Технология «синквейн» как средство развития речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Снеговская, Т. А. Технология «синквейн» как средство развития речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) / Т. А. Снеговская, О. М. Генералова, М. П. Корнеева, О. П. Никитина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11015/ (дата обращения: 22.12.2024).



Проанализировав ситуацию, сложившуюся в настоящее время в системе дошкольного образования, выяснилось, что количество детей с общим недоразвитием речи неуклонно растёт.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в пересказывании текста, разучивании стихов, загадок, составлении рассказов по серии сюжетных картинок, что приводит к возникновению трудностей при обучении письму и чтению в школе. От грамотно поставленной и эмоциоанльно насыщенной речи зависит и социальный статус ребенка на протяжении всей жизни. Именно во время проведенная коррекционная работа приносит положительные результаты.

Учитывая принятый ФГОС ДО, мы выстраиваем коррекционную работу по образовательной деятельности таким образом, чтобы ребёнок являлся творцом, инициатором. Именно дидактическая технология «синквейн» способствует творческому самовыражению, обогащению словарного запаса, является инструментом для синтеза и обобщения информации, замечательной базой для подготовки к пересказу.

«Синквейн» в переводе с французского языка — нерифмованное стихотворение в пять строк. ㅤ

Схема составления «синквейна» следующая:

1 строчка (Кто? Что) — существительное — одно ключевое слово;

2 строчка (Какой? Какая? Какое) — два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает?) — три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка — предложение, показывающее отношение автора к теме;

5 строчка — одно слово-обобщение или словосочетание — ассоциация, синоним к предмету.

Пример синквейна:

  1. ㅤЯблоко.
  2. ㅤЗеленое, ㅤсладкое.
  3. ㅤРастет, ㅤспеет, ㅤналивается.
  4. Я ем ㅤяблоко.
  5. ㅤФрукт.

На начальном этапе обучения детей по составлению «синквейна» была проведена следующая работа:

  1. Ознакомление с понятиями «неживой» и «живой предмет», «слова, обозначающие предмет», «слова, обозначающие действие предмета» и «слова, обозначающие признак предмета».
  2. Проводились дидактические игры и упражнения:

— «Какой? Какая? Какое?» (груша какая?... желтая, спелая, вкусная, душистая);

— «Кто, что делает?»(лист…летит, кружиться, падает);

— «Угадай предмет по описанию?» (оно круглое, красное, спелое, сладкое…);

— «Назови части целого» (дерево … корни, ствол, ветки, листья);

— «Расположи картинки и составь мини-рассказ»;

— «Загадай загадку» (она фиолетовая, сладкая, висит на дереве, очень полезная…).

После трудоемкой предварительной работы мы предложили детям несколько схем составления «синквейнов»:

  1. Алгоритм «ёлочка»:

http://festival.1september.ru/articles/586446/img4.jpg

  1. Карточки с фишками (геометрическими фигурами)

1

Серый прямоугольник — неживой (неодушевленный) предмет,

зелёный прямоугольник — живой (одушевленный) предмет.

2

Два жёлтых квадрата — прилагательные

3

Три красных треугольника — глаголы

4

Грустный и весёлый смайлики — предложение, показывающаее отношение автора к предмету

5

Знак вопроса — слово-обобщение

Работа по составлению «синквейна» первоначально велась индивидуально, поскольку дети испытывали трудности, а затем по подгруппам. В процессе, когда дети полностью освоили технологию, мы решили детям предложить графически изображать «синквейны», что способствовало проявлению еще большего интереса со стороны детей.

Например, дети рисуют земляничку. Затем перечисляют признаки, отвечая на вопрос «Какая она?» (Красная, сладкая, сочная, вкусная, полезная, съедобная, ароматная, любимая, душистая). Выбираем только два слова.

Затем дети отвечают на вопрос: «Что делает земляничка?» (Растёт, цветёт, прячется, радует, краснеет, пахнет, падает). Выбираем три слова.

— «Что можно сказать о земляничке, составьте предложение (фразу)?»

(«Мама вырастила ягоды», «В земляничке много витаминов»). Выбираем одну фразу.

— «О чём думаете, глядя на рисунок или представляя земляничку — скажите одним словом» (Ягода).

С целью обобщения и закрепления знаний по каждой лексической теме была составлена картотека «синквейнов–загадок»: на карточке с «синквейном» пропущен один из этапов, задача ребенка обобщить уже известные сведения о предмете и восстановить потерянный этап.

Дидактический «синквейн» можно использовать:

‒Для закрепления изученной лексической темы.

‒ 1. Рябина.

‒ 2. Тонкая, кудрявая.

‒ 3. Растет, зеленеет, цветет.

‒ 4. Ягоды рябины любят снегири.

‒ 5. Дерево.

‒Для придумывания рассказа, используя слова из «синквейна».

  1. Белка.
  2. Пушистая, рыжая.
  3. Прыгает, скачет, заготавливает.
  4. Белка живет в дупле.
  5. Дикое животное.

В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

‒Для сравнения разных характеристик предмета.

Осень

Солнечная, тёплая.

Дарит, светится, радует.

В парке осыпаются листья.

Золото!

Осень

Ветреная, холодная.

Дождит, шуршит, хмурится.

Люди смотрят в окна.

Грусть!

Осень.

Золотая, красивая.

Украшает, провожает, печалит.

Осенью природа ложится спать.

Покой.

Осень.

Великолепная, волшебная.

Наряжает, изумляет, радует.

Поражает своей дивной красотой.

Сказка.

Осень

Золотая, поздняя

Наступает, раскрашивает, грустит.

Мне нравится золотая осень!

Листопад.

В ходе работы по данному направлению мы совместно с детьми придумали «лесенку успеха», поднимаясь по которой каждый ребенок постепенно сможет добиться результата. «Лесенка успеха» как и «синквейн» состоит из пяти ступенек, где перечислены последовательные шаги к достижению цели.

‒ Изучаем

‒ Размышляем

‒ Думаем

‒ Творим и…

‒ Красиво говорим!

К работе с дидактическим «синквейном» активно подключаются родители. Для них организованы выставки, проведены совместные мероприятия (конкурс «Знайки»; «Вечер поэзии»; викторина «Знаете ли вы сказки?»). Результатом совместной работы с родителями стала «Книга синквейнов» по лексической теме «Осень, осень, в гости просим…»

Все это позволяет добиваться хороших результатов. У детей поддерживается интерес, положительный настрой и желание творить.

Результаты обследования детей показывают, что использование технологии «синквейна» сказалось на результативности речевого развития: словарный запас у детей увеличился, речь стала богаче, ярче, дети перестали бояться высказывать свои мысли вслух.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, осень, земляничка, общее недоразвитие речи, предмет, слово, строчок, схема составления.

Похожие статьи

Дидактический синквейн как средство коррекционного обучения дошкольников с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игровая технология «Логические блоки Дьенеша» как средство развития сенсорных представлений у детей с нарушением зрения

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Развитие связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи посредством технологии «Образ и мысль»

Развитие невербальных средств коммуникации как составная часть процесса обучения связной речи детей с ОНР

Формирование моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Похожие статьи

Дидактический синквейн как средство коррекционного обучения дошкольников с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игровая технология «Логические блоки Дьенеша» как средство развития сенсорных представлений у детей с нарушением зрения

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Развитие связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи посредством технологии «Образ и мысль»

Развитие невербальных средств коммуникации как составная часть процесса обучения связной речи детей с ОНР

Формирование моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи