Осуществление преемственности образовательных этапов посредством музейного образования
Автор: Меденцева Наталья Петровна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 05.02.2016
Статья просмотрена: 46 раз
Библиографическое описание:
Меденцева, Н. П. Осуществление преемственности образовательных этапов посредством музейного образования / Н. П. Меденцева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9671/ (дата обращения: 17.12.2024).
Под влиянием изменений, которые произошли в общественно — политическом устройстве Республики Узбекистан в конце ХХ века, образовательная система претерпела существенные изменения. Традиционные формы обучения исчерпали свои возможности. Они перестали соответствовать новым потребностям человека и общества.
Учитывая это, в новых условиях начался поиск новых типов, средств и технологий обучения, которые соответствовали бы стремительно изменяющимся условиям. Инновационные изменения в сфере образования привели к возникновению и становлению образовательных учреждений нового типа, стала происходить модернизация и индивидуализация образовательных систем, предполагающих тесное переплетение традиционно классического и инновационного образования. Колледжи, лицеи, реформированные вузы, в которых происходит постоянный поиск новых методик и технологий обучения, позволяют Узбекистану сохранять достойные позиции в сфере образования.
Чтобы реализовать концепцию непрерывного образования, обеспечить преемственность среднего специального и высшего образования, надо создать условия для внедрения форм и методов работы.
Ориентация на гуманизацию современного процесса образования и разностороннее развитие личности предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью вне учебного учреждения, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.
Проблема современного обучения прежде всего состоит в том, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся требований базовой программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, не способствует целостному развитию личности.
Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, учащиеся практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.
Решением этой проблемы является проведение нетрадиционных занятий, к числу которых принадлежат уроки-экскурсии. Изучение организации познавательной деятельности учащихся на экскурсии является одним из наиболее важных вопросов. Этой проблеме в методике преподавания гуманитарных дисциплин, таких, например, как родной и иностранный языки, литература, история, в настоящее время уделяется серьезное внимание.
Вот лишь некоторые традиционные положения методики гуманитарных дисциплин:
необходимость связывать изложение материала с самостоятельной работой учащихся,
широкое применение исследовательского подхода при изучении событий и явлений,
знакомство школьников, учащихся колледжей и лицеев, студентов вузов с системой доказательств и направление их по логическому пути исследования.
Эти положения имеют прямое отношение и к организации познавательной деятельности учащихся во время экскурсии в качественно иных условиях, чем во время традиционного занятия в стенах образовательного учреждения.
Проведение нетрадиционного экскурсионного урока требует тщательной подготовки. Педагогу надо ответственно подойти к подготовке трех методических этапов.
Первый этап — подготовительный. На этом этапе определяется цель экскурсии, средства ее осуществления, оформление всех необходимых сопроводительных документов, так знакомых всем преподавателям. Если говорить об интегрированных уроках, то необходимо согласовать и графики двух-трех образовательных учреждений разных образовательных этапов, преподаватели и учащиеся, которых примут участие в мероприятии.
Второй этап — проведение интегрированного урока-экскурсии. Не рационально проводить занятие в виде лекции. Стоит ли проводить такую проблемную подготовку лишь для того, чтобы учащиеся слушали монологи учителей с той лишь разницей, что лекция проходит «в других декорациях»? Экспозиция музея должна «ожить» для учеников и студентов, научить их связывать теоретические сведения с реальным воплощением истории в музейных раритетах. Создание благоприятного психологического климата, умение педагогов вести диалог с группой сделают занятие не просто интересным, а запоминающимся и эффективным.
Третий этап — рефлексия. Третий этап рекомендуется проводить на день позже, когда студенты вуза и лицея успеют обдумать и структурировать обрушившиеся на них впечатления и сведения. Для этих целей подойдут такие технологии и методы, как ЗХУ, эссе, итоговая беседа или даже викторина или соревнование между образовательными звеньями. Какому студенту вуза захочется «проигрывать» лицеисту?
Делая акцент на экскурсионные методы работы, преподаватели лицеев и вузов имеют возможность организации более тесного методического взаимодействия. Преемственность образовательных этапов приобретает в лице таких учителей уже конкретное практическое применение. Экскурсии, организованные не одним, а двумя преподавателями — представителями разных образовательных этапов, способствуют адаптации учащихся к новым, непривычным методам и технологиям преподавания, а также позволяет учителям организовать нетрадиционные интегрированные уроки.
Целесообразно на экскурсионных уроках объединять такие предметы, как история и литература. Подобные интеграции развивают способность студентов мыслить логически, учат находить закономерности в исторических и литературных процессах, видеть взаимосвязь событий и явлений.
Музейное образование способно решить одну из самых главных задач — воспитать у подрастающего поколения чувство патриотизма, уважения к памяти предков, истории своего Отечества. С практико-методической точки зрения, музейное образование является отличным средством обеспечения преемственности образовательных этапов, при применении которого педагоги лицеев и вузов имеют возможность более тесного взаимодействия.
Литература:
- Методика проведения урока-экскурсии на примере работы с учащимися среднеобразовательной школы — http://diplomba.ru/work/105416
- Бабкина Н. В. Развивающие игры с элементами логики — ttp://www.psyparents.ru/read/books/10191/