В статье рассмотрена работа по самообразованию, которая позволяет конкретизировать и пополнить знания, осуществлять детальный анализ возникающих в работе проблем и вопросов. В процессе этой работы развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, профессионально-личностное саморазвитие.
Период дошкольного возраста, является важнейшим периодом становления личности, в этом периоде закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются представления о самом человеке, об обществе в целом и культуре. Прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям своего родного края, является важной задачей при воспитании дошкольника. Именно на данной основе воспитывается патриотизм [2].
Главной задачей педагогов и родителей, является как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родным местам, с самых первых шагов сформировать черты характера, которые будут помогать ему стать достойным человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, родным людям, детскому саду, городу, чувство гордости за свою страну, любовь и уважение к родной армии, а также развивать интерес у ребенка к явлениям общественной жизни. Современная система образования требует от воспитателя качественного и постоянного совершенствования знаний. Самым эффективным способом повышения педагогического мастерства педагога, является его самообразование [3].
Слова В. А. Сухомлинского, «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству — это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту», достаточно точно отражают всю специфику и главную суть работы детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников [5].
При правильном воспитании, у ребенка формируется ценностное восприятие окружающего мира, положительное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям [1].
Цель: изучение и внедрение в активную практику системы работы по ознакомлению дошкольников с родным городом через организацию различных видов деятельности.
Задачи:
– определить основные направления профессионального-личностного саморазвития;
– разработать основные виды деятельности и этапы в процессе самообразования;
– провести анализ научно-методической литературы по данной проблеме;
– разработать содержание работы по теме (планирование работы, конспекты ООД, дидактические игры, упражнения, формы педагогического взаимодействия с родителями и т. д.);
– провести анализ реализации плана самообразования;
– обобщить и распространить собственный педагогический опыт.
Этапы работы
Этапы работы |
Содержание деятельности |
Предполагаемый результат |
Подготовительный Июнь — август 2022 |
Изучение методических материалов: – Изучение научно-теоретических материалов по теме. – Ознакомление с современными научными исследованиями ученых, педагогов по теме. – Ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания. – Регулярный обзор периодических изданий, нормативных документов, методической литературы. – Приобретение и использование в работе методических новинок. – Регулярный просмотр Интернет — ресурсов. |
Накопление научно-теоретических материалов по теме самообразования. Формирование папки, электронной базы методических материалов |
Повышение профессионального уровня: – Изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм образовательного процесса через участие в работе мастер — классов, круглых столов, через Интернет-ресурсы. |
Формирование теоретической базы |
|
Разработка перспективно-календарного планирования по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. |
Перспективное планирование образовательной деятельности |
|
Практический 2022–2023 уч.г. |
Теоретическая разработка и практическая апробация разных форм образовательной деятельности и методических материалов: – Разработка конспектов ООД по патриотическому развитию: – «Наша страна-Россия» – «Россия-Родина наша» – «Моя Родина» – Разработка дидактических игр: – «Какой наш город», – «Сказки в Арзамасе», – «Кто что делает», – «Прогулка по городу», – «Заколдованный город», – лото «Знаешь ли ты свой город?» – «Достопримечательности Арзамаса», – «Предприятия города» – «Герб нашего города» – «Где находится памятник» Беседы: – «Как вести себя в театре» – «Как вести себя в библиотеке» – «Экскурсия в парк» |
Проведение образовательной деятельности с детьми. |
Аналитический Июнь — декабрь 2022–2023 уч.г. |
Разработка комплекта занятий: – «История возникновения родного города» – «Забытые ремесла Арзамаса» – «Герб города Арзамаса» – «Жизнь моей улицы» (почта, парикмахерская, школа, библиотека, поликлиника, супермаркет и т. д.). – «Наша малая родина» – «Правила безопасности в городе» – «Никто не забыт, ничто не забыто» (беседа о героизме людей, встреча с участниками ВОВ, возложение цветов к памятнику павшим героям). – «Мой любимый город» – «Родимый край люби и знай» Детская художественно-продуктивная деятельность: – конкурс рисунков «Праздники нашего города»; – занятие по изо-деятельности «Любимый парк»; – рисунки к рассказам на тему «Из окна, из окна наша улица видна»; – коллективные творческие работы «Улицы города», «Мы — строители». |
Показ открытых мероприятий детьми в МБДОУ д/с № 11. Организация работы с детьми. |
– Анкеты: – Анкета для родителей по патриотическому воспитанию «Воспитываем юного гражданина» – Разработка консультаций для родителей: – «Воспитание маленького гражданина» – «Воспитание патриотических чувств у дошкольника» – Разработка консультаций для педагогов: – «Патриот воспитывается с детства» – «Дидактические игры по патриотическому воспитанию дошкольников». – Обобщение собственного опыта педагогической деятельности, соотношение результатов поставленным целям и задачам. – Формирование пакета методических материалов по теме опыта. – Определение перспектив. |
Комплект тематических родительских собраний в электронном и бумажном варианте. Творческая рефлексия. Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества |
Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатств, социально-экономической значимости, символике родного края, возникновение стойкого интереса к прошлому, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Литература:
- Е. С. Евдокимова, «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 № 6;
- Истоки русской народной культуры в детском саду/ автор-составитель И. Г. Гаврилова. — СПб.: Детство-Пресс, 2010.- 160с.;
- Н. Г. Комратова, Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6–7 лет: методич. Пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007,- 208с.- (Растим патриотов в России);
- Е. В. Соловьева, Наследие. И быль и сказка: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и мл. шк. возраста на основе традиционной отечественной культуры. — М:Обруч, 2011.- 144с.;
- В. А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека». М.: -Просвещение, 2013г.