Библиографическое описание:

Козырева О. А., Зубанов В. П., Смирнова Я. А. Возможности моделирования дефиниций категории «воспитание» в структуре педагогического взаимодействия в вузе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 27-29. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1019/ (дата обращения: 15.12.2017).

Возможность моделирования дефиниций категории «воспитания» широко практикуется в структуре занятий по педагогике (курсы «Теория и методика воспитания», «Теоретическая педагогика») в Кузбасской государственной педагогической академии, данный процесс стимулирует результативность и качество сформированности культуры самостоятельной работы педагогов и студентов-педагогов по физической культуре. Под культурой самостоятельной работы (КСР) педагога в контексте реализации компетентностного подхода можно выделить следующее определениеэто социально и профессионально обусловленный, личностно значимый механизм формирования разнообразных компетенций у субъекта деятельности, культуры и общения, предопределяющий и/или фасилитирующий включение личности в профессионально-деловые, социально-педагогические, культурно-до­су­го­вые отношения, где смыслы деятельности и общения лежат в поле ресурсов и результатов антропологического генеза, а ценность и смысл результатов преобразования есть история рождения и становления общества и каждого человека в полном смысле этого слова. Иными словами КСР это мерило человеческого в человеке, где сам человек становится на позицию первооткрывателя, родоначальника, мастера, творца истории, техники, культуры, производства, спорта и прочих областей деятельности человеческого разума, нравов и физического труда, создающих человека в социально важных, личностно значимых направлениях, в ходе которых рост и становление есть функция деятельности, самосовершенствование и самореализация – продукты данной деятельности и культуры, благополучие и устойчивость личности – условия сохранения общества, результаты проверки истинности моделей отношений и преобразований в средах.
Изучение разделов «Теоретическая педагогика» и «Теория и методика воспитания» опосредовано особенностями RP-техно­ло­гии педагогического взаимодействия, состоящей из RP-уровней, фасилитирующих планомерный переход от репродуктивных форм и методов обучения к продуктивным. Под RP-технологией педагогического взаимодействия понимается уровневая технология педагогического взаимодействия, где практикуется репродуктивно-продуктивный способ изучения материала: изначально раскрывается содержание на репродуктивном уровне (4 звена: изучение нового материала; закрепление изученного; обобщение и систематизация; применение на практике), а затем на продуктивном (творческом) уровне продолжается планомерная, последовательная работа по формированию культуры умственного труда, культуры самостоятельной работы, профессиональной культуры; по развитию креативных (творческих) способностей, результатом которых является определенный продукт мыслетворчества студента, вобравший в себя его взгляд, стиль и образ мысли, формирующийся на протяжении всей его жизни. Под RP-уровнями RP-технологии педагогического взаимодействия понимается система уровневых заданий, где структурная основа представляет собой два диаметрально противоположных уровня, взаимно дополняющих друг друга: R – репродуктивный уровень с различными формами, методами, средствами репродуктивного обучения и контроля и P – продуктивный уровень с соответствующей системой обучения и контроля, обеспечивающий повышение уровня культуры самостоятельной работы, мотивации учения, активности учащихся (слушателей) и т.д. Такого рода построение учебных курсов способствует повышению уровня предметных, междисциплинарных и общеучебных знаний, формированию КСР педагогов, профессионально-педагогической культуры, необходимость формирования коих объяснять излишне.
Свидетельством данного факта является продуктивность в изучении основ педагогического знания по различным педагогическим дисциплинам, на текущий момент – это более 70 публикаций теоретического и теоретико-методического генеза, более 40 учебных пособий, где приложение на электронном носителе (CD или DVD) состоит из творческих работ школьников и студентов.
Приведем несколько дефиниций, моделированных нашей студенткой в процессе занятий при изучении дисциплины «Теория и методика воспитания»:
  • Воспитание с точки зрения научного подхода – это процесс, в ходе которого создаются условия для развития у личности памяти, мышления, воображения, речи, мировоззрения, моделей поведения и отношений, формирования навыков общения и опыт личной деятельности, различных эмоционально и гуманно-нравственных чувств, мыслей, качеств личности, эмоций, обеспечивающих устойчивость и востребованность личности в среде, а также сохранение общества в его уникальном фарватере развития при соблюдения норм культуры и этики (Смирнова Я. А. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения акмеологического подхода – это механизм определения вершины предрасположенностей, способностей, склонностей у субъекта общества, фасилитирует поиск и нахождение его уникального предназначения, определяющего оптимальное, качественное и своевременное становление и развитие в трех направлениях человек-гражданин, человек-труженик, человек-семьянин, где опыт деятельности и общения, сформированность мировоззрения и моделей преобразования объективной реальности создают условия для продуктивного становления и развития личности, оставляющей себя в истории и культуре, науке и технике, спорте и искусстве благодаря результатам своих трудов и достижений (Смирнова Я. А. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения компетентностного подхода – это механизм передачи социального опыта от старшего поколении к младшему с учетом всех норм микро-, мезо-, макро- и мегасреды, уровня культуры и этики, профессионализма и гуманизма, толерантности и креативности воспитателей, родителей и педагогов, фасилитирует такие процессы, как социализация, самоопределение, самосовершенствование, самореализация, конкурентоспособность, устойчивость, востребованность и прочие общепедагогические процессы, влияющие на качество жизни и уровень психологического, духовного и материального благополучия личности и среды (Смирнова Я. А. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения эзотерического подхода – это механизм формирования человека/личности посредствам системы духовно-этических норм, сведенных в гуманно-регламентированное, религиозное или эзотерическое учение или в исторически сложившуюся мораль, где любовь, вера, надежда и другие нравственные убеждения и чувства способствуют выявлению перспектив саморазвития, моделей самореализации и взаимодействия, результат которых зрим в деятельности и общении, сохранении норм культуры, этики и эстетики антропологического пространства (Смирнова Я. А. – 2010/2011 уч. г.).
И эти определения являются также показателем сформированности определенного уровня КСР педагога. Рассмотрим модели уровней функционирования КСР педагога, описывающих возможности и условия формирования в структуре феноменальных возможностей и границ-ограничителей.
Первый уровень – это объектный, здесь каждый элемент антропосистемы представляет собой единицу, объект в своем исконном изучении, самопознании, самосовершенствовании, самореализации. Границы сформированности КСР первого уровня (объектного) определяются владением способами фиксации информации (аннотации, выписки, записи, конспекты, планы, тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.).
Второй уровень – индивидуальный, здесь человек со своей совокупностью индивидуальных качеств, чувств, образа мыслей, аспектов социально-педагогических отношений создает плацдарм (поле) для моделирования разнообразных средств, фасилитирующих решение разнообразных социально-педагогических задач, противоречий, проблем и дилемм.
Сформированность КСР определяется возможностью индивида в результативности моделирования как его деятельности, так и ее продуктов.
Третий уровень – это субъектный, здесь человек представляет собой субъекта культуры, среды, деятельности, общения, в ходе чего он практикует основы моделирования и претворения результатов моделирования на практике.
Сформированность КСР определяется возможностью субъекта деятельности, общения, культуры в результативности моделирова­ния и внедрения моделированных средств.
Четвертый уровень – личностный, здесь личность определяет себе перспективы саморазвития, самосовершенствования и самореализации, создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации других людей, фасилитирует процессы социализации и адаптации субъектов социально-педагогического пространства, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды, способствует формированию позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-лич­ност­ной педагогики и психологии структур личности.
Сформированность КСР определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, само­раз­вития, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социально-педа­го­ги­чес­ко­го и психолого-педа­го­ги­ческого взаимодействия, где моделирование уже играет роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педа­го­ги­чес­кого и психолого-педаго­ги­чес­ко­го взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах.
В соответствии с данной типологией можно выделить 4 уровня сформированности КСР педагога – низкий (первый) уровень, средний (второй) уровень, высокий (третий) уровень, профессиональный (четвертый) уровень.
Нетрудно заметить, что мы перешли в данной ситуации на второй и третий уровни сформированности КСР педагога, т.е. средний и высокий уровни сформированности КСР педагога в данном виде педагогического взаимодействия благодаря RP-технологии педагогического взаимодействия.
Возможность перехода на третий (высокий) уровень сформированности КСР субъектна, т.к. условия педагогического взаимодействия, системы ценностей и принципов различных людей различны по природе качеств и отношений, возможности гибкого, ситуативной реконструкции и гуманно-личностной трансформации, фасилитирующих получение продуктов эмоционального, научного и других направлений деятельности в сотрудничестве и сотворчестве в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах.
Уровень сформированности личности определяется перспективами саморазвития, самосовершенствования и самореализации, создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации других людей, фасилитирует процессы социализации и адаптации субъектов социально-педагогического пространства, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды, способствует формированию позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-личностной педагогики и психологии структур личности. Сформированность КСР определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, саморазви­тия, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социально-педагогического и психолого-педаго­ги­чес­кого взаимодействия, где моделирование уже играть роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педа­го­ги­чес­кого и психолого-педагогического взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах, поэтому перспективы формирования КСР педагога и значимость данной деятельности объективна.


Литература:

1. Зубанов, В. П. Особенности самореализации и самосовершенствования студентов в баскетболе / В. П. Зубанов, И. С. Макринский, О. А. Козырева // Проблемы и перспективы развития образования : международная заочная научно-практическая конференция. – Пермь, 2011. – Т.2. – С.92-95.
2. Козырева, О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования : монография / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. – 385 с. – ISBN 5–85117–239–8.

5

Основные термины (генерируются автоматически): педагогического взаимодействия, КСР педагога, сформированности КСР, точки зрения, сформированности КСР педагога, Сформированность КСР, культуры самостоятельной работы, уровни сформированности КСР, Смирнова Я. А. –, уровня КСР педагога, психологии структур личности, уровень сформированности КСР, структуре педагогического взаимодействия, необходимого уровня притязаний, уровня сформированности КСР, моделирования дефиниций категории, внутренней мотивации деятельности, формирования КСР педагога, функционирования КСР педагога, формированию КСР педагогов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос