Аргументация целесообразности использования культурно-исторического потенциала города-героя Севастополя в интересах формирования патриотизма у курсантов-моряков
Автор: Корнилова Мария Юрьевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 08.06.2016
Статья просмотрена: 346 раз
Библиографическое описание:
Корнилова, М. Ю. Аргументация целесообразности использования культурно-исторического потенциала города-героя Севастополя в интересах формирования патриотизма у курсантов-моряков / М. Ю. Корнилова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10720/ (дата обращения: 19.12.2024).
Аргументация целесообразности использования культурно-исторического потенциала города-героя Севастополя винтересах формирования патриотизма укурсантов-моряков
Корнилова Мария Юрьевна, старший преподаватель
Филиал Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова в г. Севастополе
Центральной тенденцией современного патриотического воспитания учащейся молодежи современной России становится активное использование специфики и воспитательного потенциала регионов, мегаполисов, больших и малых городов. В этом направлении осуществлены исследования такими учеными как А. В. Баранов, А. Ю. Войкин, А. Г. Вороненко, В. В. Гладких, О. В. Гордина, Т. В. Збираник, М. Б. Кусмарцев, В. В. Пионтковский и др.
Так, М. Б. Кусмарцев, В. В. Пионтковский и др. рекомендуют в деле воспитания патриотов опираться на региональный компонент. По мнению авторов, региональная специфика, история, обычаи и традиции региона воспринимаются молодежью как более понятные и близкие, более приемлемые и необходимые, чем глобальные и общегосударственные. Т. Е. Вежевич утверждает: «Любовь к большой и многонациональной Родине не противоречит, а предполагает любовь к малой родине, ее традициям и обычаям. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству» [1]. В. Е. Мусина прямо заявляет: «Воспитание любви к большой Родине — России начинается с любви к малой Родине» [8, с. 5].
В новых реалиях, перед руководством, профессорско-преподавательским составом морского вуза стоит задача не только качественного проведения воспитательно-патриотической работы с учащейся молодежью, но и поиска новых форм и методов такой деятельности, развития у курсантов интереса и желания участвовать в патриотических мероприятиях. Думается, одним из таких новых инновационных направлений может стать работа по патриотическому воспитанию курсантов морского вуза с учетом условий и воспитательного потенциала города, в котором располагается морское учебное заведение, как правило, это города-герои — Севастополь, Новороссийск, Санкт-Петербург, Мурманск, изучение славной истории, боевых и трудовых традиций которых повысит эффективность и результативность воспитательно-патриотической деятельности.
На возможность использования исторического компонента в патриотическом воспитании молодежи указывают такие ученые как А. Н. Вырщиков, С. П. Горбачев, М. Л. Еремина, О. М. Колесникова, М. Б. Кусмарцев, А. А. Пенкин, Н. А. Смирнова, С. Н. Томилина, С. И. Фоменко и др.
Так, Н. А. Смирнова [12] придерживается позиции, что патриотическое воспитание человека новой России, неотъемлемой частью которого является воспитание на героических традициях, нельзя рассматривать в отрыве от истории России, в особенности от военной истории. Наша история — это история великого народа-героя, народа-воина, умеющего в самых тяжелых условиях найти в себе силы, чтобы выстоять и победить врага каким бы сильным он ни был. Е. Н. Корчагин [6] отмечает: «Воспитание историей через историческую память и историческое сознание, ведущее к утверждению патриотизма как качества личности, представляет собой многообразный процесс, пронизывающий все стороны жизнедеятельности человека. Он протекает как в условиях воспитания, так и в более широкой сфере развития личности — сфере социализации. В нем принимают участие семья, школа, трудовой коллектив, Вооруженные Силы, средства массовой информации, учреждения культуры и досуга, иные звенья микро- и макросреды». М. Л. Еремина [4] подчеркивает, что сохранить Россию в будущем — значит, спасти её молодежь от бездуховности, моральной распущенности, эгоизма, забвения вековых традиций и патриотизма. Автор справедливо замечает, что необходимо из поколения в поколение передавать вечные непреходящие ценности: трудолюбие, чувство национального достоинства, дружбу между народами, уважение к старшему поколению. Страницы военной истории родного города, страницы биографии его жителей вызывают чувство гордости за своих земляков и благодарность тем, чьи жизни обеспечили наше настоящее. Поэтому именно на примере их военных и трудовых подвигов и должны воспитываться новые поколения патриотов России. С. Н. Томилина [13] утверждает, что в деле патриотического воспитания современной молодежи особую роль следует отводить воспитанию на боевых традициях, заложенных старшими поколениями, военнослужащими армии и флота, имеющие особую воспитательную ценность для воспитательного процесса. Их изучение и пропаганда способствует формированию у юношей и девушек, высоких морально-психологических качеств, способствуют подготовки молодежи к воинской службе, защите Отечества.
А. Ю. Войкин [2] придерживается взгляда, что патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях малого города будет успешным, если будут соблюдены следующие организационно-педагогические условия:
– оно будет системно, выстроено с учетом вертикальных и горизонтальных связей, преемственности содержания, форм и методов урочной и внеурочной деятельности,
– будет обеспечиваться педагогически целесообразное взаимодействие образовательных учреждений, иных организаций и государственных структур,
– будет осуществляться мониторинг состояния и действенности патриотической работы и на их основе разрабатываться и согласованно реализовываться ведомственные программы такого воспитания.
И. С. Пономарева [10] видит в деле воспитания патриотов особое предназначение вузов. Согласно её точки зрения высшая школа — это фактор развития образовательного пространства города, предусматривающий активизацию всех направлений воспитания, в том числе и патриотическое. Автор утверждает, что высшая школа, активно взаимодействующая с социокультурной средой городов, является образовательным, научным и культурным центром, формирующим в городе интеллектуальную элиту, интеллигенцию. За счет деятельности вузов в образовательном пространстве городов преодолевается монотонность городского общения, компенсируется ограниченность социокультурной городской среды, обогащается общий культурный и интеллектуальный потенциалы населения, повышается научно-методический уровень всей системы образования.
Следовательно, воспитание курсантов морского вуза на примере истории родного города-героя Севастополь, его боевой летописи станет для молодежи интересным и привлекательным направлением, что, несомненно, будет существенно способствовать формированию и развитию у каждого курсанта высоких патриотических качеств, его готовности внести свой вклад в копилку славных дел города, дальнейшее его процветание.
Датой основания современного Севастополя считается 3 (14) июня 1783 года. В этот день под руководством контр-адмирала Фомы Фомича Мекензи были заложены первые четыре каменные постройки Севастополя: дом командующего Севастопольской эскадрой Томаса Меккензи (Фомы Фомича), часовня, кузница в Адмиралтействе и пристань, названная впоследствии Графской [7]. Одновременно с развитием военно-морской базы шло развитее самого города, ставшим впоследствии легендарным, неприступным для врагов, мощным экономическим, образовательным и культурным центром России.
История города Севастополя убедительно доказывает, что это русский город, знаменитый и прославленный морской город, главная база российского Черноморского флота, основанный и развитый русскими адмиралами и военными моряками. Севастополь героически оборонялся в трех войнах от превосходящих сил противника, выстоял и победил.
Вся история города свидетельствуют, что здесь в подавляющем большинстве жили, трудились и служили русские люди. Об этом свидетельствует и проведенная в 14 октября 2014 года перепись населения города, итоги которой показали:
– численность населения Севастополя — 393 304 человека;
– подавляющее большинство населения города составляют русские — 81 % (303,1 тыс. человек); на втором месте украинцы — 14,2 % (52,9 тыс. человек) [9].
Вышеизложенное доказывает, что город-герой Севастополь имеет богатую и славную историю, веками сложившиеся боевые и трудовые традиции, огромный воспитательный потенциал которых представляет могущественный и решающий фактор в деле патриотического воспитания молодежи морского вуза.
Существенным компонентом патриотического воспитания курсантов в условиях города-героя Севастополь являются музеи и демонстрируемые в них выставки и экспонаты патриотического содержания.
Различные аспекты воспитательного воздействия музеев в ПВ подрастающего поколения и молодежи исследовали Е. Г. Артемьев, Г. П. Бутиков, М. И. Бурлыкина, Г. В. Вилинбахов, C. С. Гейченко, М. Ш. Доминов, А. И. Клюкина, A. И. Кузьмин, Е. Н. Корчагин, Н. И. Михайлова, И. А. Орбели, Л. Ф. Русаков, Б. Б. Пиотровский, Б. А. Столярова, А. И. Фофин и др.
Так, согласно взглядам Л. Ф. Русакова [11] на патриотическое воспитание личности существенное влияние оказывают следующие факторы: семья, природная среда и социальная среда, включающая культурно-воспитательный социум (клубные учреждения, библиотеки, СМИ, музей), местный социум и образовательно-воспитательный социум, к которым относятся и вузы. А. И. Фофин [14] считает, что уникальность музеев состоит в том, что «являясь промежуточным звеном между объектом историко-культурного наследия и получателем информации — реципиентом культурных кодов, он передаёт культурный опыт и художественные традиции предшествующих поколений, формирует устойчивое и толерантное восприятие их мировоззренческих, нравственных и культурологических ценностей».
По мнению Е. Н. Корчагина «Формирование исторической памяти — не самоцель. Это лишь ступень к историческому сознанию, которое, в свою очередь, во многом предопределяет духовную жизнь человека, и в первую очередь его гражданские качества» [6]. И в этом велика роль музеев, выставок и исторических экспонатов.
Анализ работ вышеприведенных авторов позволяет заключить, что важнейшими специфическими особенностями музеев, детерминирующих их роль и значение являются:
– это особый тип научно-просветительных учреждений, аккумулирующие мировой и отечественный опыт, готовы предоставить его для нужд воспитания подрастающих поколений и молодежи;
– они доступны, открыты, демократичны и служат интересам всех категорий народа;
– это специальные хранилище ценностей истории и культуры, которые сохраняют и доводят до различных групп населения, в том числе и молодежи наиболее типичные образцы прошлого и настоящего российского народа;
– это идеальная база воспитания гражданина и патриота на лучших национально-культурных традициях Отечества, родного города;
– преимущества музеев в воспитании личности кроется в первичности, достоверности и наглядности непреходящих ценностей истории и культуры, выступающих как база формирования исторической памяти и исторического сознания человека [6];
– обладают целевой, аутентичной, системно-структурированной информацией, легко доступной для восприятия человеком;
– использование предметов музейных экспозиций предназначено для изучения, осмысления, освоения, переосмысления и оказания помощи личности в приобщении к своим корням, подъему до высот своих предков, утверждения себя как гражданина и патриота;
– они оказывают существенное воздействие в духовном, нравственном, эстетическом и культурологическом воспитании молодежи;
– способствует формированию толерантного отношения к многообразным природным, этническим, религиозным, художественным и культурным формам бытия разных народов.
Следовательно, музеи города-героя Севастополь следует рассматривать как эффективное средство патриотического воспитания курсантов.
В интересах воспитания патриотизма в городе активно действуют 9 музеев: Военно-морской музейный комплекс «Балаклава», Военно-исторический музей Черноморского флота; Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»; Панорама «Оборона Севастополя 1854–1855 гг»; Мемориальный комплекс «35 батарея»; Михайловская батарея и др.
Важную роль в патриотическом воспитании курсантов оказывают городские исторические памятники. В педагогической науке этот аспект рассматривали Н. Ю. Гутарева, Н. В. Виноградов, С. Ф. Марденская, Е. В. Оспенкова и др.
По данным А. И. Коваленко [5] в Севастополе имеются 2053 памятника. Из них археологии — 246, истории — 1365, монументального искусства — 27, архитектуры и градостроительства — 293 памятника. На учете стоят 394 памятника периода Великой Отечественной войны, 24 братских кладбища, 45 братских могил, захоронений периода Крымской войны — 671, индивидуальных захоронений, за пределами некрополей — 37, могил воинов интернационалистов — 14.
В числе важнейших — исторические монументы Крымской войны 1853–1855 гг. К ним относятся: памятник затопленным кораблям, памятник героям Крымской войны, памятники руководителям и героям обороны Севастополя — В. А. Корнилову, П. С. Нахимову, П. М. Кошке и др. В особом ряду стоят памятники героям Великой Отечественной войны, отличившимся соединениям, воинам-интернационалистам. В городе имеются памятники героям труда, передовикам производства.
Значение памятников города-героя Севастополь заключается в том, что они:
– отражают определенные страницы истории;
– нужны и важны для воспитания всех слоев населения;
– обладают огромным потенциалом для воспитания и развития у молодежи чувства Родины, гордости за свой народ, край и страну, патриотизма и оптимизма;
– увековечивают память о защитниках Родины.
– способствуют повышению мотивации учащихся к изучению истории родного края;
– содействуют приобретению молодежью новых знаний, умений, навыков;
– расширяют культурный потенциал личности;
– воспитывают чувства патриотизма и гордости за свой город, страну и народ.
Н. Ю. Гутарева [3] видит значимость посещения памятных мест в возвращении у россиян исторической памяти, появлении чувства благодарности и гордости за родной город, край, Отчизну.
Следовательно, важнейшим условием формирования патриотизма у курсантов является воспитание на примерах героической истории города-героя, формирование исторической памяти, бережного отношения к истории и культуре Севастополя. И в этом воспитательная роль памятников существенна, вечна, устойчива и неизменна.
Особая роль в воспитании патриотизма у курсантов имеют улицы, площади и проспекты города-героя Севастополь, пропитанные духом истории, духом патриотизма и любви к Родине.
Город-герой Севастополь имеет в своем составе 1148 улиц, более 500 из них названы в честь героев, внесших существенный вклад в историю Отечества и города (табл. 1).
Каждая севастопольская улица имеет свою уникальную историю, биографию, передаваемая местными жителями из уст в уста, от старшего поколения к младшему. Кроме того, каждая улица имеет и свои особенности, свой неповторимый облик. Они с любовью облагораживаются жителями, своевременно приводятся в порядок.
Таблица 1
Краткая характеристика улиц, проспектов, площадей г. Севастополь
Тип |
КОЛИЧЕСТВО |
|||||
Общее |
Именные |
Исторические |
Профессиональные |
Топономические |
Природные |
|
Улицы |
1148 |
503 |
45 |
70 |
109 |
92 |
Проспекты |
7 |
3 |
4 |
- |
- |
- |
Площади |
8 |
6 |
1 |
1 |
- |
- |
Набережные |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
Большинство из именных улиц были названы или переименованы в честь людей внесших значительный вклад в оборону и освобождение Севастополя, пожертвовавших своей жизнью в бою ради победы над агрессором, ненавистным врагом. Среди них улицы имени: Александера (Георгий Александрович Александер — легендарный командир батареи № 30, прославившийся в 1941–1942 годы); Бакуниной (Екатерина Михайловна Бакунина — знаменитая сестра милосердия, героиня осады Севастополя); Бириюлева (Николай Алексеевич Бирюлевпрославился своим героизмом и отвагой во время Крымской войны. Руководил многочисленными вылазками, захватывал вражеские позиции, брал в плен. Был награжден орденами Св. Владимира, Св.Анны, Св.Георгия); Астана Кесаева (А. Кесаев — капитан 1-го ранга. Проявил себя как отважный подводник. Подводная лодка М-117, которой он командовал, совершила 14 боевых походов и произвела 10 успешных торпедных атак на фашистские корабли Удостоен звания Героя Советского Союза в 1944 году.) и др.
Эта ценная информация активно способствует формированию и развитию патриотических чувств у подрастающих поколений, уважения и гордости за героические поступки защитников родного города.
Из вышеприведенного для проведения исследования процесса патриотического воспитания патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях города-героя Севастополь следует:
- Объективная потребность в формировании патриотизма у курсантов морского вуза имеет общие объективные причины, которые целесообразно увязывать с особенностями развития субъектных свойств отдельного человека и его отношениями к малой родине, месту проживания, учебы и людям, жителям, труженикам, защитникам, своими трудовыми и боевыми подвигами славящих населенный пункт. Именно поэтому, в современных условиях развития нашей страны, необходимо с помощью педагогической науки найти наиболее эффективные методы воспитания, которые позволили бы молодежи гордиться своей малой Родиной, не только как своим местом рождения и жительства, но и как частицей Российского государства.
- Патриотическое воспитание курсантов морского вуза в условиях города-героя Севастополь, с опорой на его героическую историю, боевые и трудовые традиции возможно, актуально, правомерно и будет эффективным.
Литература:
- Вежевич Т. Е. Моделирование региональных систем патриотического воспитания школьников: дисс.... док. пед. наук: 13.00.01 / Т. Е. Вежевич; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т]. — Улан-Удэ, 2011. — 471 с.
- Войкин А. Ю. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи в малом го-роде: Дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Ю. Войкин. — Косторма, 2007. — 189 с.
- Гутарева Н. Ю., Виноградов Н. В. Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 1286–1288.
- Еремина М. Л. Гражданско-патриотическое воспитание как системообразующий элемент воспитательной работы в Кыштымском радиомеханическом техникуме /М. Л. Еремина [Электронный реесурс] http://pedsovet.su/load/43–1-0–47461 (Дата обращения: 27.02. 2016 г.).
- Коваленко А. И. Памятники Севастополя и их авторы. — Симферополь: ГП «Таврия», 1998. — 216 с.
- Корчагин Е. Н. Историко-патриотическое воспитание средствами музейной деятельности: дис.... канд. пед. наук: 13.00.05 /Е. Н. Корчагин. — С.Пб., 2002. — 442 c.
- Краткая историческая справка города Севастополя [Электронный ресурс] http://92.mchs.gov.ru/document (Дата обращения: 25. 02. 2016 г.).
- Мусина В. Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие / В. Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 156 с.
- Перепись населения в Крымском федеральном округе (2014) [Электронный ресурс] /http://www.wikiwand.com/ru (Дата обращения: 13.06. 2016).
- Пономарева И. С. Высшая школа как фактор развития образовательного пространства малого северного города (на примере Тюменской области): дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. — Тюмень, 2007. — 197 с.
- Русаков Л. Ф. Сельский музей как средство патриотического воспитания детей: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 /Л. Ф. Русаков. — М., 2004. — 28 с.
- Смирнова Н. А. Героико-патриотическое воспитание: личностные и предметные результаты /Н. А. Смирнова [Электронный ресурс] http://osmirnova.ru/19-stati/32-geroiko-patrioticheskoe-vospitanie (Дата обращения: 26.02.2016 г.).
- Томилина С. Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодежи: монография /С. Н. Томилина. — Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2015. — 124 с.
- Фофин А. И. Роль музеев в образовании и воспитании личности // «Magister Dixit» — научно-педагогический журнал Восточной Сибири. — № 3 (09). — 2013 [Электронный ресурс] /http://md.islu.ru (Дата обращения: 12.05. 2016).