Проектирование эмпирического исследования по проблеме патриотического воспитания старших дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Маракушина И. Г., Фомина Л. П. Проектирование эмпирического исследования по проблеме патриотического воспитания старших дошкольников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 115-118. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9597/ (дата обращения: 17.08.2018).



 

В данной статье рассматриваются философские, психологические и педагогические подходы к содержанию основных понятий исследования, проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Обозначена необходимость патриотического воспитания дошкольников «на основе духовно-нравственных ценностей» в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

 

Актуальность проблемы патриотического воспитания в современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО основана на необходимости обновления содержания воспитания и образования, форм и методов их реализации. В законе «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование закреплено в новом качестве — уровне общего образования [7].

В настоящее время поставлены вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях неспокойной политической обстановки и меняющегося мира. Для детского сада возникла актуальная необходимость вернуться к родным истокам и корням, к истокам родного беломорского севера, его истории. Важными были и есть понятия «Родина», «родной край», «любимый город», которые возбуждают чувство гордости за малую родину и побуждают любовь к Отчизне. В. А. Сухомлинский утверждал, что «есть святыни, которые ни с чем невозможно ни сопоставлять, ни сравнивать. Это — Родина, Отечество, сыновняя верность, преданность земле, где ты родился и осмыслил себя, народу, который вскормил и взрастил тебя», что «начинать познание мира надо с того, что близко — с семьи, с родного очага, с судьбы деда и прадеда, с орденов и медалей, с пожелтевших от времени грамот и благодарностей» [6, с. 22].

Дошкольная организация является идеальным местом по созданию условий для воспитания и развития личности маленького патриота. Применяя новые подходы к решению актуальной задачи патриотического воспитания мы решим вопросы социальной адаптации ребенка, создадим предпросылки становления личности.

Рассмотрим кратко содержание одного из основных понятий нашего исследования: «патриотизм». Патриоти́зм: нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии [10].

Патриотизм: (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина), любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям [5].

Отметим, что данные определения носят обобщающий характер и в нем не указаны субъекты образовательной деятельности, ни педагог, ни воспитанники.

Проблеме патриотизма посвящено много исследований. Вопросы формирования патриотизма, преданности Родине и своему народу исследовались в педагогической науке в трудах известных педагогов и общественных деятелей: В. С. Батищева, В. Г. Белинского, В. С. Библер, Н. А. Добролюбова, Н. М. Карамзина, А. Н. Радищева, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского, А. С. Макаренко и др. Все они были едины во мнении, что важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному краю, национальной культуре, родному языку, природе и т. д. [2, с. 40–42].

Кокуева Л. В. характеризует патриотизм дошкольника как желание ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельностном уровне. Сущность патриотического воспитания заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу. Патриотическое воспитание у ребенка старшего дошкольного возраста успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими [4].

Компоненты патриотизма говорят о том, чтовоспитание патриотизма у старших дошкольников ориентировано на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, а содержание патриотического воспитания ориентировано на воспитание любви и уважения к малой родине, ее истории и культуре, формирование чувства гордости за людей, живущих на русском севере, их достижения и успехи, привитие интереса к явлениям социальной жизни, доступных возрасту.

Филатова Л. В. отметила, что в ракурсе философско-жизненных проблем, отражаемых педагогических наукой и стимулирующих уточнение ее категориального аппарата, воспитание есть приобщение человека к ценностям, являющихся аксиологической формой культуры. Воспитание как приобщение детей дошкольного возраста к ценностям создает условия к их восхождению к культуре как опыту деятельности. Автор доказала, что формирование мотивов, побуждающих ребенка к совершению поступков-слов и поступков-дел — важные составляющие патриотического воспитания, а формирование опыта реализации ребенком отношений, адекватных содержанию понятия «патриотизм», определяет содержательную сторону поступков-слов и поступков-дел ребенка [8].

Царегородцева Л. А. выделяет основные ориентиры содержания патриотизма: воспитание любви и уважения к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формирование чувства гордости за достижения страны, любви и уважения к армии, гордости за мужество воинов, развитие интереса к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Формирование патриотизма у ребёнка происходит постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, к родной стране. [9, с. 80–84].

Детский сад № 19 «Зоренька» САФУ им. М. В. Ломоносова г. Архангельска станет базой эмпирического исследования по эффективности условий воспитания патриотизма старших дошкольников. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста способствует соблюдение следующих условий: обогащение представлений детей о малой родине и Отечестве, использование ресурсов среды дошкольной образовательной организации, организация взаимодействия с родителями.

Предполагается, что воспитание детей старшего дошкольного возраста в духе патриотизма будет более успешным, если во-первых, будет учитываться гражданская идентичность ребенка-дошкольника при организации патриотического воспитания на основе пяти образовательных областей ФГОС ДО, каждая из которых описывает степень выраженности патриотизма, знание традиций и культуры северного края, характер представлений о себе как о гражданине России, развития культуры межнационального общения и толерантности. Во-вторых, будет разработана и апробирована концептуальная модель региональной программы «Северята» по ознакомлению с малой родиной в условиях русского Севера как фактор воспитания патриотизма у старших дошкольников.Перспективный план эмпирической части исследования представлен в таблице 1.

 

Таблица 1

Программа экспериментальной работы по воспитанию патриотизма у дошкольников

Этап

Задачи

Методы исследования

Ожидаемые результаты

Констатирующий

1) подготовить характеристику базы исследования;

2) изучить проявление патриотизма у старших дошкольников экспериментальной группы

3) Определить цели, задачи, содержание, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста экспериментального детского сада

1) Изучение литературы и других источников

2) метод диагностических ситуаций, беседа, проективная методика (рисунок)

1) Характеристика базы исследования;

2) Характеристика проявления патриотизма у старших дошкольников

3) Характеристика исходного уровня старших патриотизма дошкольников экспериментальной группы.

Формирующий

Реализовать на практике работу по проверке эффективности условий воспитания патриотизма у старших дошкольников

Эксперимент, наблюдение

Характеристика хода формирующего эксперимента

Контрольный

1) Выявить уровень сформированности патриотизма, знаний о малой родине, у старших дошкольников в конце экспериментальной работы.

2) На основе сравнения результатов, полученных на разных этапах исследования, оценить результативность проведенной работы по воспитанию патриотизма у старших дошкольников

Метод диагностических ситуаций, беседа, проективная методика (рисунок)

1) Характеристика сформированности патриотизма у старших дошкольников экспериментальной группы в конце экспериментальной работы.

2) Наличие положительной динамики в формировании патриотизма старших дошкольников.

 

На диагностическом этапе нами будут использованы диагностические методики на выявление уровня сформированности патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: диагностические ситуации, беседа, проективная методика (рисунок).

Для реализации экспериментальной программы нашего исследования будут использованы разнообразные организационные формы: беседы с детьми, непосредственно-образовательная деятельность, экскурсии, праздники и развлечения, концерты перед ветеранами Великой Отечественной войны, подготовка к мероприятиям патриотического содержания и др. Реализация алгоритма деятельности педагогов, отражение процесса и этапов решения воспитательно-образовательных задач по воспитанию патриотизма у детей будет осуществляться при взаимодействии с родителями по приобщению детей к ценности патриотизма. Отбор средств, обеспечивающих выполнение воспитательно-образовательных мероприятий, содержание которых базируется при отборе содержания понятия «патриотизм», осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, при разработке краткосрочных проектов, при подготовке и проведении мероприятий (дети и родители — участники). Педагогические средства: отбор методов и форм проведения мероприятий при формировании у детей представлений о малой родине.

На формирующем этапе эксперимента планируется апробирование программы патриотического «Северята» (ознакомление старших дошкольников с малой родиной), которая составлена с учетом регионального компонента. В ходе реализации программы дети познакомятся с мастерами и ремеслами: каргопольской глиняной игрушкой, соломбальскими и холмогорскими козулями, холмогорской резьбой по кости, плетением из корней лозы, бересты, соломы, росписью и резьбой по дереву. Знакомство с изделиями мастеров и народных промыслов вызовет желание сделать такую же вещь своими руками. Дети почерпнут большую информацию о северном регионе, о быте, о мастерах. Дети познакомятся с историей старого и нового Архангельска, знаменитыми людьми Архангельской области.

Для реализации общей стратегии патриотического воспитания старших дошкольников нами будет использован большой потенциал новых информационных технологий, что позволит создать большие возможности для воспитательно-образовательной среды: воспитательное и образовательное пространство. Данная система на базе информационных технологий даст возможность продуктивно, эффективно и результативно решать задачи по патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях Детского сада № 19 «Зоренька».

При реализации задач воспитания патриотизма у дошкольников, разработана экспериментальная программа «Северята». Цель программы: воспитание у воспитанников патриотизма, любви к малой родине, чувства гордости за Родину. В связи с этим, в ходе различных мероприятий дети научатся:

                   знать название области, города; оперировать ими в речи;

                   иметь представления о сезонных изменениях в условиях Крайнего Севера,

                   называть не менее 2 растений и животных родного края;

                   иметь представления о народных промыслах, народных традициях, фольклоре Севера; узнавать предметы культуры и быта, выделять их среди прочих;

                   узнавать по фотографиям северных писателей и их произведения, выдающихся людей Севера-прошлого и настоящего;

                   с гордостью рассказывать о героических людях нашего города и области.

Таким образом, формирование патриотизма дошкольников должно быть направлено на изучение малой родины, ее истории и культуры, формирование чувства гордости за людей, живущих на русском севере, их достижения и успехи, привитие интереса к явлениям социальной жизни.

 

Литература:

 

  1.              Буторина Т. С. Педагогическая регионология: Учебное пособие. — Архангельск: Изд-во АГТУ, 2003. — 91 с.
  2.              Валиева З. И. Роль устного народного творчества в формировании патриотизма учащихся в cовременных социокультурных условиях Северного Кавказа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2013. — № 4 (15). — С. 40–42.
  3.              Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. — М.: Педагогика, 1988. — С.78.
  4.              Кокуева Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук: Ярославль, 2002. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.lib.ua-ru.net/ (дата обращения: 05.11.2015).
  5.              Современная энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения 17.11.2015).
  6.              Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека (Советы воспитателям). — Минск: «Нар. асвета», 1978. — 287 с.
  7.              Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru/
  8.              Филатова Л. В. Педагогические условия воспитания патриотизма ребенка в дошкольном образовательном учреждении. — Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 01.12.2015).
  9.              Царегородцева Е. А. К вопросу о воспитании патриотических чувств у старших дошкольников // В сборнике: Актуальные направления развития научной и образовательной деятельности Гл. редактор Широков О. Н.; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова»; «Харьковский государственный педагогический университет имени Г. С. Сковороды»; «Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова»; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Чебоксары, 2014. С. 80–84.
  10.         Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890–1907.
Основные термины (генерируются автоматически): малая родина, патриотическое воспитание, воспитание патриотизма, старший дошкольный возраст, ребенок, Детский сад, проективная методика, родной край, экспериментальная группа, экспериментальная работа.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к стране, но и к своей малой родине, отчему дому, родителям [3, стр. 233]. Изучая историю своей родины, своего родного края, дети не только приобретают знания, они знакомятся с событиями...

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

патриотическое воспитание, малая родина, дошкольник, чувство патриотизма, народная культура, дошкольная образовательная организация.

патриотическое воспитание, национальная культура, ребенок, русский народ, народ, родной край, Российская Федерация...

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

патриотическое воспитание, малая родина, дошкольник, чувство патриотизма, народная культура, дошкольная образовательная организация. Формирование патриотических чувств у старших дошкольников...

Тувинские праздники как средство патриотического воспитания...

малая родина, патриотическое воспитание, воспитание патриотизма, старший дошкольный возраст, ребенок, Детский сад, проективная методика, родной край, экспериментальная группа, экспериментальная работа.

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес, Севастополь, задание, детский сад, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста...

патриотическое воспитание, дошкольный возраст, патриотическое воспитание детей, воспитание любви, ребенок, Отечество, личностный подход, малая родина, детский сад, родная природа. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста...

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к стране, но и к своей малой родине, отчему дому, родителям [3, стр. 233]. Изучая историю своей родины, своего родного края, дети не только приобретают знания, они знакомятся с событиями...

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

патриотическое воспитание, малая родина, дошкольник, чувство патриотизма, народная культура, дошкольная образовательная организация.

патриотическое воспитание, национальная культура, ребенок, русский народ, народ, родной край, Российская Федерация...

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

патриотическое воспитание, малая родина, дошкольник, чувство патриотизма, народная культура, дошкольная образовательная организация. Формирование патриотических чувств у старших дошкольников...

Тувинские праздники как средство патриотического воспитания...

малая родина, патриотическое воспитание, воспитание патриотизма, старший дошкольный возраст, ребенок, Детский сад, проективная методика, родной край, экспериментальная группа, экспериментальная работа.

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес, Севастополь, задание, детский сад, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста...

патриотическое воспитание, дошкольный возраст, патриотическое воспитание детей, воспитание любви, ребенок, Отечество, личностный подход, малая родина, детский сад, родная природа. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста...

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви.

Задать вопрос