Дидактическое пособие с использованием интерактивного оборудования «Город, в котором я живу, город, который я люблю»
Авторы: Новикова Марина Николаевна, Тупицина Светлана Васильевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 28.08.2020
Статья просмотрена: 833 раза
Библиографическое описание:
Новикова, М. Н. Дидактическое пособие с использованием интерактивного оборудования «Город, в котором я живу, город, который я люблю» / М. Н. Новикова, С. В. Тупицина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 28-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5495/ (дата обращения: 17.12.2024).
Написанию данного пособия способствовал методический материал, накопленный во время работы по краеведению, проводимой в группе № 5 МБДОУ д/с № 52.
Краеведческие игры — мощный педагогический инструмент. Благодаря им, дети глубже познают свой край, узнают, что присуще только данной местности. В процессе игр краеведческого содержания у детей закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя как часть общества. Практическое исследование этой проблемы, а также отсутствие в магазинах города достаточного количества игр по краеведению, натолкнуло на мысль о самостоятельном изготовлении таких игр. Поэтому мы создали дидактическое пособие с использованием интерактивного оборудования «Город, в котором я живу, город, который я люблю».
Данное дидактическое пособие представляется актуальным для детей на современном этапе, так как способствует формированию патриотических чувств у детей, воспитанию правильных нравственных ориентиров.
При создании дидактического пособия мы придерживались определенных условий:
- опирались на уже имеющиеся у детей представления;
- следили за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям;
- поддерживали интерес и разнообразие игрового действия;
- постепенно усложняли задачу и игровые действия;
- конкретно и четко объясняли правила игр.
Назначение дидактического пособия
Данное дидактическое пособие представляет собой цикл интерактивных игр по краеведению и состоит из 4 блоков. Пособие имеет не только образовательное значение, но и стимулирует интерес детей к познанию родного города, его культуре и истории. В рамках образовательной программы ФГОС, используя краеведческое пособие, ребята наглядно знакомятся с достопримечательностями своего города, не посещая его.
Пособие по краеведению направлено на:
– расширение кругозора;
– пополнение словарного запаса;
– тренировки памяти, образного восприятия, воображения и творческого мышления;
– формирование эстетического вкуса.
Возможные сферы использования методической разработки
Данное пособие может быть интересно педагогам дошкольных учреждений, учителям начальных классов, родителям детей дошкольного и школьного возраста. На основе представленных игр педагогам можно по аналогии разработать игры на развитие представлений детей о любом регионе России.
Предполагаемый результат
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, обладает начальными представлениями о своем городе, осознаёт свою принадлежность к жителям города; знает и узнаёт герб города; имеет представление о прошлом и настоящем города, об известных людях, прославивших город; называет и узнаёт по иллюстрации, фотографии достопримечательности, социально-значимые объекты; имеет представление о промышленности города; знает основные профессии жителей города; имеет представления о природе родного края; имеет представление об истории возникновения города; соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения.
Новизна дидактического пособия заключается в разработке системы интерактивных игр, благодаря которым ребенок становится не просто наблюдателем, но и активным участником процесса познания. Интерактивное пособие не предусматривает полной замены человека на компьютер, а как раз, наоборот, выступая вспомогательным средством подачи материала, способствует активному общению с ним детей.
Дидактическое пособие раскрывает новый подход к изучению истории своего родного края, судеб соотечественников, социально-культурных памятников, промышленности.
Содержание методической разработки
Интерактивная мультимедийная игра «Приключения робота Ботли в Арзамасе» для детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста. Главный герой игры — робот Ботли. Он выбран не случайно. В нашем детском саду есть эта игрушка, имеющая множество опций для программирования. И ребята с ней хорошо знакомы. Первый слайд содержит название игры и изображение главного героя. Затем переходим ко второму слайду, где робот Ботли знакомится с детьми и рассказывает историю о том, как он попал в Арзамас и что с ним приключилось. На третьем слайде продолжение истории. Четвертый слайд содержит просьбу о помощи. На пятом слайде перечислены все маршруты. Имеются следующие категории маршрутов: по улицам славного города, знаменитые люди, достопримечательности, промышленность. Ребёнок (от команды) выбирает сам мышкой или, в случае применения интерактивной доски, нажатием пальца выбранный маршрут. При этом, благодаря гиперссылке, игра переключается именно на тот слайд, который соответствует выбранному ребёнком маршруту. После того, как дети отгадали вопрос, необходимо перейти к следующему слайду. После ответа на последний вопрос выбранного маршрута игра переключается на заключительный слайд, где робот Ботли благодарит детей за помощь. Каждый слайд сопровождает изображение робота Ботли, что позволяет связать игру с героем в любое время. В процессе всей игры воспитатель следит за правильностью речи детей, поощряет активность.
Приложение
Литература:
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М:ЦГЛ, 2005.
- Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). — М.:УЦ «Перспектива»,2011.
- Арзамас. Эхо взрыва: рек.список / сост. М. М. Гавриленко. — Арзамас, 2008.
- Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. — М.: АРКТИ, 2003.
- Как самому сделать игру в PowerPoint. Часть 1. http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4981
- Как сделать самому обучающую-развлекательную игру-презентацию? http://viki.rdf.ru/igra/
- Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3–7 лет с окружающим миром. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В. И. и др. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.