Музей в системе подготовки учителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 25.11.2020

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Кирик, Е. Е. Музей в системе подготовки учителя / Е. Е. Кирик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 420-421. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75685/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматривается роль музея в подготовке будущего учителя. Раскрывается роль и возможности музеев в воспитании компетентного педагога.

Ключевые слова: музей, будущий учитель, музейная педагогика, учебный процесс.

Подготовка будущего учителя в последние два десятилетия претерпевает значительные перемены, которые связаны с изменением содержания образования и форм организации учебного процесса. Одной из главных задач, стоящих перед высшим образованием, является формирование компетентного специалиста.

В исследованиях, посвященных проблемам компетентностного подхода, таких ученых, как В. А. Адольф, Г. К. Селевко, Т. В. Шамардина, С. Е. Шишов, А. В. Хуторской, наиболее полно раскрывается содержание понятия «компетентность» и связанного с ним понятия «компетенция». Компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним [1].

С позиции требований, предъявляемых к подготовке выпускников вузов, ключевыми компетенциями являются интегральные содержательные характеристики, которые напрямую связаны со способностью студентов в полной мере применять имеющиеся знания, умения и способы деятельности для решения определённых проблем и задач. Формирование подобных компетенций возможно только при условии комплексного подхода и при сочетании учебной и внеучебной деятельности студентов.

Огромными возможностями для формирования у будущих педагогов представлений о культурно-просветительской деятельности, исследовательских компетенций, умений и навыков использования всех возможностей региональной образовательной среды располагает музейная педагогика. [2]. В. М. Полонский в своих работах говорил о музейной педагогике как о разделе педагогики, который представлен как направление в воспитании, целью которого является просветительская деятельность, удовлетворение образовательных и творческих интересов личности, приобщение подрастающего поколения к культуре с помощью изучения истории, специально организованной предметно-пространственной среды, произведений искусства и памятников природы [3].

Для более глубоко развития рассмотренных выше компетенций нужно привлекать студентов педвузов к работе по созданию, изучению и использованию музейных экспозиций. Коллекции музеев при высших учебных заведениях способствуют более полной реализации учебных целей, реализуя образовательно-просветительскую деятельность в ходе теоретических, практических и лабораторных занятий. При этом музеи являются базой для вовлечения студентов в исследовательскую деятельность, что значительно повышает эффективность их профессиональной подготовки. Так же в процессе организации, устройства музеев у студентов формируются гражданские и патриотические чувства, в совместной деятельности развиваются человеческие качества товарищества, дружеской поддержки, взаимной ответственности.

Анализ деятельности педагогических учебных заведений области по организации собственных музеев позволяет нам говорить о их разноплановости. В некоторых деятельность музея пользуется поддержкой местной администрации, в других создание музея и поддержание его деятельности становится полностью делом энтузиастов. Но в любом случае существование музея создает образовательную среду, а активное участие в ней способствует становлению будущего учителя, его профессиональному росту. Нередко учителя, бывшие в студенчестве в активе работы музея, сами становятся организаторами школьных музеев и приобщают к работе в них своих учеников.

Известный исследователь системы дополнительного образования детей в нашей стране В. А. Березина считает, что «в школьном музейном деле особую роль играет личность педагога — организатора музея, его умение заинтересовать своих воспитанников творческой деятельностью и создать неформальное взаимодействие учащихся» [4]. Не будет преувеличением заметить, что становление, своеобразная «обкатка» этих руководителей чаще всего начиналась в музее педагогического вуза, в котором обучались будущие учителя.

Сотрудничество с музеями и использование музейных коллекций в преподавании школьных и вузовских дисциплин — интересное поле для открытия новых образовательных возможностей. Именно в музее «золотое правило» дидактики: научность, доступность и наглядность проявляется наиболее полно.

Базовая площадка для разработки и проведения занятий– Музей ППУ и Павлодарский областной историко-краеведческий музей им. Потанина. Экспозиции музеев охватывают все разделы школьной и вузовской программы и позволяет разработать не только широкую тематику учебных занятий по биологии, но и применить разнообразие дидактических методов при их проведении. Это проявляется в поиске новых форм организации учебного процесса, направленных на развитие познавательного интереса обучающихся. В основу каждого занятия положены диалоговые методы общения, совместный научный поиск, интерактивные методы обучения, развитие коммуникативных умений и навыков.

От цели и задач занятия напрямую будет зависеть как будут использоваться коллекции и экспозиции, какие методические приемы будут применяться. Например, если взять итоговое занятие по определенной теме в форме экскурсии. Студенты, которые готовятся к роли экскурсовода не только проводят экскурсию, но и составляют проверочные задания для своих слушателей. Одним из самых используемых являются квест-игры с вопросами, по изученной тематике. Так же использование коллекций возможно при проведении лекций, или эвристических бесед. Во время подобных занятий студенты получают лишь часть информации, находя ответы на интересующие вопросы при изучении экспозиции.

Проведение занятий в музее для будущих учителей биологии развивает познавательную деятельность и творческие способности, а также формирует аналитическое и критическое мышление. Подготовка студентов к музейной деятельности способствует развитию личности, ее коммуникативного, когнитивного и креативного потенциала. При таком подходе формирование ключевых компетенций как новых результатов обучения создает особый метапредметный контекст профессионального образования.

Литература:

  1. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С.58–64.
  2. Долгачева Е. А. Новое время для школьного музея // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 1. С.46–48.
  3. Полонский В. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2008. 528 с.
  4. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. — метод. пособие. М., 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): будущий учитель, музей, музейная педагогика, учебный процесс, компетенция, проведение занятий, способ деятельности, умение.


Похожие статьи

Роль музеев и музейной педагогики в формировании интереса к истории и воспитании патриотизма у обучающихся

В статье рассматриваются образовательные и воспитательные возможности музея и музейной педагогики в формировании интереса к истории и воспитании патриотизма у обучающихся

Лингвокультурный типаж «учитель» в публицистическом интернет-тексте

В статье описываются основные компоненты лингвокультурного типажа «учитель», определяются специфические особенности употребления данного типажа в публицистических текстах. Образ учителя характеризуется в таких аспектах, как: педагогическая компетентн...

Преемственность начального общего и дошкольного образования в области музейной педагогики

В статье авторы пытаются определить ключевые аспекты взаимодействия начальной школы и детского сада в внеурочной и музейной деятельности.

Актуальность педагогических идей К. Д. Ушинского для современного образования

Данная статья посвящена значимости педагогических идей К. Д. Ушинского в современной системе образования. На примере заданий урока истории показывается, как направления педагога используются в образовательном процессе.

Ключевая фигура производственного обучения

В статье говорится о том, насколько важна роль мастеров производственного обучения в системе образования. А также о проблемах системы общего образования и необходимости саморазвития мастера производственного обучения.

Роль педагогической импровизации в процессе творчества будущего педагога

В данной статье рассмотрено понятие педагогическая импровизация в контексте педагогического творчества педагога обосновывается значимость педагогической импровизации в системе образования. Обосновывается инновация в сфере образования при внедрении им...

Оценка вклада учителя и ученика в процесс обучения

В статье проводится анализ вклада учителя и ученика в процесс обучения. Рассматривается вопрос заинтересованности учащихся в обучении и важность основной функции преподавателя — передачи знаний.

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Детская литература как средство изучения социально-педагогических проблем современного общества

В статье рассматриваются возможности художественной литературы в формировании у будущих специалистов понимание социально-педагогической проблемы.

Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре

В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...

Похожие статьи

Роль музеев и музейной педагогики в формировании интереса к истории и воспитании патриотизма у обучающихся

В статье рассматриваются образовательные и воспитательные возможности музея и музейной педагогики в формировании интереса к истории и воспитании патриотизма у обучающихся

Лингвокультурный типаж «учитель» в публицистическом интернет-тексте

В статье описываются основные компоненты лингвокультурного типажа «учитель», определяются специфические особенности употребления данного типажа в публицистических текстах. Образ учителя характеризуется в таких аспектах, как: педагогическая компетентн...

Преемственность начального общего и дошкольного образования в области музейной педагогики

В статье авторы пытаются определить ключевые аспекты взаимодействия начальной школы и детского сада в внеурочной и музейной деятельности.

Актуальность педагогических идей К. Д. Ушинского для современного образования

Данная статья посвящена значимости педагогических идей К. Д. Ушинского в современной системе образования. На примере заданий урока истории показывается, как направления педагога используются в образовательном процессе.

Ключевая фигура производственного обучения

В статье говорится о том, насколько важна роль мастеров производственного обучения в системе образования. А также о проблемах системы общего образования и необходимости саморазвития мастера производственного обучения.

Роль педагогической импровизации в процессе творчества будущего педагога

В данной статье рассмотрено понятие педагогическая импровизация в контексте педагогического творчества педагога обосновывается значимость педагогической импровизации в системе образования. Обосновывается инновация в сфере образования при внедрении им...

Оценка вклада учителя и ученика в процесс обучения

В статье проводится анализ вклада учителя и ученика в процесс обучения. Рассматривается вопрос заинтересованности учащихся в обучении и важность основной функции преподавателя — передачи знаний.

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Детская литература как средство изучения социально-педагогических проблем современного общества

В статье рассматриваются возможности художественной литературы в формировании у будущих специалистов понимание социально-педагогической проблемы.

Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре

В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...

Задать вопрос