Физическое воспитание как фактор социализации обучающихся с девиантным поведением | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)

Дата публикации: 02.10.2013

Статья просмотрена: 1653 раза

Библиографическое описание:

Мирзаханова, Е. С. Физическое воспитание как фактор социализации обучающихся с девиантным поведением / Е. С. Мирзаханова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4261/ (дата обращения: 19.04.2024).

В статье рассматривается процесс социализации обучающихся с девиантным поведением посредством физического воспитания путем взаимодействия образовательного учреждения и системы дополнительного образования.

The process of socialization of the students with deviant behavior through the physical education by the interaction of the educational institution and the system of the additional education is considered in this article.

На современном этапе развития общества рост общественных катаклизмов увеличивается в геометрической прогрессии. Катаклизмы оказывают пагубное влияние на семьи россиян, и без того имеющие большой риск распада семьи, так как процент разводов в нашей стране остается большим. А в связи с проблемами в экономической сфере, наличие положительного благоприятного климата в семье становится практически невозможным, так как родители в гонке за материальными благами меньше внимания уделяют детям и, как следствие, они просто оказываются в социальном вакууме, где формируется сознание того, что они никому не нужны. Наряду с вышеперечисленными проблемами происходит и утрата нравственных ценностей и моральных ориентиров. В итоге родители перестают выполнять свою главную функцию — воспитание детей.

В связи с этим произошел рост социальных патологий: алкоголизм, преступность, бродяжничество, проституция, наркомания. Данные социальные патологии порождают девиантное поведение, то есть отклонение от общепринятых норм и ценностей. Поэтому ежегодно среди подростков увеличивается рост преступности, число употребляющих наркотики и алкоголь, о чем свидетельствуют различные статистические данные. Более того большое количество подростков вовлечены в продажу наркотиков и преступный бизнес. Вот почему одной из главных задач в воспитании и образовании является тот факт, что целесообразно предоставить каждому подростку с учетом его индивидуальных особенностей именно тот «багаж» знаний, умений и навыков, который будет способствовать самоопределению и самореализации в обществе. В педагогической практике существуют различные виды и методы воздействия на социализацию обучающихся имеющих девиантное поведение:

-          вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;

-          профилактическая коррекционная работа психолого-педагогической службы;

-          разносторонняя воспитательная деятельность классного руководителя.

Особенно результативно на социализацию обучающихся с девиантным поведением оказывает воздействие следующих видов воспитания:

-          патриотического;

-          экономического;

-          физического;

-          духовно-нравственного.

Необходимо отметить, что одним из эффективных способов воздействия на социализацию девиантного поведения является физическое воспитание. Физическое воспитание — педагогический процесс, который направлен на развитие и формирование двигательных умений и навыков. Целью физического воспитания является формирование физически здоровой гармонично развитой личности, так как физическое воспитание находится в единой взаимосвязи с нравственным, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием. Важно то, что физическое воспитание в образовательных учреждениях реализуется не только на уроках физической культуры, но и в деятельности классного руководителя, а так же в системе дополнительного образования. Одной из отличительных черт роли физического воспитания в социализации, обучающихся с девиантным поведением является то, что с одной стороны оно способствует физическому развитию, укрепляет здоровье, а с другой — формирует среду общения, служит формой досуговой деятельности, а так же оказывает непосредственное влияние на нравственные качества личности. Для успешного процесса социализации посредством физического воспитания необходимо учитывать следующие виды задач:

образовательные:

-          формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;

-          развитие знаний по физической культуре и спорту;

оздоровительные:

-          укрепление здоровья;

-          развитие работоспособности;

-          формирование здорового образа жизни;

воспитательные:

-          воспитание потребности и интереса к спорту;

-          формирование нравственных и эстетических качеств личности;

-          способ организации досуга подростков;

-          средство коррекции физического и психоэмоционального состояния.

Для достижения задач решаемых в процессе социализации посредством физического воспитания обучающихся с девиантным поведением необходимо применять игровой метод, соревновательный, метод наглядности, словесные методы, так как они способствуют развитию индивидуальных особенностей личности, таких как:

-          всестороннее развитие, как физических, так и моральных качеств (целеустремлённость самостоятельность, чувство взаимопомощи и сотрудничества) — игровой метод;

-          развитию волевых качеств личности — соревновательный метод;

-          развитию и повышению интереса к физической культуре и спорту — метод наглядности;

-          самостоятельность мышления, влияние на эмоциональную сферу личности обучающегося с девиантным поведением, так как главное средство данных методов — слово — словесные методы.

Именно комплексное применение данных методов будет способствовать решению задач физического воспитания, а также оказывать положительное влияние на социализацию обучающихся с девиантным поведением. Поэтому в рамках физического воспитания, в процессе социализации обучающихся с девиантным поведением в образовательных учреждениях целесообразно проводить следующие виды работ:

-          классные часы по темам: «Спорт — это жизнь», «В здоровом теле, здоровый дух», «Трус тот, кто не играет в хоккей», «Экстремальные виды спорта», «Олимпийские достижения которые потрясли мир», «Спорт против вредных привычек», «Здоровье не купить»;

-          организация лекций, круглых столов с привлечением работников из сферы физической культуры, спорта;

-          проведение конкурсов рисунков по темам: «О спорт ты жизнь», «Мир против наркотиков», «Я за спорт»;

-          организация массовых спортивных мероприятий, дней здоровья, экскурсий в фитнес центры и спортивные школы;

-          проведение спортивно-развлекательных игр, викторин, конкурсов;

-          организация туристических походов по родному краю, которые будут способствовать расширению знаний по таким предметам как история, география, биология.

Одной из ведущих форм социализации обучающихся с девиантным поведением посредством физического воспитания является организация совместной деятельности обучающихся и родителей, так как именно семья является первичным институтом социализации. Именно в семье у ребенка формируются нормы поведения, качества личности и раскрывается индивидуальный мир. Поэтому классный руководитель должен:

-          проводить совместные спортивно оздоровительные мероприятия: «Папа, мама, я — спортивная семья», «Семейные старты»;

-          организовывать совместные встречи обучающихся, родителей и работников здравоохранения и спорта;

-          проводить родительские собрания по темам: «Режим дня обучающегося», «Соблюдение гигиенических норм и правил», «Физическая закалка», «Что это физическое воспитание≤»;

-          организовывать индивидуальные беседы с родителями о роли и влиянии физического воспитания на ребенка.

Совместная деятельность педагога и родителей будет способствовать формированию нравственных ориентиров на построение рационального образа жизни. Но успех процесса социализации возможен лишь в том случае если между педагогом и родителями будет взаимопонимание и сотрудничество.

Система дополнительного образования играет ведущую роль в социализации обучающихся с девиантным поведением посредством физического воспитания, так как одна из формы работы данной системы — оздоровительная деятельность, то есть применение здоровьесберегающих технологий. Именно, организация спортивных секций: «Настольный теннис», «Карате», «Дзюдо», «Спортивные танцы», «Баскетбол», «Волейбол», «Бокс», а также организуются занятия в тренажерном зале. Немаловажен тот факт, что система дополнительного образования является непрерывным процессом, в связи с тем, что обучающиеся занимаются в спортивных секциях и в каникулярное время. Тем самым занятость обучающихся с девиантным поведением во внеурочное время и во время каникул будет содействовать с одной стороны социализации и профилактике вредных привычек, беспризорности, правонарушений, безнадзорности, а с другой стороны развитию познавательных интересов и обучению новым знаниям, умениям и навыкам. Для того чтобы процесс социализации протекал в нужном направлении, работа системы дополнительного образования должна быть основана на следующих принципах:

-          принцип природосообразности — учет индивидуальных особенностей обучающихся;

-          принцип гуманизма — развитие и воспитание должно быть направлено на учет интересов обучающихся с девиантным поведением и способствовать его личностному росту;

-          принцип средовой обусловленности — учет факторов социального окружения:

-          принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребёнка, который был сформулирован еще А. С. Макаренко. Сущность данного принципа заключается в том, что ребёнок является главным элементом в системе общечеловеческих взаимоотношений. Педагог прежде всего должен рассматривать в ребенке положительные качества личности. Это положительное формирует у ребенка позитивное отношение к окружающему миру, дает веру в себя, позволяет пересмотреть свое поведение.

Таким образом, можно сделать вывод, что воздействие в форме физического воспитания на обучающихся с девиантным поведением является одним из важнейших условий для их успешной социализации. Данное целенаправленное организуемое воздействие с четким определением средств, форм и методов воспитания, будет строиться на отношении взаимного доверия, с помощью которого обучающиеся почувствуют, что они нужны и полезны людям и являются полноценными членами общества и имеют возможность реализовать свой индивидуальный потенциал.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, физическое воспитание, дополнительное образование, социализация обучающихся, физическая культура, классный руководитель, спорт, игровой метод, метод наглядности, процесс социализации.

Похожие статьи

Процесс социализации обучающихся с девиантным...

В статье рассматривается процесс социализации обучающихся с девиантным поведение путем взаимодействия классного руководителя, психолого — педагогической службы и системы дополнительного образования. The process of socialization of the students with...

Основные методы педагогической поддержки социализации...

Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе образования

9. Мотивация (поддержка классным руководителем учащихся, решившим позитивно

Социализация обучающихся средствами трудовой деятельности должна быть направлена на...

Роль детского спорта в процессе социализации личности

В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Среди агентов первичной социализации далеко не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом.

Социальное воспитание школьников в спортивно-игровой...

Роль детского спорта в процессе социализации личности. Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности подростков и молодежи не только больших городов, но и ЗАТО.

Возможности социализации и самореализации обучающихся...

Возможности социализации и самореализации обучающихся в спорте и физической культуре.

Спорт и физическая культура помогают человеку на разных уровнях и разных этапах жизни найти направление социализации и самореализации.

Особенности девиантной социализации несовершеннолетних

Процесс социализации обучающихся с девиантным...

Ключевые слова: процесс социализации, процесс адаптация, девиантные подростки, девиантное поведение, самооценка, тревожность.

Педагогические условия организации физического воспитания...

физическая культура, физическое воспитание, дополнительное образование, дошкольный возраст, подрастающее поколение, физическое воспитание детей, педагогический процесс, область, физическое развитие...

Спортизация физического воспитания как фактор формирования...

физическая культура, образовательная направленность урока, физическое воспитание, физическое образование, учебный процесс, умение, образовательная направленность, активный отдых, воспитательная направленность...

Коллективная познавательная деятельность и воспитание...

Основные методы педагогической поддержки социализации... Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников на уроках физической культуры. Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе.

Похожие статьи

Процесс социализации обучающихся с девиантным...

В статье рассматривается процесс социализации обучающихся с девиантным поведение путем взаимодействия классного руководителя, психолого — педагогической службы и системы дополнительного образования. The process of socialization of the students with...

Основные методы педагогической поддержки социализации...

Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе образования

9. Мотивация (поддержка классным руководителем учащихся, решившим позитивно

Социализация обучающихся средствами трудовой деятельности должна быть направлена на...

Роль детского спорта в процессе социализации личности

В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Среди агентов первичной социализации далеко не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом.

Социальное воспитание школьников в спортивно-игровой...

Роль детского спорта в процессе социализации личности. Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности подростков и молодежи не только больших городов, но и ЗАТО.

Возможности социализации и самореализации обучающихся...

Возможности социализации и самореализации обучающихся в спорте и физической культуре.

Спорт и физическая культура помогают человеку на разных уровнях и разных этапах жизни найти направление социализации и самореализации.

Особенности девиантной социализации несовершеннолетних

Процесс социализации обучающихся с девиантным...

Ключевые слова: процесс социализации, процесс адаптация, девиантные подростки, девиантное поведение, самооценка, тревожность.

Педагогические условия организации физического воспитания...

физическая культура, физическое воспитание, дополнительное образование, дошкольный возраст, подрастающее поколение, физическое воспитание детей, педагогический процесс, область, физическое развитие...

Спортизация физического воспитания как фактор формирования...

физическая культура, образовательная направленность урока, физическое воспитание, физическое образование, учебный процесс, умение, образовательная направленность, активный отдых, воспитательная направленность...

Коллективная познавательная деятельность и воспитание...

Основные методы педагогической поддержки социализации... Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников на уроках физической культуры. Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе.