Ознакомление с родным городом посредством использования дидактического пособия «Наш город — Арзамас» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (389) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 17.11.2021

Статья просмотрена: 128 раз

Библиографическое описание:

Винерцева, Ю. Ю. Ознакомление с родным городом посредством использования дидактического пособия «Наш город — Арзамас» / Ю. Ю. Винерцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 370-373. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85564/ (дата обращения: 24.12.2024).



Всестороннее развитие ребенка в обществе, социуме невозможно без знания культуры и истории своего государства, своей малой Родины. Воспитание культуры начинается с раннего детства. Мир детства — это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового и неизведанного, с особой формой отражения действительности. [4, с. 3]

Коренные преобразования в стране конца XX — начале XXI веков, сопровождаются в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им. [1, с. 3]

Учёные, педагоги-практики пришли к выводу, что чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения к ближайшему окружению — со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной. В основе этого процесса лежит интерес ребенка к познанию окружающего мира.

Поэтому мы решили разработать дидактическое пособие, которое бы непосредственно знакомило детей с родным городом.

Дидактическое пособие «Наш город — Арзамас» предназначено для использования в старшей и подготовительной к школе группе. В качестве эффективной формы организации индивидуальной и совместной деятельности с детьми.

Ценность данного пособия состоит в том, что необходимые материалы по теме можно менять, дополнять и обновлять в соответствии с образовательной программой. Таким образом, применение дидактического пособия в дошкольном образовании возможно и необходимо, как в совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности.

Дидактическое пособие «Наш город — Арзамас» осваивается детьми постепенно. Ознакомление с играми происходит в организационно образовательной деятельности. Воспитатель знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определённые дидактические задачи. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры. Впоследствии дети играют самостоятельно.

Цель дидактического пособия: Обобщение представлений детей о городе Арзамасе.

Для достижения поставленной цели решаются задачи:

  1. Познакомить детей в игровой форме с достопримечательностями родного города.
  2. Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательности, логического и образного мышления.
  3. Побуждать устанавливать причинно-следственный связи, соблюдать правила игры, проявлять дружеские отношения при выполнении совместных заданий.

Дидактическое пособие «Наш город-Арзамас» состоит из семи дидактических игр.

1) Дидактическая игра «Найди тень»

Цель: Побуждать детей находить заданные силуэты путем наложения.

Задачи:

  1. Развивать познавательную деятельность по определению достопримечательностей города.
  2. Развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление.
  3. Развивать приемы зрительного наложения.
  4. Развивать внимательность, наблюдательность, память и усидчивость.

Ход игры :

Вариант1. Воспитатель раздает детям цветные карточки с изображением различных предметов. Предлагает детям рассмотреть их.

Далее воспитатель показывает тень (черно — белую) какой-либо картинки. Дети должны найти, среди имеющихся карточек, ту, которая соответствует нужному силуэту и наложить тень на имеющуюся у него картинку.

Вариант2. На одной стороне стола раскладываются силуэты (тени) картинок, на другой — цветные изображения картинок. Воспитатель предлагает детям разложить на тени цветные картинки.

Вариант3. Карточки с изображением предметов и их тени перевернуты.

Воспитатель предлагает детям правильно соединить предмет и его силуэт.

Игровой материал: 6 карточек с тенью достопримечательностей города Арзамаса, 12 карточек с цветным изображением города.

2) Дидактическая игра «Найди отличия»

Представленная дидактическая игра предназначена для детей 5–7 лет.

Эту игру можно использовать в условиях дошкольного учрежденияпедагогами и в условиях семьи — родителями.

Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их различие и сходство.

Задачи:

  1. Продолжать развивать умение у детей последовательно рассматривать картинки и сравнивать их. Развивать внимание, мышление, память, счет.
  2. Активизировать речь детей названиями достопримечательностей города.

Форма организации работы с детьми: индивидуальная или подгрупповая.

Ход игры:

Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося некоторыми деталями. При рассматривании иллюстрации предлагается ребёнку найти отличия. В случае возникновения затруднений при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана помощь задать вопросы.

Игровой материал: 8 картинок с изображением достопримечательностей города.

3) Дидактическая игра «Собери правильно»

Цели: Закрепить представления детей о достопримечательностях родного города. Развивать воображения, внимания, мышления, сообразительности, мелкой моторики рук, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Задачи:

  1. Содействовать развитию любознательности, внимания, памяти, мелкой моторики.
  2. Способствовать активизации речевой деятельности детей;
  3. Содействовать воспитанию чувства гордости и любви к родному городу, интереса к истории родного города.

Ход игры: в игре участвуют два игрока Каждому необходимо из кубиков собрать картинку и назвать что у него получилось. Выигрывает тот кто правильно соберёт и назовет объект.

Игровой материал: три кубика с изображением частей элементов достопримечательностей.

4) Дидактическая игра четвёртый лишний «Любимый город»

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснить, почему этот предмет является лишним.

Задачи:

  1. Развивать мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать.
  2. Развивать зрительное восприятие.
  3. Развивать монологическую и диалогическую речь.
  4. Воспитывать внимание, целеустремлённость.

Ход игры:

Водящий выкладывает перед игроками картинку с изображением достопримечательностей города Арзамаса. Три из предложенных картинок относятся к одной группе достопримечательностей, а четвертый — к другой группе. Дети называют лишнюю картинку, объясняя свой выбор.

Игровой материал: набор карточек с изображением достопримечательностей города Арзамаса, на каждой карточке изображены 4 картинки, 3 из которых связаны общим признаком, а 4-й лишний.

5) Дидактическая игра — пазл «Достопримечательности Арзамаса»

Цель игры: Закрепить представления воспитанников о достопримечательностях города Арзамаса.

Задачи:

  1. Способствовать развитию познавательных интересов детей, сенсорного развития, формирование познавательных действий.
  2. Развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложит ее, тот побеждает. Затем можно обменяться картинками и повторить игру.

Игровой материал: 8 карточек с изображением достопримечательностей города Арзамаса, части предметов соответствующие изображению на карточках от10 до 16 элементов.

6) Дидактическая игра дорожки «Путешествие по Арзамасу».

Цель: Продолжать развивать умения у детей ориентироваться на плоскости; развивать мелкую моторику рук, внимание, вызывать интерес к игре.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  2. Развивать концентрацию внимания, целеустремленность ребёнка.
  3. Развивать логическое и пространственное мышление.

Ход игры: Играть могут 2–3 человека. Играть дети начинают одновременно. Выигрывает тот, кто первый приведёт своего героя к месту назначения.

Вариант 1: «Пройди лабиринт пальчиком»

Воспитатель предлагает детям пройти лабиринт при помощи пальца руки. Игра повторяется до тех пор, пока прохождение не будет правильным.

Вариант 2: «Пройди лабиринт маркером»

Воспитатель предлагает детям проходить лабиринт при помощи маркера.

Вариант 4: «Выложи дорожку»

Воспитатель предлагает детям выложить правильную дорожку при помощи камушек, пуговиц и других мелких предметов.

Игровой материал: 3 игровых поля, любые мелкие предметы (камушки, пуговки, мини-машинки, мелкие игрушки)

Литература:

  1. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н., Краснащекова Г. В., Подопригова С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. методическое пособие для педагогов. — СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2011.- 192 с.
  2. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»/ Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О.В., Розова, И. А. Щербакова. — М.: АРКТИ, 2003. — 168 с.
  3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6–7 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 208 с.
  4. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2015. — 176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дидактическое пособие, игровой материал, ход игры, дидактическая игра, родной город, Арзамас, картинка, изображение достопримечательностей города Арзамаса, мелкая моторика рук.


Похожие статьи

Педагогическая технология по приобщению детей к истокам и ценностям региона посредством ознакомления с родным краем «Мой северный край»

Ознакомление детей с историей родного края средствами основ краеведения и музейной педагогики

План-конспект образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Наш край родной в стихах и прозе»

Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом»

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей города Прокопьевска

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми: индивидуальное логопедическое занятие «Путешествие в Волшебный лес»

Ознакомление старших дошкольников с национальной культурой посредством мордовской детской литературы

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Зимняя экскурсия в парк»

Художественно-эстетическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы кружка дополнительного образования «Азбука фотографии»)

Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь — важный показатель готовности ребёнка к обучению в школе»

Похожие статьи

Педагогическая технология по приобщению детей к истокам и ценностям региона посредством ознакомления с родным краем «Мой северный край»

Ознакомление детей с историей родного края средствами основ краеведения и музейной педагогики

План-конспект образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Наш край родной в стихах и прозе»

Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом»

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей города Прокопьевска

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми: индивидуальное логопедическое занятие «Путешествие в Волшебный лес»

Ознакомление старших дошкольников с национальной культурой посредством мордовской детской литературы

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Зимняя экскурсия в парк»

Художественно-эстетическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы кружка дополнительного образования «Азбука фотографии»)

Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь — важный показатель готовности ребёнка к обучению в школе»

Задать вопрос