Авторы: Есипова Александра Анатольевна, Степанова Ирина Александровна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 23.03.2016

Статья просмотрена: 364 раза

Библиографическое описание:

Есипова А. А., Степанова И. А. Использование мультимедийных средств обучения в практике преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 48-51.



Использование мультимедийных средств обучения в практике преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Статья посвящена описанию использования мультимедийных средств обучения в практике преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: мультимедийные средства, интерактивные доски, интерактивные аудитории.

Развитие современного общества происходит в эпоху информатизации, характеризующейся применением средств информационных технологий во многих сферах деятельности человека, в том числе в сфере образования. Рациональное сочетание традиционных образовательных средств с современными информационными и компьютерными технологиями (ИКТ) является одним из возможных путей решения задачи модернизации образования. Средства ИКТ способствуют развитию личностных качеств учащихся, вариативности и индивидуализации школьного образования [3].

Рассматривая историю появления понятия «мультимедиа» следует отметить, что изначально оно не было связано с компьютерными технологиями. В 1966 году английский певец и исполнитель Боб Голдштейн впервые употребил для описания супер экстравагантного шоу-представления. Затем, на протяжении нескольких десятилетий данным термином было принято обозначать продукт развлекательного назначения с использованием звуковых и видео эффектов. Окончательно данное понятие сформировалось только в 1990-х годах. В настоящее время, общепринято следующее определение: «мультимедиа — это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию)»[3].

Современная система образования представляет собой весьма многообразную сферу жизни общества, в которой задействованы большие массы людей, сконцентрированы значительные материальные, финансовые и информационные ресурсы. Эти ресурсы, призванные обеспечить образовательный процесс, и называют средствами обучения.

Под средствами обучения принято понимать объекты и предметы, созданные человеком и естественной природы, применяемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития [5].

В практике преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» широко используются традиционные средства обучения (учебники и учебные пособия, плакаты, раздаточный материал, макеты, стенды, модели в разрезе, учебные приборы и т.д.). Мультимедийные средства являются инновацией и позволяют совершенствовать образовательный процесс.

Распространение мультимедийных средств позволяет сделать процесс обучения более интересным, современным и разнообразным за счет использования комплекса аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: тексты, видео, звук, графику и анимацию.

За последнее десятилетие создано большое количество мультимедийных программных продуктов. Чаще всего это энциклопедии из самых разных областей жизни (история, химия, география, искусство, биология) и обучающие программы.

Современной школе в связи высоким растущим уровнем информатизации необходимо сделать процесс обучения более результативным. Необходимо строить процесс образования таким образом, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию. Процесс модернизации школы требует формирования у школьников компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники в частности компьютерные технологии. Именно для этих целей и могут служить мультимедийные средства, предоставляющие широкую возможность их использования, как в учебное время, так и для самостоятельной работы в домашних условиях.

При этом само понятие «мультимедийные средства» включает в себя:

  • аппаратное обеспечение (интерактивные доски, интерактивные классы и т.д.);
  • программное обеспечение (специализированные программы для создания и воспроизведения контента);
  • информационный ресурс (электронные учебники, справочно-правовые и справочно-информационные системы и т.д.);
  • технологию использования мультимедиа в учебных целях (тестирование, самостоятельная работа и т.д.) [4].

На сегодняшний момент большинство преподавателей считают мультимедийные технологии неотъемлемой частью процесса обучения в курсе ОБЖ.

Результативность усвоения учащимися курса ОБЖ во многом зависит от того, как организован и с применением каких мультимедийных средств обучения осуществляется учебный процесс, основными компонентами которого являются:

  • научно обоснованная учебная программа курса ОБЖ.
  • оптимальная методика проведения занятий.
  • соответствующая современная учебно-материальная база (УМБ) в том числе и мультимедийные средства обучения.

По функциональному назначению мультимедийные средства обучения обычно делят на три основных класса:

  • Контролирующие учебный процесс: с использованием печатных раздаточных материалов (самостоятельные работы, контрольные, дидактические карточки для индивидуальной работы), контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий.
  • Информационные: мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, презентации, компьютерные модели физических экспериментов и т.д.);
  • Обучающие: практическое выполнение учебных заданий;

С каждым годом программы обучения в современной школе становятся более объемными и сложными. Каждый преподаватель знает, что использование одного метода преподнесения материала часто бывает недостаточно для ее эффективного усвоения учениками. Чтобы информация была подана в наиболее полном виде, ее необходимо преподносить не только вербальными (устная речь), но и визуальными (картинки, схемы, макеты) способами. Качество изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во многом будет зависеть от создания требуемой учебно-материальной базы ОБЖ и использования ее элементов в процессе обучения [3].

Использование в традиционном учебном процессе интерактивных электронных средств передачи информации (например, интерактивных досок) крайне эффективно и является прогрессивным методом обучения, при котором целенаправленная передача знаний сопровождается экономией времени и затрат. Следует отметить, что использование мультимедийных средств обучения соответствует привычному способу восприятия информации, которым отличается современное поколение учащихся, выросшее на телевидении, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Использование интерактивных досок позволяет разнообразить изучение предмета. Педагог получает возможность давать материал лекционно, одновременно используя Интернет-ресурсы, видео- и аудиоматериалы, обучающие программы, текст, тренажёры, информационно-аналитические системы, справочно-информационные системы , общее и специальное прикладное программное обеспечение и т.д. Кроме того, крайне удобно то, что делать пометки или что-то писать можно поверх всех документов, иллюстраций, таблиц, диаграмм или веб-страниц [1].

Так в преподавании курса «Основ безопасности жизнедеятельности» интерактивная доска помогает усваивать материал не только устно, но и наглядно. Чаще всего в образовательных учреждениях кабинет для преподавания данной дисциплины предназначен для проведения не только теоретической, но и практической части на которых учащиеся приобщаются к сознательному и ответственному отношению к личной безопасности, приобретают навыки оказания первой помощи себе и пострадавшим. На базе кабинета ОБЖ строится также самостоятельная работа обучающиеся и их внеклассная работа. Поэтому интерактивная доска является неотъемлемой частью обучения по данному курсу.

Интерактивные аудитории – это программно-технический комплексы, объединяющий ноутбуки учащихся с ноутбуком преподавателя с помощью специального программного обеспечения Vision. Благодаря интерактивной аудитории педагог получает возможность не только наблюдать, но и управлять работой каждого ученика в классе, оперативно получая выполненные задания и задавая новые. Такая образовательная технология позволяет вывести практическую составляющую аудиторских дисциплин на новый уровень [2].

Контроль качества усвоения знаний, оценка степени достижения поставленных учебных целей являются важными составными частями учебного процесса при использовании любой образовательной технологии. Процесс обучения представляется обычно как последовательная процедура: лекционный материал - пример решения задачи - задачи для самостоятельного решения - тестирование. Два первых этапа составляют собственно процесс обучения, третий этап необходим для самоконтроля, четвертый - для контроля и самоконтроля полученных знаний [5].

Изучение каждой темы курса по аудиторским дисциплинам заканчивается, как правило, тестированием, которое позволяет выяснить, насколько глубоко он усвоил учебный материал. Таким образом, промежуточное тестирование фиксирует переход от одной темы к другой. В результате осуществляется постоянная обратная связь обучаемого с преподавателем, позволяющая повысить эффективность процесса усвоения знаний [5].

Таким образом, подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод: использование мультимедийных средств обучения на уроках ОБЖ являются неотъемлемой частью обучения в курсе ОБЖ, которое позволяет интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность учащихся, увеличить эффективность проведения урока.

Литература:

  1. Сиротенко Э.А. Использование интерактивной доски в процессе преподавания аудиторских дисциплин // Компетентностный подход в высшем экономическом образовании: материалы межвузовской методической конференции (Москва, декабрь 2009 г.) - М.: Альфа-М, 2010, 100-108 сс.
  2. Шувалова О.В., Абрамов А.А. Работа учителя в современной образовательной среде: новый инструментарий // www.npstoik.ru
  3. Соболева А. В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 119-123.
  4. Сиротенко Э.А. Использование интерактивной доски в процессе преподавания аудиторских дисциплин // Компетентностный подход в высшем экономическом образовании: материалы межвузовской методической конференции (Москва, декабрь 2009 г.) - М.: Альфа-М, 2010, 100-108 сс.
  5. Якушкина Л.П. Технология организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в вузе: диссертация соискание ученой кандидата педагогических наук, Орел, 2007

1

Основные термины (генерируются автоматически): мультимедийных средств обучения, преподавания курса «Основы, практике преподавания курса, «Основы безопасности жизнедеятельности», курса «Основы безопасности, процесс обучения, средства обучения, Использование мультимедийных средств, неотъемлемой частью обучения, мультимедийные средства, мультимедийные средства обучения, образовательный процесс, использование мультимедийных средств, средствами обучения, процессе преподавания аудиторских, преподавания аудиторских дисциплин, Использование интерактивной доски, традиционные средства обучения, частью процесса обучения, высшем экономическом образовании.

Ключевые слова

мультимедийные средства, интерактивные доски, интерактивные аудитории

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос