Состояние проблемы военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил Российской Федерации
Автор: Васильев Александр Валерьевич
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 05.02.2016
Статья просмотрена: 73 раза
Библиографическое описание:
Васильев, А. В. Состояние проблемы военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил Российской Федерации / А. В. Васильев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 228-231. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9756/ (дата обращения: 16.01.2025).
Характеристика состояния изучаемой проблемы является важнейшей частью исследования, поскольку позволяет решить несколько ключевых задач: во-первых, способствует обоснованию ее постановки в предложенном виде через представление генезиса, раскрывающего этапы, определяющие эволюцию выявленной проблемы в общественной практике, и события, обусловившие ее становление; во-вторых, показывает степень разработанности проблемы в теории и практике педагогики, позволяющей констатировать наличие научно-методического аппарата для ее принципиального решения и необходимость поиска такого нового способа, который будет соответствовать современным условиям и задачам образовательного процесса; в-третьих, позволяет определить базовые позиции, исходя из которых будут получены непротиворечивые выводы и заключения, характеризующие авторский способ решения проблемы.
Принимая указанную логику, обратимся сначала к истории становления решаемой нами проблемы. В ходе проведенного анализа ее строения мы пришли к заключению, что проблема носит комплексный характер, а ее историография складывается, как минимум, из генезиса трех проблем: проблемы развития адаптации, средового подхода и учебных центров Вооруженных Сил России. При этом первые два направления носят общенаучный характер, третье — социально-педагогический, а их интеграция определяет становление исследуемой нами проблематики военно-средовой адаптации курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ.
Итак, дадим краткую историографическую справку относительно становления решаемой нами проблемы.
Прежде всего, следует отметить, что указанные нами составляющие данной проблемы имеют различную продолжительность исторического развития. Наиболее длительным является генезис проблемы адаптации. Несмотря на официально принятую дату введения в научный оборот самого термина «адаптация» (в 1865 г. он введен немецким физиологом Германом Аубертом), тем не менее, об адаптации как объективном явлении, которое люди наблюдали и пытались объяснить, было известно еще до нашей эры: о нем говорили, например, древнегреческие философы Анаксагор, Аристотель, Демокрит. Являясь общенаучным феноменом, адаптация, возникла в области биологии и активно исследовалась Ч. Р. Дарвином, Ж. Б. Ламарком, Г. Спенсером и другими учеными. В дальнейшем, как и многие общенаучные категории, адаптация стала предметом исследования в таких областях научного знания, как психология, социология, медицина и др. В отечественной педагогике устойчивый интерес к проблеме адаптации стал проявляться в послереволюционный период.
Аналитическая категория «среда» была введена французским философом И. А. Тэном в 19 веке и первоначально использовалась в философии и социологии, но постепенно получила распространение и в других областях — психологии, медицине, экологии, искусствоведении и др. В педагогический научный оборот понятие среды вошло в 20-х годах 20 века благодаря работам представителей русской философской школы начала 20 века (Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, Л. Н. Толстой и др.) и их последователей в области педагогики — П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Т. Шацкого и др.
Менее продолжительную историю имеет третья из указанных нами проблем — проблема подготовки военнослужащих в учебных центрах. Отсчет ее развития следует начать с создания Красной Армии в РСФСР, где такая подготовка военнослужащих осуществлялась на всем протяжении ее существования, что определялось действующими в разные периоды нормативными актами (Постановление ВЦИК «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию» 1918 года, Декрет ВЦИК и Совета народных комиссаров «Об обязательной воинской повинности для граждан РСФСР мужского пола» 1922 года, Закон СССР «Об обязательной военной службе» 1930 года, Законы СССР «О всеобщей воинской обязанности» 1939 и 1967 годов, Федеральные Законы «О воинской обязанности и военной службе» 1993 и 1998 годов и др.). Однако первоначально специализированных военных учебных центров не существовало: подготовка военнослужащих носила массовый характер и осуществлялась в допризывной период военными руководителями, являющимися штатными работниками школ (начальная военная подготовка), профессиональных учреждений, предприятий, колхозов и др.
Рассмотрев, таким образом, вопрос о начале становления исследуемой нами проблемы, мы пришли к выводу, что началом ее историографии следует считать 20-е годы 20 века. К этому времени феномены «адаптация» и «среда» приобрели статус общенаучных и вошли в терминологическую систему педагогики и образования, а подготовка военнослужащих была признана обязательным компонентом системы укрепления обороны страны, получила содержательное наполнение и масштабно реализовывалась в установленном порядке.
Характеристику генезиса решаемой нами проблемы (с 20-х годов 20 века по настоящее время) следует начать с общей социально-политической обстановки в стране и мире, которая на протяжении всей истории требовала усиления обороноспособности отечественной армии, введения современного технического вооружения и, как следствие, необходимости повышения качества подготовки военнослужащих (от офицеров до солдат и матросов).
В мирное время учебные центры Вооруженных Сил, где призывники централизованно проходили подготовку к военной службе, получили существенную переориентацию в отношении их организации, задач и содержания подготовки. Такие центры организовывались, как правило, при действующих воинских частях, или имели самостоятельный статус. При этом в зависимости от сложности военной деятельности продолжительность обучения в таких центрах существенно варьировалась (от одного месяца до полугода). Масштабное реформирование Российской Армии (с 2008 года) коснулось и военных учебных центров.
Несмотря на имеющийся опыт подготовки военнослужащих в учебных центрах Вооруженных Сил РФ, к настоящему времени выполнено незначительное количество комплексных исследований, посвященных научному обоснованию путей и средств ее совершенствования: нами обнаружены две работы — С. Н. Галушки [2] и Л. Х. Тадтаевой, что свидетельствует о необходимости научного изучения данного процесса и выявления эффективных способов его организации с учетом специфики, связанной с содержанием подготовки, контингентом, военной средой и адаптацией к ней, соответствующих требованиям проводимых реформ в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В отношении исторического становления двух других направлений, связанных с решаемой нами проблемой, — адаптации и среды — отметим, что в отличие от первого представленного направления, имеющего практико-ориентированный характер и развивающегося преимущественно в логике накопления продуктивного опыта, становление двух других направлений осуществлялось через накопление научного потенциала и обогащение теоретических данных, используемых в практике. Отметим, что уже к 60-м годам 20 века в области гуманитарного знания широкое распространение получило понятие «среда», а позже и «средовой подход». Его разработкой в различные годы занимались Р. И. Айзман, А. Т. Куракин, Х. Й. Лийметс, Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, А. Г. Раппопорт, Н. Л. Селиванова, Е. Н. Степанов, Т. Ф. Федорова, Г. П. Щедровицкий и др. Теперь для отечественных педагогов, понимающих образовательный и воспитательный потенциал среды, личность — не продукт специально созданной среды, а результат ее творческого взаимодействия с ней, которое подлежит исследованию с целью педагогически целесообразного управления. Наибольший интерес проблема среды в образовании, сопровождавшийся увеличением ее научных исследований, наблюдалась с конца 90-х годов 20 века и не ослабевает до настоящего времени, что свидетельствует о многоаспектности данной проблемы и высоком научном потенциале феномена «среда».
Проблема адаптации, примерно в это же время получившая научное распространение в отечественной педагогике исследовалась в отношении самых разнообразных условий, связанных с жизнью личности, ее деятельностью и образованием. К исследованию психологических аспектов адаптации со временем добавился социальный аспект, что обеспечило прочную научную базу для изучения педагогических возможностей адаптации личности в образовательном процессе. При этом комплексные исследования проблем адаптации личности появились уже в начале 70-х годов 20 века (Н. Д. Ватутина, Ю. Г. Волков, А. Н. Николаев и др.), а наибольший масштаб исследования данной проблематики получили после 90-х годов 20 века. Они касались адаптации школьников, студентов, воспитанников детских домов, спортсменов, инвалидов, выпускников, педагогов, различных специалистов и др.
Уже к концу 90-х годов можно говорить об окончательной интеграции исследовательской проблематики адаптации и среды. Начавшаяся еще в 30-х годах практико-педагогическая дискуссия о необходимости адаптации личности к среде или о приспособлении среды к личности с участием известных отечественных педагогов П. П. Блонского, П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, А. П. Пинкевича и др., которая была прервана до начала 60-х годов, получила примирительное разрешение в конце 20 века: начали появляться исследования в двух ключевых направлениях — адаптации личности к определенному виду среды (Н. А. Савотина — 1997 г.; А. Я. Алеева, В. П. Богданова — 2000 г.; А. Ю. Александров — 2001 г. и др.), и, среды как средства адаптации личности (А. Г. Гущина — 2002 г.; Т. В. Белова — 2004 г.; В. А. Бондаренко — 2005 г. и др.).
Однако, несмотря на существенный научный интерес, проблематика, связанная с военной средой учебных центров и обоснованием способов адаптации к ней военнослужащих до сих пор не исследована: не выявлены ее специфические свойства, этапы, методы и средства адаптивного воздействия на личность военнослужащего, не определены критерии и показатели эффективной военно-средовой адаптации и т. д.
Для обоснования нашего понимания феномена «военно-средовая адаптация курсанта учебного центра», прежде всего, рассмотрим базовые понятия: адаптация, среда, средовая адаптация. Являясь общенаучным понятием (изучаемым философией, биологией, психологией, социологией, медициной и др.) адаптация традиционно трактуется как приспособление личности к измененным внешним условиям, а среда представляет собой «совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним».
Отметим, что говоря о средовой (социально-средовой, социально-бытовой) адаптации, ученые чаще всего ориентируются на вспомогательный контекст обеспечения условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья (Р. Ш. Карданов и др.). Однако по нашему мнению потенциал данного феномена гораздо существеннее, что позволяет его применять для решения проблем, связанных с любыми изменениями среды жизни и деятельности личности. В полной мере это можно отнести к вхождению молодого человека в военную среду и приспособление к ее особенностям и требованиям.
Поэтому под средовой адаптацией мы будем понимать процесс и результат деятельности по приспособлению личности к особенностям среды через усвоение ее норм, ценностей, требований, необходимых для выполнения определенных функций в ее условиях.
Как показало выполненное нами исследование, средовая адаптация предусматривает: знакомство с содержанием и особенностями новой среды, привыкание к требованиям и условиям жизни и деятельности в этой среде, установление межличностных отношений с ее субъектами и принятие новых социальных ролей, предусмотренных данной средой. Поэтому средовая адаптация, как правило, носит комплексный характер и может быть декомпозирована на более мелкие направления: адаптация к пространственно-материальному окружению, к людям, к видам деятельности и т. д. В результате средовой адаптации должно быть достигнуто оптимально-гармоничное соотношение между нормами, ценностями и требованиями, предъявляемыми средой и их сознательным удовлетворением функционирующей и самореализующейся в ней личности.
Применительно к сфере военной подготовки средовая адаптация предусматривает усвоение и присвоение курсантами норм, ценностей и требований военной службы, привыкание к жесткому режиму труда и отдыха, субординации, работе с военной техникой и оружием, внешнему виду и др.
Учитывая вышеизложенное, мы будем трактовать военно-средовую адаптацию курсанта учебного центра как целенаправленный процесс и результат деятельности по его приспособлению к особенностям военной службы через усвоение ее норм, ценностей, требований, в процессе подготовки в учебном центре Вооруженных Сил Российской Федерации. К ее основным специфическим характеристикам мы относим следующее: комплексный и непрерывный характер, многофакторность, детерминированность личностным опытом и индивидуальными особенностями.
Как любой другой вид адаптации, военно-средовая адаптация реализуется, в мировоззренческом, операциональном и поведенческом направлениях, включает вводно-ознакомительную, действенно-операциональную и функционально-ассимиляционную стадию [1]: на первой (вводно-ознакомительной) стадии курсанты получают необходимую для понимания задач военной деятельности информацию, знакомятся с общими характеристиками их жизни и деятельности в среде военной службы, осознают задачи, к решению которых будет вестись их подготовка в учебном центре; на второй (действенно-операциональной) стадии курсанты апробируют предусмотренные программой подготовки виды деятельности, восполняют дефицит умений и навыков, что способствует пониманию служебного функционала и возможностей его реализации, на третьей (функционально-ассимиляционную) стадии курсант идентифицирует себя с сообществом военнослужащих, четко понимает поставленные перед ним задачи и владеет способами их разрешения, сознательно соблюдает военную дисциплину и полностью готов к выполнению воинского долга. При этом временные рамки военно-средовой адаптации во многом определяются индивидуальными особенностями военнослужащих и их стремлением к военной службе. Отсюда очевидна потребность разработки эффективных способов военно-средовой адаптации, реализуемой в учебном центре.
В ходе исследования мы пришли к заключению, что оцениваться адаптированность курсантов учебных центров как значимый результат их военно-средовой адаптации, должна с учетом комплекса критериев: компетентностного (сформированные знания и умения деятельности в среде военной службы); межличностного (личностные качества, позволяющие осуществлять корректное взаимодействие в среде военной службы и выполнение служебных обязанностей — коммуникабельность, ответственность, патриотизм и др.); эмоционально-ценностного (совокупность мотивов, ценностей, проявляющихся в поведении военнослужащего).
Таким образом, военно-средовая адаптация курсантов учебных центров Вооруженных Сил Российской Федерации является самостоятельным педагогическим феноменом, требующим изучения и определения способов эффективной реализации.
Литература:
- Арбатов, А. Г. Военная реформа России: состояние и перспективы / А. Г. Арбатов, В. З. Дворкин. — М.: Моск. Центр Карнеги, 2013. — 79 с.
- Галушка, С. Н. Повышение эффективности организации воспитания курсантов военного учебно-научного центра сухопутных войск: дис.... канд. пед. наук. — М., 2011. — 262 с.