Инновационные формы повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы дошкольной педагогики

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (21) апрель 2019 г.

Дата публикации: 01.04.2019

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Глухова, С. Н. Инновационные формы повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников / С. Н. Глухова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4055/ (дата обращения: 16.12.2024).



В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимым для создания условий развития детей». Кроме того, в профессиональном стандарте педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013г. № 544н, раскрываются общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия) и трудовые действия, умения и знания необходимые для выполнения общепедагогической функции по обучению, воспитанию и развитию детей. А также сформулированы требования, предъявляемые конкретно к воспитателю дошкольного учреждения. В соответствии с ними одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

МБДОУ «Детский сад № 25» города Арзамас Нижегородской области с 2012 года работает в инновационном развитии по направлению нравственно- патриотического воспитания дошкольников. Период дошкольного возраста по своим психолого- педагогическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие к взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно- все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Для педагогов детского сада цель патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

В рамках инновационной деятельности детского сада перед педагогическим коллективом стала проблема- низкая профессиональная компетентность в вопросе достоверных знаний по истории города Арзамаса, Арзамасского края. В ходе анкетирования, проведенного старшим воспитателем с педагогами по теме «Что мы знаем об истории Арзамасского края?», уровень профессиональной компетенции педагогов оказался ниже среднего, а представления об исторических событиях, фактах были путанные, разрозненные. Поскольку, на основе исторических фактов и данных педагог формирует истинные представления у дошкольников по истории, традициях малой родины, ему самому необходимо достоверно владеть сутью исторических событий.

Перед старшим воспитателем стала проблема: как повысить педагогическую компетентность в вопросе формирования качественных знаний об истории родного города, края. Решением проблемы стало:

− изучение истории, традиций города, края, выявление подлинной сути многочисленных событий;

− выделение ключевых событий в истории формирования города Арзамаса и Арзамасского края;

− подбор инновационных форм освоения педагогами информации.

На этапе изучения истории, традиций города, края, выделения ключевых событий большую помощь оказала литература краеведческого характера, краткие буклеты, туристические листовки и маршруты, так как город Арзамас середина ветки туристического маршрута г. Нижний Новгород — г. Арзамас — с. Дивеево — г. Саров. В ходе изучения литературы определились основные информационные данные по истории Арзамасского края, исторических личностях, достопримечательностях, ремеслах и традициях (культурным, православным, сельскохозяйственным).

Далее предстояло выбрать интересные, нетрадиционные формы педагогического взаимодействия, в ходе которых педагоги будут осваивать информацию, повышать профессиональную компетенцию по ознакомлению с родным краем. Такими активными формами стали: квест- игра «Путешествие по истории Арзамасского края», «Фотокросс по достопримечательностям города Арзамаса», видеоэкскурсии «Мое любимое место в городе». А также постоянные рубрики в «Информационном вестнике» детского сада под названием «По страницам истории Арзамаса» и официальном сайте.

В квест-игре «Путешествие по истории Арзамасского края» задачами стали систематизировать и закрепить знания педагогов по основным историческим фактам формирования Арзамасского края; повысить познавательную и творческую активность педагогов в процессе самообразования и самостоятельного поиска исторических данных; создать в коллективе обстановку творческого поиска через активную форму методической работы.

Игра проходила в музыкально- физкультурном зале детского сада, методическом кабинете, педагогическом кабинете. За 1 неделю до квест- игры методом лотереи педагогами выбирались карточки с вопросами для предварительной подготовки. Атрибуты к игре были макет поезда, железнодорожного вокзала (рупор, колокол), костюмы для встречающих по станциям, карточки со словами ключевой фразы, игровой сундук. Продолжительность мероприятия была 60 мин.

Фрагмент практической части квест-игры:

Ведущий квеста (старший воспитатель): Друзья, коллеги! Утром в детском саду в методическом кабинете появился сундук- посылка, открыть который невозможно простым ключом. К посылке прилагалась записка «Открыть сей сундук вам помогут ваши знания и карта» (Приложение 2). Вместе пройдите весь путь карты, соберите ключевую фразу и все двери перед вами откроются». Сегодня я предлагаю вам отправляемся в необычное путешествие на историческом поезде. В ходе путешествия мы будем следовать маршруту карты. На каждой станции необходимо получить ключевое слово, выполнив задание ведущего станции. В конце путешествия соберем ключевую фразу, которая поможет нам открыть сундук. Согласны? Тогда вперед!

Станция «С чего все началось, или разберемся вназвании».

Ведущий станции: «Добрый день! Вижу, любопытно вам открыть волшебный сундук. Перед вами слова: «Орземас», «Арземас», «Мазы», «Мастор». Как вы считаете, имеют ли отношение эти слова к современному названию города «Арзамас» или же это просто мордовские слова? (Обсуждение «путешественников). Верная историческая версия одного из участников: существует несколько версий происхождения названия города Арзамас (в старину писали «Орземас» и «Арземас»). Одна связывает его со старинным мордовским именем Орземас, другая — с названием жившего здесь племени эрзя и эрзянскими словами «мазы»— хороший, «мастор» — земля) [2, с. 158].

Ведущий станции: Исторический факт верный. Держите слова от ключевой фразы: «Гордись не».

Ведущий станции: «Действительно, много знаменитых исторических личностей прославили Арзамасские земли. Держите ключевое слова: «знанием».

В итоге квест- игры проводится рефлексия: «Расскажите, способствовала ли игра усвоению знаний об истории Арзамасского края?», «Ответьте на вопрос, когда вы действуете команде, легче усваивается информация?», «Ваши впечатления от пройденного маршрута?».

Результатами квест-игры стала систематизация и закрепление знаний педагогов по историческим фактам формирования Арзамасского края; повышение познавательной и творческой активности в процессе самообразования и самостоятельного поиска исторических данных; приобретение навыков взаимодействия в ходе проведения квест- игры как активной формы педагогической и методической работы.

В условиях реализации ФГОС ДО, в рамках профессионального стандарта педагога неотъемлемой частью педагогической деятельности является непрерывное повышение своей профессиональной квалификации, непрерывное самообразование. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет компетенциями в области нравственно- патриотического воспитания, сам является патриотом, увлекает чувственную, эмоциональную натуру ребенка за собой.

Литература:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki- понятие квест- игры.
  2. История Арзамаса: учебное пособие/ под общ. ред. О. В. Ефимова и Г. И. Родиной; Арзамасский филиал ННГУ.- Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016.-399 с.
  3. 150 лет со дня рождения Патриарха Сергия (Страгородского): мероприятия просветительской программы/ Эффективные культурно- образовательные и социальные программы, проекты и технологии Нижегородской области/ Под общ.ред. О. Бараевой.- Н.Новгород: НППЦ «Глагол», 2017.- 80 с.
  4. Петряшин А. С. Арзамасские монастыри. История, архитектура, хозяйственная деятельность XVI-XXв.в.Монография.- Арзамас: ОАО «Арзамасская типография»,2010.- 216 с., ил.
  5. http://arz.omsu-nnov.ru/?id=47019- об истории Арзамасского района.
Основные термины (генерируются автоматически): Арзамасский край, детский сад, Арзамас, дошкольный возраст, ключевая фраза, история, квест - игры, патриотическое воспитание дошкольников, старший воспитатель, активная форма.

Похожие статьи

Особенности применения культуроохранных технологий в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Значение театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Современные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в образовательной организации

Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Похожие статьи

Особенности применения культуроохранных технологий в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Значение театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Современные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в образовательной организации

Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Задать вопрос