Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 июля, печатный экземпляр отправим 9 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Программа по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом»

Педагогика
20.09.2022
880
Поделиться
Библиографическое описание
Морозова, И. А. Программа по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом» / И. А. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 214-217. — URL: https://moluch.ru/archive/433/94991/.


В статье рассмотрена работа по самообразованию, которая позволяет конкретизировать и пополнить знания, осуществлять детальный анализ возникающих в работе проблем и вопросов. В процессе этой работы развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, профессионально-личностное саморазвитие.

Период дошкольного возраста, является важнейшим периодом становления личности, в этом периоде закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются представления о самом человеке, об обществе в целом и культуре. Прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям своего родного края, является важной задачей при воспитании дошкольника. Именно на данной основе воспитывается патриотизм [2].

Главной задачей педагогов и родителей, является как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родным местам, с самых первых шагов сформировать черты характера, которые будут помогать ему стать достойным человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, родным людям, детскому саду, городу, чувство гордости за свою страну, любовь и уважение к родной армии, а также развивать интерес у ребенка к явлениям общественной жизни. Современная система образования требует от воспитателя качественного и постоянного совершенствования знаний. Самым эффективным способом повышения педагогического мастерства педагога, является его самообразование [3].

Слова В. А. Сухомлинского, «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству — это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту», достаточно точно отражают всю специфику и главную суть работы детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников [5].

При правильном воспитании, у ребенка формируется ценностное восприятие окружающего мира, положительное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям [1].

Цель: изучение и внедрение в активную практику системы работы по ознакомлению дошкольников с родным городом через организацию различных видов деятельности.

Задачи:

– определить основные направления профессионального-личностного саморазвития;

– разработать основные виды деятельности и этапы в процессе самообразования;

– провести анализ научно-методической литературы по данной проблеме;

– разработать содержание работы по теме (планирование работы, конспекты ООД, дидактические игры, упражнения, формы педагогического взаимодействия с родителями и т. д.);

– провести анализ реализации плана самообразования;

– обобщить и распространить собственный педагогический опыт.

Этапы работы

Этапы работы

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Подготовительный

Июнь — август 2022

Изучение методических материалов:

– Изучение научно-теоретических материалов по теме.

– Ознакомление с современными научными исследованиями ученых, педагогов по теме.

– Ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания.

– Регулярный обзор периодических изданий, нормативных документов, методической литературы.

– Приобретение и использование в работе методических новинок.

– Регулярный просмотр Интернет — ресурсов.

Накопление научно-теоретических материалов по теме самообразования.

Формирование папки, электронной базы методических материалов

Повышение профессионального уровня:

– Изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм образовательного процесса через участие в работе мастер — классов, круглых столов, через Интернет-ресурсы.

Формирование теоретической базы

Разработка перспективно-календарного планирования по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование образовательной деятельности

Практический

2022–2023 уч.г.

Теоретическая разработка и практическая апробация разных форм образовательной деятельности и методических материалов:

– Разработка конспектов ООД по патриотическому развитию:

– «Наша страна-Россия»

– «Россия-Родина наша»

– «Моя Родина»

– Разработка дидактических игр:

– «Какой наш город»,

– «Сказки в Арзамасе»,

– «Кто что делает»,

– «Прогулка по городу»,

– «Заколдованный город»,

– лото «Знаешь ли ты свой город?»

– «Достопримечательности Арзамаса»,

– «Предприятия города»

– «Герб нашего города»

– «Где находится памятник»

Беседы:

– «Как вести себя в театре»

– «Как вести себя в библиотеке»

– «Экскурсия в парк»

Проведение образовательной деятельности с детьми.

Аналитический

Июнь — декабрь

2022–2023 уч.г.

Разработка комплекта занятий:

– «История возникновения родного города»

– «Забытые ремесла Арзамаса»

– «Герб города Арзамаса»

– «Жизнь моей улицы» (почта, парикмахерская, школа, библиотека, поликлиника, супермаркет и т. д.).

– «Наша малая родина»

– «Правила безопасности в городе»

– «Никто не забыт, ничто не забыто» (беседа о героизме людей, встреча с участниками ВОВ, возложение цветов к памятнику павшим героям).

– «Мой любимый город»

– «Родимый край люби и знай»

Детская художественно-продуктивная деятельность:

– конкурс рисунков «Праздники нашего города»;

– занятие по изо-деятельности «Любимый парк»;

– рисунки к рассказам на тему «Из окна, из окна наша улица видна»;

– коллективные творческие работы «Улицы города», «Мы — строители».

Показ открытых мероприятий детьми в МБДОУ д/с № 11.

Организация работы с детьми.

– Анкеты:

– Анкета для родителей по патриотическому воспитанию «Воспитываем юного гражданина»

– Разработка консультаций для родителей:

– «Воспитание маленького гражданина»

– «Воспитание патриотических чувств у дошкольника»

– Разработка консультаций для педагогов:

– «Патриот воспитывается с детства»

– «Дидактические игры по патриотическому воспитанию дошкольников».

– Обобщение собственного опыта педагогической деятельности, соотношение результатов поставленным целям и задачам.

– Формирование пакета методических материалов по теме опыта.

– Определение перспектив.

Комплект тематических родительских собраний в электронном и бумажном варианте.

Творческая рефлексия.

Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества

Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатств, социально-экономической значимости, символике родного края, возникновение стойкого интереса к прошлому, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Литература:

  1. Е. С. Евдокимова, «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 № 6;
  2. Истоки русской народной культуры в детском саду/ автор-составитель И. Г. Гаврилова. — СПб.: Детство-Пресс, 2010.- 160с.;
  3. Н. Г. Комратова, Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6–7 лет: методич. Пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007,- 208с.- (Растим патриотов в России);
  4. Е. В. Соловьева, Наследие. И быль и сказка: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и мл. шк. возраста на основе традиционной отечественной культуры. — М:Обруч, 2011.- 144с.;
  5. В. А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека». М.: -Просвещение, 2013г.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный