Формирование ценностей патриота и гражданина в повседневной жизни воспитанника кадетского военного корпуса
Автор: Царёв Иван Николаевич
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Санкт-Петербург, январь 2019)
Дата публикации: 18.12.2018
Статья просмотрена: 305 раз
Библиографическое описание:
Царёв, И. Н. Формирование ценностей патриота и гражданина в повседневной жизни воспитанника кадетского военного корпуса / И. Н. Царёв. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 9-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14722/ (дата обращения: 17.12.2024).
В кадетских корпусах на протяжении многих лет развивались традиции формирования ценностей личности. Слово «традиция» происходит от латинского глагола tradire, буквально «передавать». Традиция — важнейший инструмент передачи и освоения культурного наследия. Традиция — это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи) [4]. Это заветы наших предков, это то, что мы от них получаем и передаем потомкам. Директор кадетского корпуса генерал-лейтенант Б. В. Адамович говорил: «Суть традиций не в формах, а в смысле форм... Традициями называются лучшие нравственные правила и убеждения, воспринятые от предшественников, хранимые современниками и передаваемые преемникам. Имени наших традиций достойны лишь правила добрые и чистые» [2, 3]. Традиции воспитания кадет можно рассматривать как исторически устоявшийся, передаваемый от поколения к поколению, порядок жизнедеятельности подростков в режиме события, определяющий их взаимоотношения, содержание взаимодействия в гражданско-патриотической деятельности.
Образовательный процесс в кадетском корпусе, с одной стороны, протекает по тем же законам, что и в других учебных заведениях общего среднего образования — школах, гимназиях, лицеях и т. д. С другой стороны, он имеет свои специфические черты, элементы, детали, которые придают ему ряд качественных отличий. Эти отличия, прежде всего, связаны с тем, что обучение и воспитание кадет происходит не только на занятиях, но и в ходе повседневной деятельности кадетского корпуса [5].
Повседневная деятельность кадетского военного корпуса регламентирована общевоинским уставом и другими документами, непрерывна — осуществляется постоянно, ее элементы пронизывают всю жизнь кадет, регулярна — события, действия, мероприятия повторяются регулярно — изо дня в день или периодически, характеризуется накопительным характером результатов воздействия на кадет: результаты собираются постепенно и проявляются через определенное время. Содержание повседневной деятельности кадетского корпуса разнообразно:
‒ выполнение распорядка дня, ношение военной формы одежды, выполнение воинских ритуалов, соблюдение правил воинской вежливости, правил личной и общественной гигиены и др.,
‒ исполнение специальных обязанностей младших командиров кадетских подразделений или лиц суточного наряда (например, организация передвижения строя, организация утреннего осмотра, подготовка к строевому смотру, организация увольнения кадет в город, поддержания чистоты и порядка в спальных помещениях и др.).
Повседневная деятельность корпуса — это то, с чем будущий кадет, сталкивается сразу по прибытии в корпус для сдачи вступительных экзаменов. Он погружается в новую, непривычную для него среду, где существуют «взрослые» правила субординации во взаимоотношениях, строгий распорядок дня, построения, ношение военной формы одежды, организованный прием пищи и т. д. В дальнейшем, после поступления, в ходе обучения, повседневная деятельность становится для кадет непременным атрибутом их жизни и учебы. Она в той или иной мере воздействует на сознание кадет, их личностные качества, поведение и, в конечном счете, — на формирование ценностей кадетской жизни, ценностей патриота и гражданина. Для кадетского корпуса оптимальной формой организации повседневной деятельности является соблюдение распорядка дня. Нахождение в определенном временном порядке позволяет кадету научиться ценить и соизмерять время, организовывать собственную деятельность в объёме этого времени, формирует умение «регулировать» своё движение в течение дня. Неумение правильно использовать время приводит к сбою в движении всего коллектива, к нарушению последовательности действий. Соблюдение распорядка дня позволяет управлять большим коллективом, формирует навыки самоорганизации, воспитывает исполнительность и ответственность, определяет размеренность повседневной деятельности.
Одним из ключевых моментов распорядка дня является время, отведённое на самообслуживание. Трудно переоценить значение владения навыками самообслуживания для формирования компетенций: уборка помещения, приведение формы одежды в порядок, содержание в порядке личных вещей, стирка, организация рабочего места и т. п., формируют у кадета не только способность адаптироваться к новым условиям, но и способность решать самостоятельно возникающие проблемы и нести ответственность за эти решения. Вместе с тем сформированные навыки самообслуживания способствуют здоровому образу жизни, позволяют кадету чувствовать себя комфортно в коллективе, воспитывают ответственность за общее дело, трудолюбие и актуализируют ценности здоровья для человека.
В свою очередь распорядок дня является существенным фактором, влияющим не только на организацию образовательного процесса, но и на формирование ряда ценностей кадет. Если рассматривать этот вопрос в целом, то к ним, прежде всего, следует отнести общую и воинскую дисциплинированность, пунктуальность, умение ценить свое время и время окружающих людей, способность жить и действовать согласованно в большом коллективе, способность организовывать действия в соответствии с существующим порядком и правилами. Более подробный анализ позволяет выявить влияние элементов распорядка дня на целый ряд ценностей кадет, трансформирующихся в будущем в ценности патриота и гражданина.
Таблица 1
Элементы повседневной деятельности (ПД) иих влияние на ценности патриота игражданина воспитанников кадетского военного корпуса
Элемент ПД |
Формируемые ценности |
Утренний подъем |
организованность; способность к быстрому переходу от сна к бодрствованию, включению в активную фазу деятельности; сила воли; ответственность и командно-организаторские навыки кадет, исполняющих обязанности младших командиров |
Утренняя физическая зарядка |
культура здорового образа жизни; сила воли; стремление к физическому совершенству; оптимизм; навыки организации спортивно-массовой работы |
Уборка помещений и территории |
навыки соблюдения санитарно-гигиенических норм общежития; навыки организации и выполнения хозяйственных работ |
Утренний туалет, заправка постелей |
навыки поддержания личной гигиены; элементы бытовой культуры |
Утренний осмотр |
аккуратность, опрятность; внимательность к внешнему виду (своему и окружающих); строевые умения и навыки; |
Организованный прием пищи (завтрак, полдник, обед, ужин) |
привычка к рациональной организации питания; навыки культурного поведения за столом; навыки личной и общественной гигиены |
Построение. Развод и передвижение на занятия |
привычка к организованному началу рабочего дня; навыки передвижения строем; умения управлять строем |
Время для личных потребностей |
способность к самоорганизации; навыки самообслуживания; коммуникативные качества |
Внеклассная работа: работа кружков и секций, учебные экскурсии, спортивные мероприятия |
стремление к самосовершенствованию; расширение общего кругозора; творческие способности; общефизическая и спортивная подготовка; коммуникативные качества |
Самоподготовка |
способность к самоорганизации; умение концентрироваться и эффективно использовать время; умение абстрагироваться от помех (выполнять индивидуальную работу в коллективном окружении); способность к взаимопомощи |
Вечерняя прогулка |
культура здорового образа жизни; навыки исполнения строевых песен и управления строем |
Вечерняя поверка |
понимание смысла воинских ритуалов; привычка организованного завершения рабочего дня; умение проводить перекличку личного состава |
Вечерний туалет |
навыки личной и общественной гигиены |
Отбой |
умение ценить свое и чужое время отдыха; способность к быстрому переходу в режим сна |
Выполнение распорядка дня неотделимо от таких компонентов повседневной деятельности, как ношение военной формы одежды, соблюдение правил воинской вежливости и дисциплины, построение и нахождение в строю.
Для кадета, зачисленного в кадетский корпус, переодевание в военную (кадетского образца) форму, представляет собой первое главное событие в его кадетской жизни. С этого момента военная форма становится для него не просто внешним атрибутом. Зачастую кадетская форма является главным мотивационным компонентом к поступлению в кадетский корпус. Форма — важнейший атрибут особой общности людей, отличительный знак принадлежности к сообществу. Ношение кадетской формы с различными знаками отличия (погоны, курсовка, обозначающая год обучения, шевроны принадлежности к Вооруженным силам РФ и кадетскому корпусу, знак отличника учебы, значок спортсмена-разрядника и др.) рождает чувство гордости и превосходства над сверстниками, является для кадет показателем верности воинским традициям, принадлежности к истинным ценностям патриота и гражданина [1].
Правильное ношение формы, уход за ней накладывает на кадета ряд обязанностей. Нарушение формы одежды, неопрятный внешний вид, небрежность в ее ношении не допустимы. За неоднократное или систематическое нарушение формы одежды кадет может быть подвергнут взысканию. Ношение формы неизбежно вызывает ряд важных внутренних изменений в сознании и поведении, способствует развитию личности, формирует определенные компетенции. Прежде всего, согласно известному выражению, «военная форма дисциплинирует». Она выделяет кадета как субъекта особой среды, подтягивает его внешне и внутренне, побуждает вести себя с достоинством. Безусловно, она является важным фактором воспитания дисциплинированности как общей, так и воинской.
Для определения значимости кадетской формы для воспитанников Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса было проведено анкетирование кадет. В исследовании приняли участие 118 человек — обучающиеся 10 классов.
100 % кадет гордятся принадлежностью к кадетской среде. Форма в сознании кадет является атрибутом, который воспитывает такие личностные качества как достоинство, аккуратность, опрятность. При этом кадетская форма подавляющему большинству кадет позволяет чувствовать себя более взрослыми по сравнению со сверстниками, обучающимися в школах. Кадеты отмечают, что умение носить форму является одним из условий подготовки к обучению в ВУЗах МО РФ (62 %). Большинство старшекурсников не испытывают трудности в ношении формы в связи с особыми правилами ее ношения и содержания (61 %). Большинство кадет в форме чувствуют себя комфортно (91 %). Для большей части кадет ношение формы не является усложнением в повседневной деятельности (66 %). Однако 50 % кадет предпочитает в увольнение ходить в гражданской одежде. Нахождение в увольнении — выход в другую социальную среду, и кадеты стремятся ей соответствовать.
Рис. 1. Значение кадетской формы для воспитанников
Воспитанники кадетского военного корпуса в силу своего возраста воинскую присягу не принимают и соответственно военнослужащими не являются. Вместе с тем система взаимоотношений в кадетском военном корпусе базируется на положениях общевоинских уставов и правилах поведения воспитанников. Она адаптирована к особенностям уклада жизни корпуса, но по основным принципам приближена к воинской.
Прежде всего, это касается характера взаимоотношений между начальниками и подчиненными, старшими и младшими. Кадеты обязаны «уважать руководителей, воспитателей, педагогов и старших, точно и в срок выполнять их поручения и распоряжения в пределах их полномочий, касающиеся образовательной и повседневной деятельности». Определен порядок обращения кадетов к старшим и друг к другу, правила вежливости и выполнения воинской приветствия. Сформирован перечень запретов на неподобающее поведение как в пределах кадетского корпуса, так и вне его. Действует положение о правилах применения к кадетам мер поощрений и взысканий. Соблюдение воинской дисциплины и правил воинской вежливости само по себе является повседневной деятельностью и непременно присутствует во всех компонентах этой деятельности.
Таким образом, совместное проживание, выполнение общих задач, нахождение в строю, на уроках в учебное время, на самоподготовке, процесс самообслуживания формируют навыки работы в коллективе и команде, учат эффективно общаться с товарищами, командирами, преподавателями, проявлять навыки межличностного общения, умения работать на общий результат, где каждый вносит полезный вклад в работу. Кадеты постоянно находятся в системе формирования коммуникаций, и правила воинской вежливости и воинской дисциплины зачастую помогают им избежать ошибок.
Рис. 2. Значение воинской дисциплины
Кадеты в большинстве своем принимают и понимают воинскую дисциплину как необходимое условие организованности, порядка и в конечном итоге успешной учебы. При этом, приоритетным выбором для кадет в отношении воинской дисциплины служит фактор регуляции собственного поведения (26 % ответов) и выстраивания деловых отношений с товарищами (субординация, разделение обязанностей, исполнительность) (25 % ответов).
Значимым результатом является тот факт, что вопросы, связывающие дисциплину с условием положительных результатов успеваемости, как успешной деятельности в настоящее время и основой, и важным элементом в подготовке к дальнейшей учебе и службе нашли свой выбор у большинства кадет (по 22 %). Таким образом, воинская дисциплина большинством кадет принимается и воспринимается ими как основа успеха в настоящем и будущем. И лишь 2 % отвечавших заявили, что воинская дисциплина их тяготит.
Кадеты старших классов в большинстве своем вполне зрело выражают свое понимание значимости основных элементов повседневной деятельности для их становления как будущих военных профессионалов. Это свидетельствует о том, что их базовые личностные ценности (мировоззренческие, нравственно-смысловые) и будущие профессиональные ценности (прежде всего — общевоенные), а также ценности патриота и гражданина, в данном возрасте уже в определенной мере сформировались.
Литература:
- Азовский А. А. Из истории формы российских кадет// Российская кадетская перекличка. 2008. № 4. С. 114- 125.
- Алпатов Н. И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России: (тез. дис.... д-ра пед. наук). — Рязань: Ряз. тип., [1948]. — 16 с.
- Беляев А. В. Кадетские корпуса России: история и современность: монография. — Ставрополь: Сервисшкола, 2008. — 288 с.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.Брокзауза и И.Ефрона. — М.: Эксмо, 2007. — 960 с.
- Крылов В. М. Кадетские корпуса и российские кадеты. — СПб., 1998.