Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 17.02.2017

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Горбенко С. А. Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 424-426. — URL https://moluch.ru/archive/141/39630/ (дата обращения: 20.10.2018).



В статье раскрываются особенности понимания подготовки детей к обучению в школе в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: подготовка к школе, психическое развитие дошкольников

Обучение ребенка в школе — это не столько вопрос образования, сколько, вопрос развития ребенка. Проблема готовности ребенка к обучению в образовательной организации занимает общественность и науку с того момента, как началось массовое обучение детей в школах. Что должен знать, уметь, чем должен владеть ребенок, который приходит в школу? Чем может помочь воспитатель ребенку в детском саду и родителям, чтобы обучение в школе шло эффективно и приятно. — Это вопросы не риторические, а насущные, которые стоят перед каждым новым поколением детей и родителей.

В процессе работы над этой проблемой в нашей образовательной организации сложились значимые теоретические обоснования понимания основ подготовки ребенка к школе и практические методы, которые помогают большинству детей и их родителям. В данной статье мы дадим представление о понимании нами подготовки детей к школе.

Особенностью жизни дошкольника является свободное времяпрепровождение, особенностью жизни младшего школьника является ответственность — он должен ходить в школу, следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам, заниматься предметами школьной программы, делать на уроке то, что требует педагог; усваивать положенные по программе знания, умения и навыки.

На настоящий момент традиционно выделяют следующие стороны готовностиребенка к школе: физическая, интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная и социально-психологическая. В нашей деятельности, занимаясь подготовкой ребенка к школе, мы придерживаемся этой традиционной схемы. Считаем необходимым вести подготовку к школе и в психологическом и педагогическом плане. Рассмотрим кратко содержание сторон.

К физической стороне относят (в соответствии с возрастом): необходимый вес, рост, объем груди, мышечный тонус и прочие показатели. Состояние крупной и мелкой моторики, нервной системы ребенка. Состояние здоровья в целом.

Готовность по физическим показателям предполагает достаточную точность и ловкость движений рук, туловища, умение пользоваться карандашами, ручкой, кисточками, выполнять мелкие и разнообразные действия и движения рукой, согласованность движения «глаз-рука».

Большое внимание учеными отводится содержанию интеллектуальной стороны готовности. Разными авторами с разной степенью значимости в интеллектуальную подготовку включены словарный запас (активный и пассивный), развитие познавательных процессов (памяти, воображения, восприятия, мышления); учебные умения, обучаемость и др.

В этом показателе, существенно важно, определить уровень владения приемами умственной деятельности, уровень развития познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение) ребенка. Это дифференцированность восприятия, в целом, помогающего наблюдать предметы и явления окружающего мира, способами запоминания материала, ориентировкой в пространстве и времени и др.

Эмоционально-волевая, личностная и социально-психологическая стороны готовности ребенка к школе тесно связаны друг с другом. Эмоционально-волевая сторона сформирована, если ребенок умеет принять цель или даже самостоятельно ее ставить, намечать план своих действий, а возможно и действий других, принимать решение, преодолевать возможные препятствия для достижения запланированного. У ребенка в предшкольный период формируется произвольность процессов психики, произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающая возможность выполнять требования школьного режима, организовывать себя на уроке и переменах; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений. Умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого

В содержании личностной и социально-психологической готовности, прежде всего, выделяют сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника» по Л. И. Божович), мотивационная готовность; формирование определенных нравственных качеств и качеств общения со сверстниками и взрослыми, умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей. Отношение к учению как к очень важному, значимому делу, интерес к учебным занятиям, стремление к приобретению знаний — важнейшие аспекты мотивационного показателя. Проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи

Исходя из понимания сторон готовности к школе, выделяют основные пути, по которым должна вестись подготовка к школе:

Первый путь — это развитие психики в целом, отношений и поведения. В предшкольный период общее развитие ребенка должно достичь определенного уровня. Развитие словарного запаса, мышления, речи, памяти, воображения, восприятия, внимания, т. е. первый путь — это путь интеллектуального развития, развития интеллектуальной компетентности. Реализация содержания общего развития психики осуществляют все специалисты дошкольной организации, работающие с детьми (воспитатель и др.), в том числе и родители.

Второй путь — это развитие произвольности деятельности и поведения. Произвольность не является новообразованием дошкольного возраста, она является психическим новообразованием младшего школьного возраста, но в дошкольный период мы обращаем внимание на выработке умений сосредоточиться на чем-либо, довести дело до конца, спланировать свою деятельность, следовать своему плану, контролировать себя, давать оценку своим действиям.

Третий путь — мотивационная сторона, интерес к учению. В дошкольном возрасте, когда еще нет полноценной учебной деятельности, мы не может говорить о формировании полноценной учебной мотивации, но можем ставить вопрос о воспитании интереса к новому, к выполнению заданий и инструкций родителей и воспитателей. Проверка и оценка выполненного, сравнение с другими своими результатами.

Четвертый путь — коммуникативные умения, коммуникативная компетентность дошкольника. Умение ребенка выстроить отношения и со сверстниками, и со взрослыми, умение задавать вопросы, анализировать задачу и отвечать на вопросы.

Все эти пути одинаково значимы в развитии ребенка в предшкольный период.

Задача дошкольной образовательной организации — воспитание и развитие ребенка (развитие его мотивационной и коммуникативной сфер, мышления, памяти, внимания и др.), а не обучение его школьным навыкам.

Советы родителям

Занимайтесь с ребенком физкультурой, развивая общую ловкость, точность движений, стремление напрягаться и выдерживать напряжение.

Развивайте волевые качества, такие как целеполагание, планирование, настойчивость, умение доводить дело до конца, решительность.

Формируйте мыслительные операции, качества ума: наблюдательность, гибкость, пластичность, интерес к познанию окружающего мира. Развивайте умения рассуждать, сравнивать, группировать, классифицировать предметы и явления окружающей природы. Задавайте вопросы на сравнение и обобщение: какая разница/ сходство между яблоком и грушей, ромашкой и розой и т. д.

Ставьте перед ребёнком проблемные ситуации: предложите ему выяснить, почему завял цветок, вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня не получается.

Обсуждайте с ребенком — как можно поступить в той или иной жизненной ситуации.

Обсуждайте прочитанные книги, выясняйте, как ребёнок понял их основное содержание и возможно второй план повествования, как оценивает поступки героев, способен ли доказать, почему одних действующих лиц он осуждает, других одобряет.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
  2. Выготский Л. С. Детская психология / Собр.соч. в 6 т. — М.: Просвещение, 1984.
  3. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.
  4. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): школа, развитие ребенка, путь, умение, умение ребенка, школьный режим, образовательная организация, дошкольный возраст, дошкольная образовательная организация, окружающий мир.


Ключевые слова

подготовка к школе, психическое развитие дошкольников

Похожие статьи

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях. Стригунова Анастасия Геннадьевна, магистрант. На современном этапе подготовка к школе с психолого-педагогической проблемы переросла в проблему большой социальной...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

Задачей для педагогов дошкольного образования в современном мире, является не только развитие детей, но и формирование у дошкольников познавательной мотивации.

Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

школьное обучение, ребенок, дошкольный возраст, школа, учебная деятельность, совместная деятельность, психолого-педагогическая готовность, психологическая система, высокий уровень, социальная зрелость.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Роль воспитателя в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Ключевые слова: метод проектов, познавательная деятельность детей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, роль воспитателя, форма организации...

Образовательная среда как условие эффективности физического...

При этом Ж. Ж. Руссо отмечал, что основными источниками развития личности выступает не обширность знаний, а умение самостоятельно

При этом в нем будут гармонично объединены различные образовательные среды для целостного восприятия окружающего мира.

Возможности ДОО в познавательном развитии детей...

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной...

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста...

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Место регионального компонента в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста.

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

Кроме того, важную роль в развитии детей дошкольного возраста имеет образовательная среда и ее психологическая безопасность.

Младший возраст (3–4 года) — является важнейшим периодом в развитии дошкольника. В этот период у ребенка появляется новое...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях. Стригунова Анастасия Геннадьевна, магистрант. На современном этапе подготовка к школе с психолого-педагогической проблемы переросла в проблему большой социальной...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

Задачей для педагогов дошкольного образования в современном мире, является не только развитие детей, но и формирование у дошкольников познавательной мотивации.

Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

школьное обучение, ребенок, дошкольный возраст, школа, учебная деятельность, совместная деятельность, психолого-педагогическая готовность, психологическая система, высокий уровень, социальная зрелость.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Роль воспитателя в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Ключевые слова: метод проектов, познавательная деятельность детей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, роль воспитателя, форма организации...

Образовательная среда как условие эффективности физического...

При этом Ж. Ж. Руссо отмечал, что основными источниками развития личности выступает не обширность знаний, а умение самостоятельно

При этом в нем будут гармонично объединены различные образовательные среды для целостного восприятия окружающего мира.

Возможности ДОО в познавательном развитии детей...

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной...

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста...

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Место регионального компонента в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Развитие творческого потенциала у детей дошкольного возраста.

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

Кроме того, важную роль в развитии детей дошкольного возраста имеет образовательная среда и ее психологическая безопасность.

Младший возраст (3–4 года) — является важнейшим периодом в развитии дошкольника. В этот период у ребенка появляется новое...

Задать вопрос