лесной…(Лиса)

Демонстрируется слайд.

Воспитатель. Верно, это хитрая Лисичка, она в лесу живет, все знает. Спросим у нее, куда нам путь дальше держать.

Воспитатель. Лиса хитрая, просто так она нам про дорогу не расскажет. Мы должны и её загадки отгадать. Готовы?

«О какой сказке идёт речь?»

  1. В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли.
  2. Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.
  3. Сяду на пенёк, съем пирожок.
  4. Ловись, рыбка, большая и маленькая.
  5. Не пей из копытца, козлёночком станешь.
  6. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл.

Воспитатель. Лиса знает самый короткий путь к избушке Бабы Яги, а она нам поможет найти Кощеево царство. Избушка Бабы Яги находится не далеко. А чтобы быстрее пройти к ней, вот вам «лисья» подсказка. Но сначала гимнастика для глаз. (Гимнастика для глаз)

«Лабиринт». Индивидуальная работа на листах.

Воспитатель. А теперь проверим.

Демонстрируется слайд.

Воспитатель. Пора отправляться в путь. Мы должны отправиться к избушке Бабы Яги. У нас остается самый трудный участок дороги, поэтому мы должны немного отдохнуть и сделать небольшие физические упражнения для того, чтобы у нас прибавилось сил, и мы могли справиться с Кощеем Бессмертным.

Физкультминутка

Воспитатель. Внимание! Мы подходим к избушке Бабы Яги. Соблюдайте осторожность, ведь мы не знаем, добрая Яга или злая.

Демонстрируется слайд.

Воспитатель. Оказывается Баба Яга добрая, и она нам очень рада.

Демонстрируется слайд.

Воспитатель. Баба — Яга приглашает к себе в гости и готова нам помочь. Но у Бабы Яги есть слабое место: она очень любит решать различные задачки и требует, чтобы их решали и другие. Только в таком случае она поможет. Согласны вы решать задачки Бабы Яги?

Дети решают задачки, которые задает Баба Яга.

«Дополни имя».

Воспитатель. У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а уж вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь.

Для мальчиков: Кощей — …, Мальчик — …, Братец — …, Иван — …, Змей — …

Для девочек: Елена — …, Сестрица — …, Василиса — …, Крошечка — …, Царевна-…

«Отгадай сказку». Воспитатель перечисляет персонажи сказки — дети отгадывают и называют сказку.

Царь, три сына, стрела, болото («Царевна- лягушка»).

Злая мачеха, падчерица, дочка, дед Мороз («Морозко».)

Печка, прорубь, щука («По–щучьему велению»).

Алёнушка, Баба-Яга, козлёночек («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

Воспитатель.

А сейчас вы разделитесь.

В две команды становитесь.

Будем сказки вспоминать.

Будем в сказки мы играть.

Сказку «Репка» вспоминайте,

И героям помогайте.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

Это сказка «Теремок»

Он не низок, не высок.

И жильцов своих всех ждет,

Кто за кем сюда придет?

Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка».

Воспитатель:

Быстро справиться сумели,

И на стулья тихо сели.

Воспитатель: Давайте скажем спасибо Бабе-Яге и пойдем дальше.

Демонстрируется слайд.

Воспитатель:

А вот и замок Кощея — Бессмертного

Что наделал злой Кощей

Все картинки перепутал

Сказки все он наши спутал

Пазлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать!

Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.

Воспитатель. Ребята, улетел Кощей Бессмертный по делам своим, а Василису в башню заточил, а дверь в башню на сто замков закрыл. Но есть один секрет: все замки откроются, если задачу Кощея отгадаете. А эта задача — кроссворд.

Демонстрируется слайд.

Кроссворд «Кто говорит эти слова?».

«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» — Алёнушка.

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» — Маша.

«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» — Медвежонок.

«Спасите, нас съел серый волк» — Козлята.

«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» — Волк.

«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» — Морозко.

Воспитатель: «Открылись двери башни, вышла из них Василиса. Посадил ее Царевич на коня и поскакал домой». И нам пора возвращаться.

Демонстрируется слайд.

Воспитатель. Вот мы и вернулись, ну как понравилось вам путешествие? (ответы детей) Как вы думаете, что нам помогло справиться со всеми трудностями в пути? (ответы). Верно, наша дружба и знания русских народных сказок. Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились, все задачки решили.

За руки умелые,

За ум и смекалку,

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Подарок свой всем сейчас подарю.

Литература:

  1. Артемьева Л. В. Театральные игры дошкольников. М.: Просвещение 1991 год.
Основные термины (генерируются автоматически): Бабы Яги, избушке Бабы Яги, русским народным, Баба Яга, Кощеем Бессмертным, Избушка Бабы Яги, задачки Бабы Яги, Баба Яга добрая, русским народным сказкам», царство Кощея Бессмертного, тридесятом государстве Иван, материалы ix Междунар, жена Василиса Прекрасная, опыта работы «Путешествие, проведём пальчиковую гимнастику, добрая Яга, сказочных героев двойные, трудный участок дороги, цепочки героев сказок, небольшие физические упражнения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос