Библиографическое описание:

Козырева О. А., Петухова Н. А., Мокерова С. В., Ивлев А. В. Особенности формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре моделирования дефиниций категории «воспитание» [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 11-13.

В современных условиях формирования личности и среды как феноменов социокультурных и образовательных систем и перехода на двух уровневую систему высшего профессионального образования возможность формирования культуры самостоятельной работы (КСР) педагога наиболее актуальна, т.к. именно в таких условиях личность и ее продукты творчества являются неподдельной ценностью и смыслом всех преобразований внутреннего и внешнего генеза. Попытаемся представить некоторые определения КСР педагога с точки зрения культурологического и деятельностного подходов. КСР педагога с точки зрения культурологического подхода КСР педагога – это
  • механизм самосовершенствования и самореализации, социализации и адаптации субъектов социального пространства, определяющий ориентиры и особенности социального взаимодействия субъектов-носителей деятельности и культуры.
  • совокупность составляющих векторного, скалярного и матричного генеза, предопределяющих выявление, моделирование, апробацию, внедрение, реконструкцию и трансформацию ЗУН, СУД, СЭН, компетенций, моделей поведения, отношений, моделей преобразования объективной реальности внутреннего и внешнего, моделей социализации и самосовершенствования, саморазвития и самореализации, которые являются вторичным ресурсом такого преобразования, системно обеспечивающих соблюдение норм и сохранение эталонов культуры и деятельности, общения и науки. Примером такого рода совокупности в этнопедагогике служит витая нить, состоящая из ЗУН, СУД, СЭН, компетенций, предопределяющих типологию социальных ролей, отношений, связей и качество жизни. А вся жизнь и деятельность – изготовление изделий пространственно-временного генеза той самой витой нитью, которая описана выше.
С точки зрения деятельностного подхода КСР педагога – это процесс получения и формирования общеучебных и предметных ЗУН-ов, фасилитирующих формирование четырехуровневой структуры компетенций педагога в условиях непрерывного профессионального образования, конкретно решающий проблемы и задачи самостоятельной работы, самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и самореализации. В данном определении мы связали два направления педагогики – традиционной педагогики (общеучебные и предметные ЗУН, стандарты первого и второго поколения ВПО) и инновационной педагогики (компетенции, стандарты третьего поколения).
Возможности моделирования в структуре формирования КСР педагога по ФК отражают условия и уровни сформированности данного феномена, мы выделим 4 уровня, описывающих возможности и условия формирования в структуре феноменальных возможностей и границ-ограничителей.
Первый уровень – это объектный, здесь каждый элемент антропосистемы представляет собой единицу, объект в своем исконном изучении, самопознании, самосовершенствовании, самореализации. Границы сформированности КСР первого уровня (объектного) определяются владением способами фиксации информации (аннотации, выписки, записи, конспекты, планы, тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.). У педагогов по ФК владение способами фиксации информации определяет на данном уровне и способность педагога к планированию особенностей здоровьесберегающей деятельности, предопределяющий планомерный переход на вышестоящий уровень в данной типологии. Здоровьесбережение как ценность уникальна и ее формирование в структуре КСР педагога объективно раскрывает специфику деятельности педагога по ФК.
Второй уровень – индивидуальный, здесь человек со своей совокупностью индивидуальных качеств, чувств, образа мыслей, аспектов социально-педагогических отношений создает плацдарм (поле) для моделирования разнообразных средств, фасилитирующих решение разнообразных социально-педагогических задач, противоречий, проблем и дилемм. Сформированность КСР определяется возможностью индивида в результативности моделирования как его деятельности, так и ее продуктов. Педагог по ФК моделирует программы воспитания, развития, социализации, самореализации, самосовершенствования обучающихся и студентов, качество данной деятельности напрямую зависит от уровня сформированности КСР педагога и обученности студента-педагога по ФК.
Третий уровень – это субъектный, здесь человек представляет собой субъекта культуры, среды, деятельности, общения, в ходе чего он практикует основы моделирования и претворения результатов моделирования на практике. Сформированность КСР определяется возможностью субъекта деятельности, общения, культуры в результативности моделирова­ния и внедрения моделированных средств. На данном уровне у педагога по ФК появляются объективные результаты его инновационной практики.
Четвертый уровень – личностный, здесь личность определяет себе перспективы саморазвития, самосовершенствования и самореализации, создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации других людей, фасилитирует процессы социализации и адаптации субъектов социально-педагогического пространства, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды, способствует формированию позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-личностной педагогики и психологии структур личности. Сформированность КСР определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, само­раз­вития, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социально-педагогического и психолого-педа­го­ги­ческого взаимодействия, где моделирование уже играет роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педагогического и психолого-педагоги­чес­ко­го взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах.

Феноменологическая модель сформированности КСР педагога

В таком контексте можно отразить, что формирование КСР педагога в условиях непрерывного профессионального образования выступает как продукт и процесс моделирования и апробации моделей обучения, самосовершенствования и самореализации педагога в контексте узкого смысла профессиональной деятельности – сформированности компетенций ФГОС специальности 050100 по направлению «Педагогическое образование», в контексте широкого смысла профессиональной деятельности – ситуативного продуктивного общения и труда, где личность и ее продукты творчества являются ценностями, из которых складываются предпосылки построения гуманистических основ как маленькой ячейки общества, так и общества в размерах государства и содружества государств.
Мультисреда – это единое биоэнергетическое поле, создаваемое природой и действием объектов и субъектов социального или воспитательно-образовательного пространства в ситуациях, связанных с деятельностью и общением в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, накладывающих свои гносеологические и методологические векторы на систему преобразования, жизнедеятельности и развития внутреннего (человек, индивид, субъект, личность) и внешнего (объекты и субъекты) генеза. Это описание можно проиллюстрировать феноменологической моделью формирования КСР педагога.
В мультисредовых отношениях изучение дисциплин педагогического блока фасилитировано неустанным поиском педагогов оптимальных условий педагогического взаимодействия и условиями формирования КСР педагога. В течение всей жизнедеятельности у педагога формируется система качеств, компетенций в структуре человек-индивид-субъект-личность, фасилитирующих определение и понимание всех условий и продуктов антропологической среды в микро-, мезо-, макро- и мегахарактеристиках среды и деятельности и общения в ней человека.
Приведем некоторые определения категории «воспитание», моделируемые студентами Кузбасской государственной педагогической академии в структуре изучения курса «Теория и методика воспитания».
Воспитание с точки зрения акмеологического подхода – это система педагогических взглядов, фасилитирующая обеспечение процесса активизации всех структур развивающейся личности в деятельности и общении, предопределяющих результат самоидентификации, самоопределения, мотивации, оптимизации уровня притязаний, саморазвития, самореализации при акцентуации внимания общественности к процессу стимулирования достижения вершин развития высших социальных, культурных и материальных ценностей как эталонов человеческого в человеке в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах (Мокерова С. В. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения аксиологического подхода – это система взглядов и убеждений, обеспечивающая создание условий для ретрансляции социального опыта, предопределяющего структуру и содержание процесса определения вершины в различных областях деятельности, фасилитирующих получение позитивного в чувствах, мыслях, способах самореализации и самосовершенствования (Мокерова С. В. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения антропологического подхода – это механизм, планомерно осуществляющий процессы побуждения и удовлетворения познавательной активности человека, способствующий его развитию и формированию в системе социокультурных взаимоотношений как продукта и первопричины изменений, колыбели и купели антропологического пространства (Мокерова С. В. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения гносеологического подхода – это многогранный, антрополого и личностно обусловленный процесс, фасилитирующий планирование и организацию непрерывного развития и саморазвития личности, опосредованный нюансами восприятия и отражения, переработки и систематизации объективных причин, условий, задач, дилемм, проблем и желаемого качества в изменениях личностного и средового, внутреннего и внешнего генеза, где словесно- и структурно-логические модели предопределяют качество процесса, условия, результат и перспективы познания и преобразования объективной реальности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, а уровень жизнедеятельности каждого субъекта – устойчивость и состоятельность данных моделей (Ивлев А. В. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения синергетического подхода – это социально-биологический механизм восприятия и передачи особенностей культуры и науки, искусства и религии, опосредованный нормами, традициями гуманных методов, подходов, приёмов, средств и форм социокультурных отношений, предопределяющий уровень саморазвития личности как синергетического потенциала и вектора преобразований в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах (Мокерова С. В. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения эзотерического подхода – это процесс формирования механизмов и эталонов, условий и продуктов восприятия и отображения, трансформации и визуализации общечеловеческих ценностей в верованиях, мистических теориях, концепциях и системе иллюзорно-эфемерных и реально обусловленных отношений, фасилитирующих понимание ценности жизни человека и самого человека в микро-, мезо-, макро-, мегамасштабах сосуществования и сотворчества, где природа человека уникально-божественна, а разум и совесть – продукты и вектора изменений как самого человека, так и общества в целом (Ивлев А. В. – 2011/2012 уч. г.).


Литература

1. kuzspa.ru

1

Основные термины (генерируются автоматически): КСР педагога, точки зрения, формирования КСР педагога, подхода КСР педагога, сформированности КСР педагога, Сформированность КСР, определения КСР педагога, структуре КСР педагога, формирование КСР педагога, формирования культуры самостоятельной, точки зрения культурологического, структуре формирования КСР, самореализации педагога, культурологического подхода КСР, деятельностного подхода КСР, структуры компетенций педагога, специфику деятельности педагога, моделью формирования КСР, сформированности КСР первого, условиями формирования КСР.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос