Соблюдение преемственности в рамках реализации образовательных программ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хаустова, В. Н. Соблюдение преемственности в рамках реализации образовательных программ / В. Н. Хаустова, Н. А. Гладкова, М. А. Полякова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 63-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9510/ (дата обращения: 27.04.2024).



 

Изменения, происходящие в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными — это закреплено Законом Российской Федерации «Об образовании» (ч.3 ст.17)1. Это требует консолидированной работы педагогического коллектива школы и дошкольного учреждения в переходный период из одной ступени образования в другую.

Каждый учитель просто обязан плавно применять в своей педагогической работе принципы преемственности между ступенями образования, чтобы результат был положительным и эффективным.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Соответственно возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.

Остановимся на некоторых из них:

          Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.

          Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса — потеря интереса к учению.

          Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.

          Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.

          Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.

          Наряду с возрастающей категорией одаренных и способных детей все больше число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.

Чтобы подобных проблем у наших младших школьников было меньше, учителя школы составили и выполняют договор о сотрудничестве с двумя дошкольными учреждениями нашего микрорайона.

Детство — очень важный период, можно сказать, что это и есть яркая самобытная, ни на что не похожая сама жизнь. Для того, чтобы эта незабываемая жизнь не прервалась у первоклассников, педагоги нашей школы тесно сотрудничают с воспитателями детских садиков.

Начинаем свою работу за год до школы со знакомства с будущими первоклассниками и их родителями. На совместных заседаниях разрабатываются способы педагогического выявления, предупреждения и устранения ситуаций и состояний риска. Тщательное изучение дошкольников позволяет как воспитателям, так и учителям определить актуальный уровень развития каждого ребенка в соответствии с возрастной нормой, зону его ближайшего развития, вовремя обнаружить предпосылки адаптационных нарушений или их проявление, определить форму и объем необходимой помощи.

Совместно с воспитателями мы проводим в подготовительных группах детских садиков диагностику уровня психолого-педагогической готовности дошкольников к началу школьного обучения. По результатам диагностики проводится необходимая коррекционная работа. Положительные результаты дает и участие учителей в работе семейного клуба подготовительных групп, что позволяет снизить тревожность тех родителей, которые испытывают страх перед поступлением их детей в школу. Диагностическая работа продолжается и в первом классе. Ее проводят психолог совместно с логопедом и социальным педагогом.

Все специалисты сходятся во мнении, что предшкольное образование должно осуществляться в разных формах. В нашем округе оно проходит на базе школ с шестилетними детьми, не посещающих ДОУ. Составляя программу занятий, мы руководствовались культурно-исторической концепцией психологического развития детей Л. С. Выготского. Основу организации занятий по развитию школьно-значимых функций определили следующие критерии.

  1.      Системность, так как развитие ребенка — это процесс, в котором все составляющие компоненты взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены.
  2.      Комплексность — взаимодополняемость, так как развитие ребенка- комплексный процесс, в котором развитие познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
  3.      Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Адекватность требований и нагрузок, которые предъявляются ребенку в процессе занятий.
  4.      Постепенность, пошаговость и системность в освоении, следование от более доступных заданий к более сложным.
  5.      Индивидуализация темпа работы, т. е. переход к новому этапу обучения только после полного освоения предыдущего материала.
  6.      Цикличность построения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации школьно-значимых функций.

Мы проводим занятия два раза в неделю в специально оборудованных для этого аудиториях. Каждое занятие длится 30 минут. Во время получасового перерыва учителя играют с детьми, учатся общаться друг с другом. Вместе с педагогами работают психолог и логопед. Они наблюдают за дошкольниками, проводят упражнения, которые помогают детям включаться в ритм занятий, развивают воображение, мышление и другие мыслительные процессы.

Очень важен контакт с родителями, которые должны стать для учителя союзниками, друзьями, единомышленниками. Именно родителям до 1 сентября необходимо поменять режим дня ребенка, адаптировав его к школьному; освоить маршрут из дома до школы и обратно. Пришло время побеседовать с ребенком по душам, с какими психологическими проблемами он столкнется в школе. Малыш должен раз и навсегда усвоить, что учеба — это просто новый, естественный для его возраста этап жизни. А школа — не сплошной праздник и удовольствие, но и не каторга. Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школа, развитие ребенка, ступень образования, школьное обучение.

Похожие статьи

школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст...

Сущность готовности ребенка к школьному обучению... школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная деятельность, уровень развития, умение, ближайшее развитие, познавательная деятельность, волевая готовность.

школа, детский сад, ребенок, школьное обучение, родитель...

детский сад, школа, ребенок, учебная деятельность, подготовка детей, подготовка ребенка, образовательная деятельность, знание, задача, школьная

О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время.

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях.

Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе

Обучение ребенка в школе — это не столько вопрос образования, сколько, вопрос развития ребенка. Проблема готовности ребенка к обучению в образовательной организации занимает общественность и науку с того момента, как началось массовое обучение детей в школах.

школа, ребенок, школьное обучение, развитие...

школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная деятельность, уровень развития, умение, ближайшее развитие

Изучение готовности младших школьников к переходу... Начальная школа для ребенка является значимой ступенью школьной жизни.

Подготовка ребенка к школе — за или против?

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Преемственность в математическом развитии детей дошкольного...

Преемственность устойчивого развития на уровнях... школа, учебная деятельность, ребенок, детский сад, дошкольно-школьная преемственность, подход, обеспечение преемственности, школьное обучение, программа, школьное образование.

детский сад, ребенок, школа, школьное обучение, дошкольное...

В статье рассматривается вопрос психологического сопровождения детей на этапе перехода из дошкольного учреждения в начальную школу. Приводятся задачи психологической работы на дошкольной и школьной ступенях развития ребёнка...

Речевая готовность к школе детей предшкольного возраста

школьное обучение, речевое развитие детей, устная речь, русский язык, речевое развитие, речевая деятельность, дошкольное образование, начальное общее образование, начальная школа, детская литература.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

История развития диагностики готовности детей к школьному обучению началась за рубежом, в период расцвета метода тестирования. Большую роль сыграла концепция, выдвинутая А. Керном и его последователем Я. Йирасеком. Психологическая готовность к обучению в школе...

Похожие статьи

школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст...

Сущность готовности ребенка к школьному обучению... школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная деятельность, уровень развития, умение, ближайшее развитие, познавательная деятельность, волевая готовность.

школа, детский сад, ребенок, школьное обучение, родитель...

детский сад, школа, ребенок, учебная деятельность, подготовка детей, подготовка ребенка, образовательная деятельность, знание, задача, школьная

О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время.

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях.

Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе

Обучение ребенка в школе — это не столько вопрос образования, сколько, вопрос развития ребенка. Проблема готовности ребенка к обучению в образовательной организации занимает общественность и науку с того момента, как началось массовое обучение детей в школах.

школа, ребенок, школьное обучение, развитие...

школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная деятельность, уровень развития, умение, ближайшее развитие

Изучение готовности младших школьников к переходу... Начальная школа для ребенка является значимой ступенью школьной жизни.

Подготовка ребенка к школе — за или против?

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Преемственность в математическом развитии детей дошкольного...

Преемственность устойчивого развития на уровнях... школа, учебная деятельность, ребенок, детский сад, дошкольно-школьная преемственность, подход, обеспечение преемственности, школьное обучение, программа, школьное образование.

детский сад, ребенок, школа, школьное обучение, дошкольное...

В статье рассматривается вопрос психологического сопровождения детей на этапе перехода из дошкольного учреждения в начальную школу. Приводятся задачи психологической работы на дошкольной и школьной ступенях развития ребёнка...

Речевая готовность к школе детей предшкольного возраста

школьное обучение, речевое развитие детей, устная речь, русский язык, речевое развитие, речевая деятельность, дошкольное образование, начальное общее образование, начальная школа, детская литература.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

История развития диагностики готовности детей к школьному обучению началась за рубежом, в период расцвета метода тестирования. Большую роль сыграла концепция, выдвинутая А. Керном и его последователем Я. Йирасеком. Психологическая готовность к обучению в школе...