Психологическая готовность ребенка к школьному обучению | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 07.05.2017

Статья просмотрена: 1764 раза

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2 (9). — С. 2-5. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2345/ (дата обращения: 19.04.2024).



Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.

Л. А. Венгер

Проблема диагностирования уровня психологической готовности к школьному обучению вовсе не нова для психологической и педагогической науки. Впервые этот вопрос был сформулирован в связи с изменением сроков начала систематического обучения. На сегодняшний день существует несколько десятков различных подходов к рассмотрению самого феномена психологической готовности и способов ее диагностирования, однако единого четкого алгоритма пока не существует.

Общепризнанно, что готовность к школьному обучению — это многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Большинство авторов представляют готовность ребенка к школе как совокупность личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для обучения. Кроме того, подчеркивается важность еще одной стороны готовности ребенка к школе, так называемой «социально-психологической» или коммуникативной, проявляющейся в адекватности отношений ребенка со сверстниками и взрослыми — родителями и учителями.

История развития диагностики готовности детей к школьному обучению началась за рубежом, в период расцвета метода тестирования. Большую роль сыграла концепция, выдвинутая А. Керном и его последователем Я. Йирасеком. Психологическая готовность к обучению в школе рассматривалась этими исследователями как школьная зрелость, сущность которой, заключается в достижении такой степени в развитии, когда ребенок становится способным участвовать в школьном обучении. Я. Йирасек предложил для изучения школьной зрелости адаптированный вариант методики Керна [3]. В литературе этот тест получил название «Ориентировочный тест школьной зрелости Керна — Йирасека».

В отечественной психологии детальная проработка проблемы готовность к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л. С. Выготского, содержится в работах Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, Н. Г. Салминой, Е. Е. Кравцовой.

Л. И. Божович основным критерием готовности к школе считает особое новообразование — «внутреннюю позицию школьника», представляющую собой сплав познавательной потребности и потребности в общения на новом уровне. Сочетание этих потребностей позволяет ребенку включаться в учебный процесс в качестве субъекта школьной жизни, что проявляется в произвольном поведении ученика [2].

А. Запорожец разделял точку зрения Л. И. Божович и рассматривал готовность к обучению в школе как целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, характеризующую достижение ребенком новой, более высокой стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития. Весьма существенное значение для эффективного школьного обучения имеет достигнутый уровень общего физического и духовного развития и, в первую очередь, развитие нравственно-волевых качеств и мотивации учения [4].

Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, а также умение работать по образцу. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля [3].

Н. И. Гуткина подчеркивает определяющую роль мотивации в готовности детей к школьному обучению. Особое внимание автор уделяет произвольности, слабое развитие которой рассматривается как основная предпосылка возникающих в школьном обучении трудностей.

Первоклассник, готовый к школьному обучению должен овладеть учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения. Так как учебная мотивация, с точки зрения автора, является вершиной психического развития ребенка-дошкольника, то это подразумевает наличие необходимого и достаточного для обучения уровня интеллекта в самом широком понимании [5].

С точки зрения А. Л. Венгер, готовность к школе представляет собой не простую сумму интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных и прочих достижений, а характеризуется достижением определенного уровня регуляции деятельности, который стоит рассматривать как целостное образование, где лишь условно могут быть выделены составляющие. К ним относятся: ориентация ребенка на указания взрослого и условие задачи, механизмы анализа конкретной ситуации и выработки возможного плана действий, механизмы контроля над соответствием плана заданным нормам, побуждение к соблюдению норм, эмоции, в которых отражается указанное побуждение [4].

Тем не менее, как было отмечено, несмотря на некую схожесть подходов к рассмотрению психологической готовности к школьному обучению, в современной психологии, нет единого и четкого представления рассматриваемого вопроса. Психологическая готовность к систематическому обучению в школе рассматривается как итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности. В связи с этим ученые выделяют интеллектуальную и личностную готовность ребенка к обучению в школе. Последняя требует наличия известного уровня развития социальных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств личности.

Большинство исследователей и специалистов считают, что психологическая готовность к школьному обучению проявляется в сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом. Следовательно, исследовать психологическую готовность ребенка к обучению во всем объеме означает диагностировать различные ее стороны: мотивационную, интеллектуальную, волевую готовность; сформированность у ребенка отношения к учителю как к взрослому, обладающему особыми социальными функциями, а также развитие необходимых форм общения со сверстниками.

Литература:

  1. Богданова Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М.: Роспедагенство, 1994.
  2. Венгер Л. А. Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей. — М.: Академия, 1981.
  3. Гуткина Н. И. психологическая готовность к школе. — М. НПО «Образование», 1996.
  4. Дощицына З. В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. — М.: Новая школа, 1994.
  5. Нижегородцева Н. В. Развитие познавательных процессов и личности в старшем дошкольном возрасте: Учебное пособие. Ярославль, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): школьное обучение, психологическая готовность, школа, готовность, обучение, систематическое обучение, учебная мотивация, школьная зрелость.

Похожие статьи

Психологическая готовность дошкольника к обучению

школьное обучение, психологическая готовность, школа, систематическое обучение, учебная мотивация, школьная зрелость, готовность, обучение.

Исследование психологической готовности детей к обучению...

школьное обучение, психологическая готовность, школа, систематическое обучение, учебная мотивация, школьная зрелость, готовность, обучение. Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

Система педагогического руководства в проблеме готовности...

школьное обучение, психологическая готовность, школа, систематическое обучение, учебная мотивация, школьная зрелость, готовность, обучение.

Мотивационная готовность как компонент психологической...

школа, психологическая готовность, мотивационная готовность, ребенок, школьное обучение, обучение, детский сад, школьная жизнь, положительная психологическая установка, образовательная деятельность.

школьное обучение, психологическая готовность, школа...

...психологическая готовность, школа, систематическое обучение, учебная мотивация, школьная зрелость, готовность, обучение.

школа, психологическая готовность, мотивационная готовность, ребенок, школьное обучение, обучение, детский сад...

школьное обучение, психологическая готовность, школа...

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению. школьное обучение, психологическая готовность, школа, систематическое обучение, учебная мотивация, школьная зрелость, готовность, обучение.

Сущность готовности ребенка к школьному обучению...

школа, ребенок, школьное обучение, развитие, психологическая готовность, учебная деятельность, упражнение, словесная игра, логическое мышление, друг. Подготовка дошкольников к школе через развитие...

Психологическая готовность дошкольников к школьному...

ребенок, школьное обучение, школа, психологическая готовность, интеллектуальная готовность, дошкольный возраст, умение, учебная деятельность, мотивационная готовность, наглядно-образное мышление.

Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

ребенок, психологическая готовность, школьная зрелость, обучение, школа, уровень, воспитанник, высокий уровень, дошкольный возраст, школьное обучение.

Похожие статьи

Психологическая готовность дошкольника к обучению

школьное обучение, психологическая готовность, школа, систематическое обучение, учебная мотивация, школьная зрелость, готовность, обучение.

Исследование психологической готовности детей к обучению...

школьное обучение, психологическая готовность, школа, систематическое обучение, учебная мотивация, школьная зрелость, готовность, обучение. Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

Система педагогического руководства в проблеме готовности...

школьное обучение, психологическая готовность, школа, систематическое обучение, учебная мотивация, школьная зрелость, готовность, обучение.

Мотивационная готовность как компонент психологической...

школа, психологическая готовность, мотивационная готовность, ребенок, школьное обучение, обучение, детский сад, школьная жизнь, положительная психологическая установка, образовательная деятельность.

школьное обучение, психологическая готовность, школа...

...психологическая готовность, школа, систематическое обучение, учебная мотивация, школьная зрелость, готовность, обучение.

школа, психологическая готовность, мотивационная готовность, ребенок, школьное обучение, обучение, детский сад...

школьное обучение, психологическая готовность, школа...

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению. школьное обучение, психологическая готовность, школа, систематическое обучение, учебная мотивация, школьная зрелость, готовность, обучение.

Сущность готовности ребенка к школьному обучению...

школа, ребенок, школьное обучение, развитие, психологическая готовность, учебная деятельность, упражнение, словесная игра, логическое мышление, друг. Подготовка дошкольников к школе через развитие...

Психологическая готовность дошкольников к школьному...

ребенок, школьное обучение, школа, психологическая готовность, интеллектуальная готовность, дошкольный возраст, умение, учебная деятельность, мотивационная готовность, наглядно-образное мышление.

Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

ребенок, психологическая готовность, школьная зрелость, обучение, школа, уровень, воспитанник, высокий уровень, дошкольный возраст, школьное обучение.

Задать вопрос