Автор: Мищенко Игорь Евгеньевич

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)

Дата публикации: 17.03.2016

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Мищенко И. Е. Особенности реализации социализирующей функции культурно-досуговой деятельности в военном вузе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 172-174.



В данной статье рассматривается процесс социализации курсантов военных вузов и исследуется влияние культурно-досуговой деятельности на данный процесс.

Ключевые слова: курсант, культурно-досуговая деятельность, социализация, девиантное поведение, профилактика.

Существование человека неразрывно связано с его пребыванием в обществе других людей, а также является одной из важных потребностей, именно поэтому человек является существом биосоциальным. Становление и развитие личности происходит всю свою жизнь, в течение которой человек усваивает социальный опыт и овладевает навыками социального взаимодействия, реализует их в процессе совместной деятельности, общения и в других ситуациях. Таким образом, важным аспектом существования личности является ее социализация.

Обращаясь к понятию социализации с точки зрения педагогики, будет пониматься процесс приобщения к социуму, сознательное и неосознанное усвоение норм, ценностей и правил взаимодействия внутри него, а также создание и принятие собственных ценностных ориентаций и поведенческих стереотипов [1, с. 206].

Процесс социализации играет важную роль в формировании личностных качеств и особенностей поведения: так, лица, испытывающие затруднения в процессе социализации, более склонны к девиантному поведению ввиду сформированных искаженных социально значимых ценностей и норм, а также проблем в их усвоении и воспроизводстве.

Находясь в среде военного вуза, курсантам необходимо адаптироваться к новым условиям, а также социализироваться в новом коллективе. Данный процесс включает три компонента: стихийный (согласно социально-культурным реалиям), управляемый (создание условий для гармоничного развития), а также сознательный компонент (индивид осознанно самоизменяется, подстраиваясь или протестуя против общества, в котором он оказался) [1, с. 210]. Данные компоненты успешно реализуются в условиях культурно-досуговой деятельности, являющейся неотъемлемой частью воспитательной работы, проводимой с курсантами ввузов с целью формирования необходимых личностных и профессиональных качеств, а также профилактики различного рода девиаций, и неуставных отношений в том числе.

Включаясь в процесс культурно-досуговой деятельности, воспитуемые получают информацию о статусе и высоком имидже военнослужащего, культурно обогащаются, что влияет на их стремление соответствовать своему новому положению в обществе (сознательный компонент). Принцип диверсификации (разнообразие форм и методов КДД) в организации мероприятий культурно-досуговой направленности создает условия гармоничного и всестороннего развития личности курсантов (управляемый компонент). Массовость культурно-досуговых мероприятий, их патриотическая направленность, насыщенность художественно-изобразительными формами и многогранность формирует новые социально-культурные реалии, влияющие на сознание курсантов и их стремление к приобщению к воинскому коллективу именно на таких высоких началах (стихийный компонент) [2, с. 185].

Основными механизмами социализации являются: запечатление, подражание, идентификация, внушение, рефлексия, конформизм, межличностный перенос, а также осознанное усвоение социальных норм и следование им [1, с. 210]. Рассмотрим их подробнее.

Запечатление представляет собой подсознательное фиксирование различного рода воздействий со стороны окружающих, а также происходящих событий. Здесь очень важен эмоциональный характер культурно-досуговых мероприятий, так как именно эмоциональная насыщенность способна вызвать сильные чувства, способные оказать воздействие на сознание курсанта.

Механизмы социализации такие как подражание, идентификация и межличностный перенос имеют много общего: во всех случаях это стремление скопировать чью-то модель поведения. Однако есть и различия: в процессе подражания происходит неосознанное копирование как способ усвоения социального опыта; при идентификации происходит отождествление себя с группой или другим человеком, его стилем жизни и манерами поведения; межличностный перенос образа происходит на основе возникшей эмпатии. Подобный процесс удобен при наличии авторитетных лидеров, которым могут быть командиры подразделений, групп и т. п. Однако не стоит забывать о ветеранах войн, героях, деятелях науки, литературы и искусства, ведущих специалистах, с которыми регулярно проводятся встречи в рамках культурно-досуговой деятельности. Сюда же можно отнести и внушение как неосознанное принятие ценностных и поведенческих установок, принимаемых как данность. Здесь очевидна роль авторитетного лидера, способного вызвать стремление к подражанию (осознанное или неосознанное), а также возможность реализации данного механизма социализации в рамках описанных выше мероприятий культурно-досуговой деятельности [3, с. 60–61].

Рефлексивная социализация способна иметь как местный характер, действующий в рамках курсантского коллектива, так и глобальный, где курсант под действием информации, полученной в процессе культурного обогащения (просмотр художественных, документальных и исторических кинолент, встречи с героями и ветеранами, вечера-портреты и др.), задается вопросами о своем месте, роли, предназначении в коллективе и в обществе в целом.

Следование нормам через осознанное их усвоение продиктовано стремлением к социально одобряемому поведению. В условиях военного вуза данному процессу способствует воспитательная работа, проводимая с курсантами. Разумеется, культурно-досуговые мероприятия вносят свою лепту: в процессе неформального общения военнослужащие приобретают социальный опыт и воспроизводят его в различных ситуациях. Задача офицера-воспитателя здесь — скорректировать поведение подчиненных, направить его в нужное русло, помочь установить межличностные отношения с сослуживцами на конструктивных началах.

Касательно конформной направленности социализации, в армейской среде мероприятия культурно-досуговые мероприятия направлены на формирование устойчивой гражданско-правовой позиции, патриотической направленности, верности Отечеству, чести и долгу, что резко контрастирует конформному механизму социализации, таким образом мероприятия культурно-досуговой деятельности направлены на формирование устойчивой поведенческой парадигмы.

Итак, в процессе жизнедеятельности нам постоянно приходится становится частью того или иного общества, от навыков взаимодействия в котором зависит результат дальнейшего существования. Прибывая в воинский коллектив и находясь там на протяжении всего времени обучения, курсантам необходимо овладеть навыками межличностного взаимодействия для создания комфортных условий учебы и службы. Таким образом, процесс социализации играет ключевую роль в жизни курсантов. Успешность социализации в большей мере зависит от личности самих военнослужащих, однако в рамках воспитательной работы создаются условия способствующие ускорению и коррекции данного процесса. Являясь частью воспитательной работы, культурно-досуговая деятельность является своего рода катализатором установления межличностных связей в неформальной обстановке. Культурная направленность, обогащает внутренний мир, расширяет мировоззрение курсантов, а также устанавливает стереотипы поведения характерные военнослужащим и создающие их положительный имидж.

Литература:

  1. Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. ‒ СПб.: Питер, 2014. ‒ 624 с.
  2. Резник Н. И. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. ‒ М.: ГУВР ВС РФ, 2005. ‒ 344 с.
  3. Мищенко И. Е. Роль авторитета командира в воспитании курсантов ввузов и профилактике девиантного поведения // Сборник материалов Х международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в контексте современных исследования проблем развития личности». ‒ Махачкала: НИЦ «Апробация», 2016. ‒ с. 60–63.
Основные термины (генерируются автоматически): культурно-досуговой деятельности, процесс социализации, процесс социализации курсантов, межличностный перенос, частью воспитательной работы, процессе социализации, конформной направленности социализации, Основными механизмами социализации, понятию социализации, конформному механизму социализации, Механизмы социализации, Процесс социализации, сознательный компонент, Успешность социализации, механизма социализации, процесс культурно-досуговой деятельности, развития личности курсантов, мероприятий культурно-досуговой, военного вуза, воспитании курсантов ввузов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос