Организация процесса самообразования педагога
Автор: Криволапова Елена Владимировна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
Дата публикации: 04.03.2016
Статья просмотрена: 9499 раз
Библиографическое описание:
Криволапова, Е. В. Организация процесса самообразования педагога / Е. В. Криволапова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 272-276. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9830/ (дата обращения: 16.11.2024).
Чтобы учить других — учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на обучение и воспитание ученика. Готовясь к уроку, работая над лекцией для родителей, разрабатывая внеклассное мероприятие, учитель испытывает необходимость изучить соответствующую литературу, знакомиться с передовым опытом. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства является самообразование.
Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине. (В. А. Сухомлинский).
Самообразование осуществляется добровольно и сознательно. Планируется, управляется и контролируется самим человеком. Самообразование необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.
- Курсовая подготовка винститутах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования — возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
эпизодичность прохождения курсов;
время проведения — в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;
качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
- Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главное достоинство такой формы самообразования — возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.
К недостаткам можно отнести дефицит у педагогов свободного времени и высокую стоимость обучения.
- Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады иконкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования:
возможность пройти их в удобное для педагогов время;
возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
дистанционные курсы проводятся на платной основе;
не все учителя владеют ИКТ на достаточно высоком уровне, чтобы обучаться дистанционно;
документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, не всегда учитывают при проведении очередной аттестации.
- Индивидуальная работа по самообразованию, которая включает:
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
изучение научно-методической и учебной литературы;
участие в педагогических советах, методических объединениях;
посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Однако, не смотря на необходимость самообразования, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, — отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации.
- Сетевые педагогические сообщества — новая форма организации самообразования учителей.
Сетевое педагогическое сообщество — это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов страны.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
освоение информационных концепций, знаний и навыков;
наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
методическая помощь является персональной и адресной;
попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, пополнить свой методический багаж.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап — диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов).
2 этап — обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.
3 этап — практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.
4 этап — внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег.
5 этап — обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег. Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.
Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегдасвязаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Тематикой самообразования может являться:
одна из задач образовательного учреждения;
проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Алгоритм составления плана работы по самообразованию.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает индивидуальный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
название темы,
цель,
задачи,
предполагаемый результат,
формы самообразования,
этапы работы,
сроки выполнения каждого этапа,
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой,
способ демонстрации результата проделанной работы,
форма отчета по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Большое значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы, развернутый план или аннотацию.
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов.
Источники самообразования делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Могут способствовать и тому и другому одновременно. Это
литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
Интернет;
видео, аудио информация на различных носителях;
семинары и конференции;
мероприятия по обмену опытом, мастер-классы;
курсы повышения квалификации и др.
Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Результатами самообразования учителя на определенном этапе могут быть:
повышение качества преподавания предмета (тут необходимо определить показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные методические пособия, статьи, программы,
исследования, дидактические материалы, тесты, наглядности и др.;
внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Методическое сопровождение процесса самообразования играет большую роль в организации индивидуальной работы учителей.
Диагностика учителей по проблеме саморазвития и самообразования выявляет следующие профессиональные затруднения:
трудности с выбором методической темы самообразования, постановке целей и задач;
планирование самостоятельной работы;
недостаточные рефлексивные умения;
недостаточное умение систематизации, обобщения и презентации накопленного опыта.
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:
индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня; коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе школы, предметных методических объединений.
В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения через семинары, практикумы, творческие отчеты обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Ведущую роль в организации процесса самообразования играют администрация образовательной организации и методические объединения учителей-предметников. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу.
Литература:
1. Волкова О. В. Самообразование педагога. Журнал «Справочник заместителя директора школы» № 2, 2011 г. http://www.menobr.ru/materials/370/5620/
2. Иванова Т. Б. Влияние разнообразных форм самостоятельной работы на повышение профессионального уровня педагога. http://ds0003.kokshetau.akmoedu.kz/article/view/8bd6379fed6d2def99b93b8e9a6d2a72.html
3. Гаврилова А. В. Организация процесса самообразования в педагогической деятельности учителя. http://ppt4web.ru/pedagogika/organizacija-processa-samoobrazovanija-v-pedagogicheskojj-dejatelnosti-uchitelja.html
4. Корнеева М. Н. Самообразование педагогов — главный ресурс повышения профессионального мастерства. http://ped-kopilka.ru/pedagogika/samobrazovanie-pedagoga.html
5. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.