Библиографическое описание:

Манжосова С. П. Эффективное использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда образовательного учреждения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 88-89.



В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся начальных классов ОУ. Применение ИКТ в использовании деятельностного подхода в обучении успешно решает главную задачу — достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья.

В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. [1]

Внедрение информационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному.

Информационно-коммуникационные технологии — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио-, видео-, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. [5]

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников и младших школьников учителя-логопеды успешно используют обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, что позитивно отражается на мотивации обучения, его результативности и, безусловно, ускоряет процесс коррекции устной и письменной речи. [6]

Преимущества информационно-коммуникационных технологий:

‒ Предлагаемая информация в наглядной и привлекательной форме

‒ Повышается мотивация и интерес детей/учащихся к занятиям

‒ Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным

‒ Значительно сокращается время на формирование умений и навыков

Психологические возможности ИКТ:

‒ Использование различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью

‒ Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия

‒ Координирование работы моторного, слухового и зрительного анализаторов

‒ Обучение детей навыкам самоконтроля

‒ Ресурсы для развития высших психических функций: символическая и планирующая функции мышления и речи

Образовательные возможности ИКТ для детей:

‒ Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков

‒ Возникает стремление исправить увиденную ошибку

‒ Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала

‒ Осваивают модели коммуникации с героями компьютерной программы

‒ Обучаются элементарным действиям с компьютером

‒ Получают возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать

‒ Незаметно переходят от игровой деятельности к учебной

‒ Повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память

‒ Сами видят результат своей работы [5]

Образовательные возможности ИКТ для педагога:

‒ Использование игровой формы обучения

‒ Системный и деятельностный подход в коррекции речи

‒ Дифференцированный подход (подбор материала разной степени сложности, легко изменить уровень сложности и характер задания)

‒ Объективность — проблемы становятся «визуальными» для самого ребёнка, родителей и педагога, наглядная фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных

‒ Индивидуальный и образовательный маршрут — видно как трансформировать выявленные проблемы и задачи коррекционной работы

‒ Эффективная и гибкая система поощрения (компьютерные герои, звуковые и визуальные эффекты)

‒ Сотрудничество педагога и ребёнка в интересной деятельности

Образовательные плюсы виспользовании ИКТ:

‒ Сокращается время работы с бумажными носителями

‒ Меньше сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям

‒ Возможность создания базы данных и медиатеки

‒ Возможность дистанционного участия в интернет-конференциях, вебинарах, форумах и обучения на курсах повышения квалификации

‒ Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой и учебной деятельности

‒ Визуализация акустических характеристик звуков

‒ Расширение спектра невербальных заданий

Уверены, что рациональное использование деятельностного метода обучения с применением современных ИКТ в работе учителя-логопеда позволяет оптимизировать учебный процесс, устраняет перегрузку ученика, предотвращает школьные стрессы, делает учёбу в школе единым образовательным процессом. В заключении позволим себе перечислить наших «верных помощников» — обучающие компьютерные программы:

‒ Компьютерная дидактическая игра — КДИ

‒ Программно-аппаратный комплекс «Дельфа» — 142 [7]

‒ Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь — III» [2]

‒ «Игры для Тигры» [3]

‒ Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

‒ «Логозаврия», «Уроки Мудрой Совы» или «Учимся с Логошей»

‒ «Баба Яга учится читать»…

Литература:

  1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). — Москва — Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2012.
  2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. — 1998. — № 1.с.47–55.
  3. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. — Пермь, 2007.
  4. Митчелл, Дэвид. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования /пер. с англ. И. С. Аникеева, Н. В. Борисовой. — Москва: Перспектива, 2011. — 138 с. — Библиогр.: с. 137–138. — ISBN 987–5-903263–28–8 (ООО «БЭСТ-принт»).
  5. Приступина, Л. В. Информационно-коммуникационные технологии как ресурс инклюзивной школы //Информатика и образование. — 2002. — № 10. — с. 23–25.
  6. http://logoburg.com/index.php
  7. www.delfam.ru
Основные термины (генерируются автоматически): образовательного учреждения, Информационно-коммуникационные технологии, педагогические технологии, учителя-логопеда образовательного учреждения, построение образовательного процесса, Эффективное использование ИКТ, дошкольного образовательного учреждения, руководителя образовательного учреждения, Психологические возможности ИКТ, развития речи дошкольников, единого образовательного пространства, развития познавательной деятельности, применением современных ИКТ, компьютерные программы, Эффективные педагогические технологии, учащихся метапредметных умений, приоритета развития российского, оптимального общего развития, качественной индивидуализации обучения, Применение ИКТ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос